Мат в 1 ход. Кто сильнее, конь или слон?

Траектории фигур

Чтобы понять метод TWIX, необходимо разобраться какой путь (и с какими мотивами) проделывают каждая из четырёх фигур на доске.

Здесь и далее будем считать, что сильнейшей стороной являются белые, их слон является белопольным. Матуемого короля загнали в верхний правый угол (чёрного цвета) и его нужно перевести в верхний левый угол

Разумеется это просто частный пример, а в общем случае неважно какого цвета кто и о каких именно углах идёт речь. Главное — осознать общие принципы

Матуемый король

На диаграмме серыми и красными точками отмечены все поля, на которых сможет побывать неприятель, если метод TWIX будет реализован правильно и королю не удастся сбежать.

Обречённого короля гонят к месту казни по узкому коридору (поля с серыми точками) по самому краю доски. Слабейшая сторона может пытаться прорваться обратно в безопасный угол, но конь, контролирующий чёрные поля и слон, контролирующий белые поля, закрывают ему путь назад.

Придя в угол, король чёрных, скорее всего, попытается выскользнуть с другой стороны (поля с красными точками). Нужно вовремя переориентировать слона и перекрыть лазейку (см. ниже «Пример: Слон не даёт выскользнуть королю на завершающем этапе»).

Конь (W)

Эта фигура является душой метода, именно она и гонит соперника в матовый угол. Свои король и слон всего лишь помогают в этом.

Конь осуществляет жёстко заданную траекторию в виде буквы W.

Это позволяет последовательно забирать у чёрного короля чёрные поля справа-налево (в данном случае чёрными и справа-налево, а вообще главная задача коня — контролировать поля, противоположные цвету слона и переводить из одного угла в соседний) и шаховыми подзатыльниками подталкивать соперника в нужном направлении.

Король сильнейшей стороны (I)

У короля тоже чётко заданный путь — двигаться строго параллельно вражескому королю в шаге от него. Этот путь напоминает гласную I, лежащую на боку.

Основная миссия короля — поддерживать (защищать) коня, иначе соперник подойдёт к лошадке и скушает её. Заметьте, что король и конь совершенно не мешают друг другу двигаться — король перемещается только по 6-й горизонтали, а конь — перепрыгивает с 7-й на 5-ю и наоборот.

Кроме того король не даёт сопернику выскользнуть с края, обойдя справа или слева. Король сильнейшей стороны должен стараться находиться напротив (или почти напротив) матуемого короля.

И король и конь сильнейшей стороны ни на йоту не должны отклоняться от своих маршрутов, они должны пройти именно тот путь, который изображён на двух предыдущих диаграммах. Бывает, что приходится сделать шаг назад по этой же траектории, если какой-то из ходов сделан преждевременно и нужно вернуться, чтобы не выпустить матуемого короля на волю.

Слон (X)

В отличие от коня и короля у слона нет жёсткой последовательности ходов. Главное не по каким конкретно полям слон ходит, а какую диагональ он в данный момент контролирует.

Когда слон стоит не на краю доски и не в углу, то он контролирует две скрещённые диагонали, образующую букву X.

Задача слона — издалека держать под прицелом белые поля (если слон белопольный и нужно перевести из чёрного угла в белый) на краю доски, чтобы король не мог вернуться в безопасный угол и, гонимый шахами коня, шёл на эшафот.

Когда соперник приходит в матовый угол, он, возможно попытается выскользнуть уже с другой стороны. Задача слона (совместно с конём, который будет контролировать поля, противоположные слону цвета) в один ход исключить такую возможность.

Вспомогательная задача слона — передача хода сопернику. Может возникнуть ситуация, когда коню и королю ходить по своим жёстко заданным траекториям нельзя (если это сделать, то матуемый король прорывается из окружения). В этом случае слон просто двигается по той диагонали, которую он в данный момент контролирует. Очередь хода переходит к чёрным и они вынуждены снова двигаться навстречу смерти.

Как ходят шахматные фигуры?

