Подписаться на рассылку обновлений




140

Хет-трик Ильи Маковеева: Россия, Европа, мир!

  

Моё знакомство с Ильёй Маковеевым состоялось на 4-ой Гроссмейстерской Школе Дипломированных Специалистов (в тренерском составе: Салим Фазульянов, Борис Савченко, Ярослав Призант) в городе Кисловодске в январе 2013 года. Помню, директор школы Салим Фазульянов сказал мне: «На сборы приезжает 6-летний фанат Яр Саныча» (прим. автора - мой канал на youtube, где я выкладываю шахматные уроки под именем Яр Саныч). Илья сразу стал любимчиком всех тренеров и участников сборов.

Маленький 6-летний мальчик поражал своей блестящей игрой и умудрялся выдерживать темп ежедневных 4-х часовых занятий и сложной турнирной партии. В память врезался один эпизод: выиграв партию у довольно приличного соперника, Илья уже собирался уходить. В этот момент я оторвал взгляд от своей доски (сам принимал участие в турнире)  и посмотрел на него. Он гордо поднял указательный палец вверх, сигнализируя мне о своей победе. Под дружный хохот и умиление участников он покинул турнирный зал и отправился отдыхать. Запомнилось индивидуальное занятие с Ильёй. В какой–то момент мы стали играть в блиц, и маленький 6-летний мальчик держался со мной на равных хода до 30-го, виртуозно разыграв защиту Грюнфельда. Помню, подумал, что такого талантливого ребёнка нигде и никогда не встречал.

В заключение сборов у меня состоялась беседа с отцом Ильи Петром Евгеньевичем, где он просил взять сына в свои ученики.  Я ответил, что взять такого талантливого мальчика – мечта любого тренера, но на носу были важные старты: первенство ЦФО с последующим выходом в Высшую лигу, Чемпионат Европы и предложил начать занятия к концу весны.

Наши занятия с юным талантом из Геленджика начались на Первенстве России до 9 лет 2013 года в Костроме, где я помогал по скайпу. Илья показал неплохой результат, занял 3 место, однако, качество партий оставляло желать лучшего. Во многих поединках были допущены явные тактические ошибки, некоторые завершились вничью, даже когда позиция была выигранной. Илья соглашался на ничью, мотивируя это тем, что боялся проиграть и откатиться в середину турнирной таблицы. Итак, начались трудовые будни - занятия по скайпу два раза в неделю по полтора часа: «Алло, Геленджик? Это Кимры! Как слышно?»

Пользуясь тем, что Илья хочет заниматься только со мной, и, видя ничьи в лучших и выигранных позициях в Костроме, я поставил ультиматум. Помню, сказал следующее: «В нашей стране и по всему миру сейчас шахматный бум. Конкуренция всё выше и выше. Чтобы не затеряться среди шахматного планктона, тебе нужно научиться бороться до конца, ведь есть только одно место в турнире – первое. У меня в учениках только чемпионы (здесь я немного приукрасил) и впредь никаких ничьих. Для ничьи есть 5 причин: 1) вечный шах; 2) троекратное повторение позиции; 3) правило 50-ти ходов; 4)голые короли;  5) бито-ничейная позиция.  В случае нарушения – будешь искать себе другого тренера». С тех пор минуло полтора года, и Илья пока уверенно держит наш уговор, показывая порой блестящие результаты:

- Анапа 2013, этап Кубка России среди мальчиков до 9 лет – 9 из 9

- Лоо 2013, этап Кубка России среди мальчиков до 9 лет – 9 из 9

- Бжид 2013, лично – командное Первенство Краснодарского края среди детей - 7 из 7