Как только вы научитесь правильно расставлять фигуры на шахматной доске, можно переходить к изучению правил их передвижения. Итак:

Король передвигается на одну клетку, но в любом направлении. Это необходимо для того, чтобы недопустить мата после получения шаха от соперника.

Ферзь перемещается в любом направлении на нужное количество клеток. Он считается самой ценной фигурой на доске.

Слон движется по диагонали на любое количество клеток. Черный слон передвигается по черным клеткам, а белый слон, соответственно – по белым.

Конь ходит буквой «Г» на 3 клетки. Главной его особенностью является то, что он может перепрыгивать через любые препятствия, что непозволительно даже ферзю. Такая способность коня является очень ценной.

Ладья может двигаться по прямой, по вертикали или горизонтали — то есть либо вперед, либо назад, но на любое количество клеток.

Как ходит пешка в шахматной армии знают даже начинающие игроки – на одну, максимум – на 2 клетки и только вперед. Представителей армии противника они атакуют исключительно по диагонали. Если пешка достигнет противоположного края доски, она получает право на превращение — стать конем, слоном, ладьей или ферзем, и получить больше возможностей для передвижения. Соблюдения всех вышеперечисленных движений требуют правила шахмат, в которых четко прописано, как ходят шахматные фигуры во всех разновидностях матчей, от классики до пули.

Легче всего изучить, как ходят фигуры в шахматах в картинках. Это – азы шахматной грамоты, которая преподается детям. Запомнив, как должны стоять и передвигаться по доске белые и черные, можно переходить изучению специальных возможностей, их всего две – взятие на проходе и рокировка.

Как ходят пешки

Теперь, когда мы знаем, как ходят фигуры, мы подошли к пешкам. У этих маленьких воинов на самом деле самые сложные правила, но не волнуйтесь — не такие уж и сложные! Пешки могут двигаться только на одно поле вперед, если только это не их первый ход: тогда они могут ходить на два поля (или на одно поле, если это все, что вам нужно!).

Из начальной позиции пешка может сходить сразу на два поля вперед

Пешки также являются единственной частью вашей армии, которая не может двигаться назад, что является довольно важной особенностью игры. Каждый раз, когда вы двигаете пешку, вы делаете то, что нельзя отменить!. Пешки также могут трансформироваться

Когда вы продвигаете пешку до конца доски, вы можете превратить ее в любую фигуру, кроме короля. Вы даже можете получить второго ферзя, если захотите! Неудивительно, что распространенная стратегия состоит в том, чтобы перевести пешку на другую сторону доски и помешать противнику сделать то же самое любой ценой! Много полезного вы узнаете из урока «Проходная пешка. Правила превращения пешек»

Пешки также могут трансформироваться. Когда вы продвигаете пешку до конца доски, вы можете превратить ее в любую фигуру, кроме короля. Вы даже можете получить второго ферзя, если захотите! Неудивительно, что распространенная стратегия состоит в том, чтобы перевести пешку на другую сторону доски и помешать противнику сделать то же самое любой ценой! Много полезного вы узнаете из урока «Проходная пешка. Правила превращения пешек».

Возможно, самое странное в пешках то, как они бьют другие фигуры. Обычно, чтобы взять фигуру противника, вы просто перемещаете свою фигуру на поле, где находится фигура противника, заменяя ее своей. Пешки делают то же самое, но только по диагонали . Таким образом, пешки могут двигаться только на одно поле вперед (или на два на первом ходу) и могут брать фигуры только по диагонали.

Итак, что произойдет, если пешка встретится лицом к лицу с другой пешкой или фигурой? Ничего такого! Они просто бодаются головами, не в силах добиться какого-либо прогресса. В то время как фигура может захватить пешку движением вперед, пешка не может сделать то же самое. По этой причине, когда две пешки встречаются лицом к лицу, они блокируются, например:

Пешки заблокировали друг друга. Взятие невозможно, так как пешки бьют по диагонали (красные стрелки)А вот теперь белая пешка может взять черную или пройти мимо

О пешках мы уже сказали больше, чем о любой другой фигуре. Это еще не все. Обязательно изучите, что такое взятие на проходе.

Популярные статьи  "Оценка позиции". "Компьютерные шахматы"

Клетка

Чтобы сменить угол методом TWIX нужно, чтобы матуемый король сначала оказался в углу, противоположному цвету слона. Тогда строится вот такая конструкция в виде лежащей на боку буквы T. Именной с этой позиции и начинается метод TWIX, когда жертва аккуратно переводится в другой угол, где и получает мат.

Чтобы создать эту Т-образную позицию, необходимо голого короля не только оттеснить в угол (противоположный цвету слона), но и временно посадить его в «клетку». «Клетка» выглядит вот так (коня убрал, чтобы он не мешал пониманию того, как устроена «клетка»):

Само собой, «клетка» может быть в любом углу доски, неважно и какого цвета сильнейшая и слабейшая сторона. Это просто частный пример, демонстрирующий главную суть

Король белых никак не может вырваться из «клетки». Неподвижный король чёрных не даёт выскользнуть через чёрные поля, а слон контролирует белые поля. У короля белых только 5 полей в самом углу, где он может ходить. Если белый король попробует подойти к слону, то слон просто уходит в другой конец белопольной диагонали, а белый король так и остаётся в «клетке».

Пока обречённый король ожидает своей участи в «клетке», сильнейшая сторона аккуратно подводит коня и спокойно строит букву Т, подготавливая условия для TWIX.

Как ходит конь в шахматах

Ход коня необычен, потому что он перемещается не по одной линии (как ладья, слон или ферзь, которых поэтому называют линейными фигурами). Есть два способа запомнить прыжок коня:

  • Скок, скок и вбок! (Две клетки по прямой и клетка в сторону).

  • Скок и наискосок! (Клетка по прямой и клетка наискосок).

На диаграмме представлены оба варианта.

Обратите внимание
Если конь стоит на белой клетке, то с нее он всегда сможет прыгнуть только на черную клетку — и наоборот.

Конь, стоящий в центре доски, контролирует 8 клеток. А вот если конь будет стоять на краю доски или в углу, ему будут доступны только 2 или 4 клетки. Делаем вывод: лучше всего ставить своего коня ближе к центру, где он будет более активен.

У коня есть еще одна особенность, которая делает его самой необычной фигурой: конь — единственная шахматная фигура, которая умеет перепрыгивать через свои фигуры и фигуры соперника!

Например, в начальной позиции конь со всех сторон окружен своими фигурами и пешками. Тем не менее, он может сделать ход уже на первом ходу — первый «скок» он делает прямо по клетке с пешкой, а затем перелетает на клеточку наискосок. Конь, стоящий на поле g1, может в начале партии выйти на поле f3 или h3. Как мы уже запомнили, коня нужно ставить не на край, а ближе к центру, поэтому лучше выбрать поле f3.

Точно так же конь может перепрыгивать фигуры соперника

Обратите внимание: конь не съедает ту фигуру, которую он перепрыгнул — съесть он может только ту фигуру, которая находится на клетке, где конь завершает ход. В позиции на диаграмме конь, стоящий на поле е5, может перелететь через вражеские пешки и съесть ферзя на поле f7

А вот остановиться на поле, где находится своя фигура, конь, конечно, не может: свою фигуру можно только перепрыгнуть.

Как располагаются фигуры в шахматах

Для новичков объяснение правил игры в шахматы начинается с изучения схемы расположения фигур на доске. Правильным расположением шахматной доски считается положение, когда правый нижний угол белого цвета.

Фигуры располагаются следующим образом:

  1. В самые нижние углы ставятся по ладье белого цвета, в противоположные углы ставятся по 2 ладьи черного цвета.
  2. В следующую клеточку ставятся кони, затем слоны.
  3. Когда остались ферзь и король, ориентируемся на цвет ферзя, т.е. если он белый, то ставим его в белую клеточку и наоборот. В последнюю пустую клеточку ставим короля.
  4. Весь следующий ряд по горизонтали заполняем пешками.

Итак, в шахматах имеются следующие элементы: ладья (тура), конь, слон (офицер), ферзь (королева), король, пешка. Исторически сложилось так, что в шахматах белые фигуры начинают ходить первыми – это дает основание полагать, что при прочих равных условиях белые имеют больший шанс выиграть.