- Лоо 2013, Чемпионат ЮФО до 9 лет – 9 из 9

- Кострома 2014, Первенство России до 9 лет – 11 из 11

- Лазаревское 2014, этап Кубка России среди мальчиков до 11 лет – 9 из 9

- Батуми 2014, Чемпионат Европы среди мальчиков до 9 лет – 9 из 9

- Лоо 2014, Чемпионат ЮФО до 11 лет - 9 из 9

Затем я попытался быстро устранить тактические пробелы, попутно поставив на новый уровень счёт вариантов и видение доски. В самые кратчайшие сроки Илья прорешал книги, где собрана лёгкая тактика: Конотоп для 4-3-2 разряда, Полгар «Шахматная тактика для будущих чемпионов», Иващенко  «Сборник шахматных комбинаций» (с 500 позиции и до конца), Славин «Учебник – задачник шахмат» том 4 и 5. Считаю, что дети 5-9 лет должны решать много лёгкой тактики, не утруждаясь сложными и не понятными примерами. Решение таких упражнений даёт:  уверенность в себе, улучшение тактической зоркости, освоение комбинационной игры. Все книги были прорешаны в течении 2-х месяцев. Затем настала пора моих тактических упражнений. Эти задачи я подбираю самостоятельно из многих партий : своих, учеников, Megadatabase и т.д. Идею этих, как впрочем, и многих других, упражнений мне показал гениальный тренер, который сейчас живёт на просторах Германии – Роман Видоняк (международный мастер, FideSeniortrainer , воспитавший целую плеяду молодых немецких гроссмейстеров). Общение с Романом стало очень важным звеном в моём тренерском развитии.

Итак, в чём суть задач. Мы видим под диаграммой два хода, их нужно сделать в уме и далее найти комбинацию. (Два хода в уме - комбинация)

Я. Призант – В. Качар, Москва 2005

Уровень «Два хода в уме - комбинация»

 

17. Cc4 Kc5 18.ed Cxd4

Затем уровень сложности и количество ходов в уме увеличиваются. Шаг за шагом, летом при подготовке к международным стартам, Илья дошёл до уровня «10 ходов в уме – комбинация (тактика)». Вот, например:

Я. Призант – А.Чудиновских, Легница 2013

Уровень «10 ходов в уме – комбинация»

 

24.d5 Лf8 25.Сa7 Сg5 26.Сxb8 Сxc1 27.dxe6 Фxb8 28.exd7 Сxb2 29.Кe4 Сxe5 30.Кg5 Крg8 31.d8Ф Лxd8 32.Фxf7+ Крh8 33.Лxd8+ Фxd8
 
 
На мой взгляд, такие задачи очень полезны для шахматиста:

1)      Развивается тактическая зоркость;

2)      Быстрый и точный расчёт вариантов (экономия сил и времени в партии!);

3)      Визуализация;

4)      Чувство доски и фигур.

После того как Илья решил около пяти тысяч (именно столько упражнений в моих базах) таких задач, тактика не просто видится безупречно, а чувствуется уже за несколько ходов до её появления. Эти, а также многие другие упражнения, мой подопечный получал в домашнее задание, которое я давал после каждого занятия по скайпу. Илья привык много работать дома, так как по-другому быстрый прогресс невозможен.

Ну а так всего понемногу: обязательно разбираем все партии, занимаемся позиционной игрой, эндшпилем, изучаем дебют по специальной программе. Суть программы в том…, но, кажется, Остапа понесло, поэтому не буду раскрывать всех тренерских секретов.

В настоящее время конкуренция стала настолько большой, что в одиночку вырастить  троекратного чемпиона (Россия, Европа, мир!) не представляется возможным. Здесь нужен мощный союз: ученик – родители – тренер (а лучше пару тренеров, как в нашем случае). Мне как тренеру очень повезло: у Ильи папа инженер-электронщик, который неплохо играет в шахматы. Пётр Евгеньевич Маковеев отлично разбирается в современной технике и всех видах шахматных программ. Роль отца нельзя переоценить: это и поездки с сыном почти на каждый турнир, и  помощь во всём, что связано с тренировочным процессом дома: проверка домашнего задания, разыгрывание позиций, подбор литературы, настройка шахматных программ и т.д. Пётр Евгеньевич  создал сайт www.makoveevchess.ru, где мы можем следить за успехами Ильи, а также обмениваться бесценным опытом в подготовке будущих чемпионов.