История названия

Перед тем, как изучить ход ладьи в шахматах, давайте узнаем, почему она так называется и что это вообще такое — ладья.

Пожалуй, именно у этой фигуры самое большое количество вариантов имени. По-другому ладью в шахматах называют турой, башней, бочкой, а в восточных странах ее называли по имени боевой колесницы Ратхи или хищной птицы Рух, покровительницы войны. Прижившееся же в русском языке название ладья связано со словом «лодка»: ладьями называли большие парусные судна.

Изображение ладьи, пожалуй, больше всего похоже именно на осадную башню. В начале партии ладьи расположены по углам доски, как наблюдательные вышки на крепостной стене замка.

Мат

Поставить мат можно разными способами (приведены далеко не все варианты):

Мы разберём ту матовую конструкцию, которая органично возникает из конечной позиции метода TWIX (третья диаграмма). Разумеется, если короля загнали в угол не методом TWIX, а иным способом, этот мат тоже ничто не мешает использовать.
Перво-наперво необходимо чтобы матуемый король находился в «клетке» и не смог из неё сбежать, пока сильнейшая сторона перегруппировывает фигуры для окончательного мата. Как и «клетка» в безопасном углу, она строится усилиями короля и слона (конь убран с диаграммы, чтобы показать только «клетку»).

Королю чёрных доступно только два поля и никуда убежать он не может. Пока он переминается с a8 на b8 и обратно, белые спокойно подводят коня, который с шахом загоняет короля в самый угол. Возможно, на диагонали придётся сделать ход слоном, если нужно передать очередь хода чёрным, дабы ненароком не возник пат.

Мат в 1 ход. Кто сильнее, конь или слон? Продолжим с той позиции, на которой мы остановились, когда разобрали шаг за шагом метод TWIX.

Король чёрных уже сидит в «клетке». Нужно перевести коня на a6 (он туда должен попасть с шахом) и когда чёрный король отступит в угол — поставить мат слоном.

17. Кb7-c5 Kpb8-а8
Мат в 1 ход. Кто сильнее, конь или слон? Теперь преждевременно ходить конём на a6, ибо 18. Kc5-a6 — Пат. Нужно ходом слона передать ход чёрным.
18. Cf5-d7 Kpa8-b8
Мат в 1 ход. Кто сильнее, конь или слон? Слон, не снимая контроль со своей диагонали, делает выжидающий ход на ней. Король чёрных теперь находится на нужном поле.
19. Kc5-a6+ Kpb8-a8
20. Cd7-c6X
Мат в 1 ход. Кто сильнее, конь или слон? Конь с шахом загоняет короля в угол, матует слон.

Пример метода TWIX с подробным объяснением ходов

Это пример когда чёрные защищаются максимально изобретательно. События вполне могут развиваться в несколько другой последовательности ходов, но тут разобраны все кейсы, которые могут возникнуть.

Начнём с положения, когда король загнан в большую клетку. Прежде чем реализовать метод TWIX, сначала нужно подготовить условия для начальной T-образной позиции. Король заперт в углу, но в его распоряжении целых 5 полей для манёвров.
1. Сh5-g6   …

Ходом слона уменьшаем размер клетки до минимального, теперь у короля всего три поля, по которым он может ходить.
1. …   Крh8-g8
2. Кe5-f7   …   

Конь дополнительно ограничил чёрного монарха, забрав угол. Теперь у матуемого короля всего два поля.
2. …   Крg8-f8
3. Cg6-h7   …

Выгоняем чёрного короля из его зоны комфорта. Слон заблокировал возможность находиться вблизи угла

Для чёрного короля начинается неприятное путешествие к месту экзекуции.
Начальная Т! Важно, чтобы в этой позиции очередь хода была за слабейшей стороной. Твиксовый механизм приходит в движение.

3. …   Крf8-e8
4

Кf7-e5   …   

Король вынужден сделать первый шаг в сторону гибели. Конь начинает рисовать букву W.
4. …   Крe8-d8
5. Крf6-e6 Крd8-c7

Чёрные не тратят время на попытки вернуться в безопасный угол (на 4. … Крf8 конь белых с шахом дорисовал бы ещё одну чёрточку буквы W — 5. Кd7+ и чёрный король всё равно вынужден идти вправо).
Вместо этого чёрные задумали прорваться в правой половине доски. Дело в том, что белые фигуры вынуждены ходить попеременно, что замедляет их совместное движение. Чёрному королю удаётся их быстро обогнать и создаётся впечатление, что ещё ход — и белые потеряют контроль над ситуацией.

5. Ke5-d7   …

Белые невозмутимо продолжают рисовать букву W. Конь сейчас взял под контроль чёрные поля, через которые чёрный король мог бы просочиться в центр.
5. …   Kpc7-b7
6. Ch7-d3   …

Белый слон переключается на другой фланг, запрещая доступ к белым полям и пресекая попытку бегства.
6. …   Крb7-c6
7. Cd3-e2   …

Не получилось выскользнуть через а6, может получится через с6? Белые выжидательным ходом слона развеивают эти иллюзии.
7. …   Крс6-с7
8. Сe2-f3   …

На 7. … Крb7 последовало бы 8. Крd6 и белый король делает очередной шаг по своему предписанному маршруту. Поэтому король чёрных пока что вернулся на c7. Сейчас белым нельзя ходить королём или конём, но ходом слона окончательно блокируются попытки сбежать через правый фланг.
8. …   Кpc7-d8
9. Kpe6-d6 Kpd8-e8

Популярные статьи  Комбинации в миттельшпиле

Может, тогда чёрным получится вернуться в безопасный угол?
10.Cf3-h5+    …

Нет, не получится. Слон перебрасывается назад и контролирует белые поля. Конь контролирует чёрные.
10. …    Kpe8-d8
11. Kd7-c5 Kpd8-c8

Чёрным приходится идти вправо, а белые продолжают чертить на доске W.
12. Ch5-g6    …

Тонкий момент! Сейчас белым преждевременно идти своим королём, потому что чёрные устремятся в безопасный угол и белым придётся тоже вернуться обратно: 12. Крc6 Крd8. 13. Крd6.
Поэтому нейтральным ходом слона происходит передача хода чёрным.

12. …   Kpc8-d8
13. Kc5-b7+ Kpd8-c8
14. Kpe6-c6   …

Теперь не страшна попытка прорваться в безопасный угол, благодаря ей белые просто с шахом дорисовали букву W.
14. …   Kpc8-b8
15. Kpc6-b6 Kpb8-c8
16. Cg6-f5+   …

Последняя попытка дёрнуться в сторону безопасного угла. Также как и на 10-м ходу слон и конь не дают возможности вернуться назад.
16. …   Kpc8-b8

Чёрные переведены в нужный угол. Осталось только поставить мат.

Задачи на хисси

   Здесь приводятся задачи на хисси, аналогичные задачам цумэ сёги. Следующим ходом (или несколькими ходами) чёрные должны создать хисси для белых.

Хисси в 1 ход

   Подсказка: Эта ситуация похожа на пример 3, только в руке у Вас золото вместо серебра, и позиция немного другая.

   Подсказка: Чтобы блокировать путь к бегству, требуется жертва и дикий ход.

Хисси в 3 хода

   Подсказка: Надо каким-то образом предотвратить бегство белого короля через дыру на поле 2c.

   Подсказка: На доске только токин. Поэтому требуются непрерывные сильные ходы, гарантирующие, что токин не будет съеден.

Ответы

1.G’3b (… 3.+B-2b): если 2.S’1c или 2.B’1c, то 3.+Bx2a.

 1.S’1c (…2.Lx1c 3.+R-5a   4.K-2b 5.G’2a 6.K-1b 7.G-1a 8.K-2b 9.+R-2a — мат)

1.B’4a 2.Kx4a 3.G’2b

 1.B’8c 2.Px8c 3.R’8b 4.Gx8b 5.G’6b (мат).