Ещё один тренер Геленджикского самородка – Андрей Ободчук – международный мастер, семикратный чемпион IPCA, человек с непростой судьбой и сильная личность, у которого можно очень многому поучиться. Андрей Анатольевич не так давно переехал жить в Геленджик и начал помогать Илье в его восхождении к чемпионским вершинам: постановка самобытных дебютных схем, сопровождение на некоторых турнирах. Именно Андрей Анатольевич Ободчук и Пётр Евгеньевич Маковеев поддерживали Илью на чемпионате Европы в Батуми, когда я в те же даты сражался на Мемориале Чигорина в Санкт-Петербурге.

Андрей Ободчук:     «Впервые я увидел Илью  два года тому назад в местном шахматном клубе. Я обратил внимание на беленького  большеглазого мальчика 6 лет, на удивление успешно игравшего блиц с большими дядями.  А месяца через три после того, как я «засветился»  в Геленджике в качестве мастера и тренера, мне позвонил Петр Евгеньевич Маковеев и предложил  позаниматься с Ильей. То, что Илья – незаурядный талант, было понятно мне  сразу. Он мгновенно схватывал суть позиции, видел много короткой тактики и  - что совсем нетипично для маленького ребенка – находил  хорошие поля для своих фигур. Он  всегда имеет   свою точку зрения на позицию и  в совместном анализе готов отстаивать ее до конца, приводя  конкретные варианты и  - хотите верьте, хотите – нет  - серьезные логические аргументы! Он чрезвычайно болезненно переживает поражения, но  в последнее время их стало несравненно меньше, да и иммунитет  к этой неизбежной составляющей  нашего дела значительно окреп.  Смею надеяться, что здесь есть доля и моего участия. Между прочим, Илья обладает не по годам развитым чувством юмора.  Заниматься с ним – истинное удовольствие для любого тренера. Мой подход к обучению техники расчета принципиально не отличается от сформулированного Ярославом Призантом: прежде чем сделать ход, ответь себе, как сходит противник  и всегда имей достойный ответ на этот ход. Эту трехчленную цепочку можно продолжать, держа в голове «картинку», так долго, как этого требует расчет вплоть до ясной оценки получающейся  позиции. Если  у тебя нет хорошего ответа на ход противника, ты  просто в эту линию не идешь.  И еще: мне близок подход  Иосифа Дорфмана, рассмотренный в его дилогии «Метод в шахматах».

Любой серьезный  тренер знает, что для  того, чтобы юный талант состоялся как  действительно успешный игрок, нужно, как минимум, четыре  составляющих: талант в сочетании с психологической устойчивостью, поддержка семьи, хорошие учителя  и   серьезная финансовая база для регулярных поездок на соревнования. По крайней мере,  с тремя первыми пунктами этой программы-минимум Илье Маковееву, считаю, повезло...»

 Чемпионат мира

На старт чемпионата мира среди мальчиков до 8 лет вышло 64 шахматиста из 27-ми стран. Несмотря на то, что количество участников по сравнению с прошлым годом заметно уменьшилось, конкуренция была очень высокой!  Главными соперниками Ильи оказались представители Индии, США и напористый монгольский шахматист Е. Тугстумур. Индийцы оказались шахматистами с позиционным стилем игры, американцы играли в шахматы по-разному, а вот энергичный монгольский мальчик играл очень мощно и стремительно шёл вперёд практически в любой позиции.

Главным вопросом чемпионата мира в ЮАР для меня был вопрос интернета и связи.