Мат ладьей

В отличие от коня или слона, одна ладья при помощи короля способна заматовать короля соперника. Есть два способа поставить мат ладьей, и оба связаны с оттеснением короля на последнюю горизонталь или в угол. Рассмотрим окончание мата ладьей в двух вариантах.

Первый способ связан с тем, что ладья ставит шах издалека королю соперника, когда короли расположены в оппозиции (напротив друг друга), таким образом оттесняя его на линию назад. Когда король соперника окажется на восьмой горизонтали, такое нападение уже станет матом.

Пример мата первым способом:

  1. Лh7 Крс8

  2. Крd6! (ограничиваем короля соперника, ставя своего короля на расстоянии хода коня от вражеского короля) Крb8

  3. Крс6! (король убегает — король догоняет) Кра8

  4. Крb6 Крb8

  5. Лh8 мат.

Второй способ связан с постепенным ограничением короля соперника для того, чтобы загнать его в угол. Ладья ограничивает короля, располагаясь от него наискосок под защитой своего короля. Вражескому королю приходится отступать, и если после этого мы можем сократить клетку ладьей, то делаем это, а если не можем — то подводим ближе короля.

Пример мата вторым способом:

  1. Лf6 Крh7

  2. Лg6 Крh8

  3. Крf6 Крh7

  4. Крf7 Крh8

  5. Лh6 мат.

Хисси («неизбежный мат»)

   Так называется позиция за один ход до мата, в которой белый король ещё не шахуется, но будет неизбежно заматован шахами после Вашего следующего хода, поскольку у него нет никакой возможности избежать мата своим ходом.

   Находить позиции хисси очень важно, поскольку, как Вы возможно уже обнаружили, путь непрерывного шахования часто ведёт к неверным шагам в виде выбора плохих ходов, и в результате приводит к провалу. Хисси — это не шах, но оно ведёт к тому же результату, поскольку Ваш следующий за ним ход — матовый

   Посмотрите на пример (1). В нём белые только что сбросили золото 1.G’2b, создавая хисси. На этом рисунке чёрные не шахуют, но спасения от мата следующим ходом у белых нет. К примеру, если они сбросят золото для укрепления правого фланга …2.G’3b, то Вы сможете атаковать, сбрасывая последнее золото из руки: 3.G’5b — мат (1-1).

   Убедитесь, что Вы можете заматовать ходом 3.G’3b, если белые попытаются вторым ходом укрепить левый фланг. Они не могут защитить обе стороны одновременно. Отметьте также, что в позиции перед ходом G’2b матовой последовательности не существовало, поэтому вместо неё и надо было выбирать создание хисси.

(2). Хисси в 1 ход.

   Теперь посмотрите на пример (2). В нём также не советуется строить матовую последовательность, поскольку она наверняка закончится провалом. К примеру, если Вы дадите шах ходом серебра прямо вперёд без переворота.

   Ходы после (2): 1.S-2b= 2.Kx2b (2-1)

(2-1)

   Белый король с радостью ест Ваше серебро и делает большой шаг к свободе. Вы не получаете ничего и теряете последнюю надежду заматовать его.

   Теперь дадим идею, как тут поставить мат

Важно создать позицию хисси. Правильный ход, как это ни удивительно, — отступление серебра с переворотом прямо под удар вражеской пешки (2-2)

(2-2). После 1.S-3d+.

   Теперь белые в хисси, то есть будут заматованы следующим ходом чёрных, что бы они ни ответили. Проверим это.

   Возможные ответы белых: а) взять перевёрнутое серебро,

 б) попытаться убежать королём, в) создать дыру для побега, и, наконец, г) укрепить свою защиту.

   А вот решения для каждого случая:

 а) 2.Px3d 3.G’2c (мат) б) 2.K-2b 3.+S-2c 4.K-3a 5.G’3b (мат),

в) 2.P-1e 3.P-2c+ 4.K-1d 5.+S-2d (мат), и г) 2.G’2b (или любой другой сброс) 3.G’2c 4.Gx2c 5.+Sx2c (мат).

  Теперь Вы поняли, что значит хисси?

(3). Хисси в 1 ход

   И вот ещё один типичный пример хисси в один ход: у Вас есть лишь перевёрнутый слон на доске и серебро в руке. Здесь давать шах бесполезно, так как это только поможет белому королю убежать. Правильное решение состоит в ходе, ограничивающем возможность побега белых.

   Сброс серебра сбоку от короля, под защитой перевёрнутого слона, создаёт хисси. Убедимся, что на (3) белым не защититься от мата следующим ходом.

   Возможный ответ белых:

 а) попытаться убежать, или

 б) сделать ход, нацеленный на съедение чёрного серебра.

   Рассмотрим эти случаи:

   а) 2.K-1c   3.S-2c+ (3-1a) (мат)

б) 2.S’3d

(3-1б) 3.+B-3a 4.K-1b 5.Sx2a= (мат).

  Убедитесь, что кроме поля 1b белому королю бежать некуда, и что ход серебром без переворота приводит к мату.

   Мы верим, что теперь Вы усвоили концепцию хисси. Это не шах, но Ваша верная победа следующим ходом. Когда создаётся хисси, противник не может поделать ничего, кроме как попытаться самому создать Вашему королю матовую последовательность для Вас чтобы не проиграть, поскольку у его короля надежды спастись уже нет.

   Здесь также следует отметить, что в хисси может требоваться не только один, но и большее количество ходов, ведущих к матовой последовательности. Так, предыдущий пример являлся хисси-одноходовкой.

   Теперь — хисси в 3 хода (4).

   Это вариант примера 1. Может, это поможет Вам найти решение. Первый ход должен быть увлекательным.

   Правильный ход — прыжок ладьёй со взятием золота; это шах с жертвой: 1.+Rx4a. Белому королю не остаётся ничего, кроме как съесть этого дракона, поскольку если он попытается убежать, то будет заматован. Поэтому далее следует …2.Kx4a 3.G’2b (4-1).

Как только белый король походил, Вы сбрасываете золото на освободившееся место справа.

   Понадобилось 3 хода, чтобы достичь позиции хисси, подобной (1). Отметьте, что ответ белых входит в расчёт названия «хисси в 3 хода», ибо первый ход чёрных — шах.

Основные этапы

Даже если соперник будет следовать всем вышеприведённым советам, при правильной игре избежать мата он не может. При самом упорном сопротивлении можно выделить следующие этапы процесса матования:

Предположим самый сложный вариант — матуемый король в центре доски.

Прежде всего, нужно оттеснить короля к любому краю доски.

Оттеснить короля в один из углов. Опытный противник будет стремиться в угол, противоположный цвету слона. В этом углу поставить мат возможно только в том случае, если матуемый король добровольно поможет в этом.

Если противник не в том углу, то не беда. Зная метод TWIX, можно без особого труда препроводить короля в угол, совпадающий с цветом слона.

Само собой, все этапы необязательны. Соперник по ходу игры может сразу оказаться в углу цвета слона или даже направиться туда добровольно (не будучи в теме, смутно надеясь свести позицию сразу к пату).

Ценность фигур

Перед игрой в шахматы для начинающего шахматиста важно понимать ценность или силу каждой фигуры. В шахматах единицей измерения ценности фигуры является пешка

  1. Пешка – самая незначительная фигура и ее ценность равна лишь ей самой.
  2. Слон (офицер) по силе равен коню, а по отдельности они равны 3 пешкам. Но считается, что 2 слона имеют преимущество над двумя конями, потому что слоны при правильной обороне противника могут поставить мат одинокому королю, а кони этого сделать не смогут.
  3. Ладья равна 2 слонам или 2 коням или совместной паре: 1 коню и 1 слону или 5 пешкам. Ценность этой фигуры настолько велика, что 2 ладьи считаются мощнее ферзя.
  4. Ферзь является самой ценной фигурой. По разным оценкам его сила измеряется либо 9, либо 10 пешками. Кроме этого он равен 2 коням и слону или 2 слонам и коню.
  5. Ценность короля не обсуждается, потому что его нельзя ни на что обменять.
Популярные статьи  Мат в 2 хода (Sentinel Chess) - сказочная композиция

Ценность ладьи

Дальнобойная и сильная, ладья оценивается в 5 пешек. Ладья сильнее слона или коня, но вместе конь и слон будут стоить немного дороже ладьи. Две ладьи вместе в большинстве позиций будут сильнее ферзя, особенно если они взаимодействуют между собой и расположены на одной линии.