Так как наши занятия не имеют официального характера, я «свободный художник», который работает только по скайпу, то найти деньги на поездку на чемпионат мира не представлялось возможным. Безусловно, тренер должен присутствовать с подопечным на таких стартах (особенно с маленьким 8-м летним мальчиком), но платить из своего кармана или кармана родителей более 100.000 рублей совсем не хотелось. Было принято решение, что я буду помогать по скайпу, а Илья отправился в ЮАР с мамой. К сожалению, связь в отеле была очень плохой и иногда подготовка не удавалась, особенно в те дни, когда было по два тура в день.

Уверенно и мощно стартовав (5 из 5), Илья был в бодром расположении духа. В 6-ом туре он сыграл важный поединок с монгольским мальчиком. Шахматное сражение напоминало качели и справедливо закончилось вничью. Далее игра немного разладилась, и я совсем не узнавал Илью: мой ученик играл явно ниже своих возможностей. Выходили на связь рано утром, чтобы связь была получше: пока все спят и теплится связь через WiFi. Я пытался «достучаться» до Ильи, дабы нормализовать его психологическое состояние: было видно, что он очень нервничает в процессе решающих партий. В результате сложной финишной концовки нервы Ильи всё же оказались крепче и в «лотерее» под названием «Бухгольц» он вытащил счастливый билет, оставив монгольского шахматиста на 2-ом месте. Победа!

Чемпионат Европы

Пётр Евгеньевич Маковеев:   «Поездка в Батуми оказалась не простой из-за  тяжёлой дороги: сперва мама отвезла по серпантину  до г. Туапсе, затем был поезд до г. Сочи,  а дальше страшнее - переправа через Черное море на "Ракете" времён СССР. Начался шторм, в результате сильной качки "Ракета" не выдержала и сломалась. Пока шёл ремонт судна, всех пассажиров сильно укачало со всеми вытекающими последствиями,  так, что без спасательных жилетов и отсутствии информации началась паника.  В полной темноте в открытом море мы качались на волнах в надежде на чудо и благо оно произошло:  мы прибыли в Батуми ближе к 22ч. (вместо 16 ч.) уставшие,  измождённые, но очень счастливые, что добрались до места соревнований. На турнире также оказалось не так гладко: наш отель оказался  удаленным от игровой зоны примерно на  15 км., и на преодоление этого пути уходило около 2 часов в день свободного времени.  Несмотря на все трудности, которые пришлось преодолеть для участия в этих соревнованиях, Илья выступил достаточно хорошо: благодаря профессиональной поддержки: тренера Андрея Ободчука, который был рядом и постоянной связи с тренером Ярославом Призантом по скайпу, а также каждодневной утренней пробежке, физическим упражнениям, позитивному настрою, активной группе поддержки  наших болельщиков, следящих за игрой! 9 из 9! Убедительная победа!»

Андрей Анатольевич Ободчук:   «Я помогал Илье на недавнем чемпионате Европы среди юношей в Батуми. Это выглядело примерно так:  Илья сообщал мне, что и как он будет играть в предстоящей партии, я высказывал на этот счет свое мнение, и он принимал окончательное решение. Наши мнения не всегда совпадали! Окончательное решение принимал Илья, я  бегло проверял, насколько хорошо он знаком с избранным вариантом, давал какую-то дополнительную информацию. Рассказываю это, чтобы показать, насколько самостоятельно мыслит и принимает решения 8-летний ребенок».

  
В заключении хотелось бы обратиться к руководству РШФ. Раз у нас, по словам Андрея Филатова, развитие детских шахмат в приоритете – давайте поддержим 8-летнего мальчика, который показывает феноменальные результаты: Россия, Европа, мир - 29.5 из 31 (без поражений)! Ведь родителям очень не просто: нужно постоянно ездить на турниры и «кормить» 2-х тренеров, при том, что финансовой поддержки нет никакой…


Автор статьи Призант Ярослав Александрович, для журнала "64 - Шахматное обозрение" №11, 2014