Сила ладьи повышается в позициях, где есть открытые линии. Лучшее положение для ладей — когда они сдвоены на открытой вертикали или же занимают одну горизонталь в лагере соперника. Самое опасное положение ладей в атаке — когда они сдвоены на обжорном ряду (ряд, где в начале партии расположены пешки — вторая горизонталь для белых и седьмая для черных).

В позиции на диаграмме белые ставят мат в 3 хода двумя ладьями по обжорному ряду, несмотря на большой материальный перевес черных:

  1. Лg7 Крh8

  2. Лh7 Крg8

  3. Ла7 g7 — мат.

Основной Алгоритм

  1. Ставите позицию Пшепюрки. В зависимости какой план изберет ваш соперник, выбираете один из следующих метода.
  2. Загоняете короля в треугольник 
  3. Либо применяете метод Филидора или метод TWIX

Позиция Пшепюрки  

Вы должны активировать JavaScript для отображения диаграмм.

Вы должны активировать JavaScript для отображения диаграмм.

   Наш монарх располагается в центре (на поле d4 при белопольном слоне или на e4 при чернопольном), а слон и конь располагаются по бокам. Эта позиция очень упрощает нашу задачу.

   Для закрепления данной темы, приводим ниже 2 примера

   Метод Твикс

Вы должны активировать JavaScript для отображения шахматной партии.

   Метод Филидора

Вы должны активировать JavaScript для отображения шахматной партии.

И в качестве бонуса, за то что Вы прочитали данную статью до конца, хотим показать, как можно быстро поставить мат вначале партии. Если противник играет не точно.

Как ходит король в шахматах

Запомнить то, как может ходить король в шахматах – очень просто. Он может ходить также, как королева, но только на один шаг. Если можно так выразиться, то зона действия короля это 8 клеток вокруг него, при этом он находится в центре. Поражать своих соперников он может только в этой зоне. Если он находится в исходной позиции, то он может ходить и атаковать в зоне 5 клеток.

Мат в 1 ход. Кто сильнее, конь или слон?

Короля нельзя бить, его можно только атаковать. Цель всех фигур поставить вражескому королю шах и мат. Шах – это покушение на короля, т.е. противник так поставил любую фигуру по отношению к королю, что может со следующим своим ходом «убить» короля. Мат – это, когда король не может убежать от шаха, т.е. никто не может защитить короля от нависшей угрозы, он сам не может себя защитить и одновременно не может никуда уйти.

Король отличается от всех остальных фигур тем, что он не может пойти на поле, которое находится под атакой противника. Он не может приблизиться к враждующему королю вплотную, между ними всегда останется один шаг.

Мат в 1 ход. Кто сильнее, конь или слон?

Существует такое понятие как рокировка – это единственный момент в партии, когда одновременно ходят две фигуры одинакового цвета. В рокировке могут участвовать только ладья и король. Она может быть длинной или короткой, делают ее для того, чтобы обезопасить короля и увести его с открытого центра.

Короткая рокировка делается королем на два шага в сторону королевского фланга (это та половина ряда шахматной доски, которая находится после короля в направлении ладьи). Длинная рокировка происходит в том случае, если король ходит на два шага в сторону ферзевого фланга (это та половина ряда шахматной доски, которая находится после ферзя в направлении ладьи). Ладья должна перескочить короля и стать рядом с ним.

Рокировка может быть произведена только один раз за игру, при этом необходимо соблюдать следующие условия:

  1. Оба участника еще ни разу не успели походить.
  2. Между ними нет лишних фигур.
  3. Король находится в полной безопасности – ему никто не поставит шах.

Советы голым королям

В случае данного окончания у слабейшей стороны отличные шансы на ничью. Можно с полным основанием надеяться на:

  1. Пат. Это главная опасность, когда соперник уже загнан в нужный угол и вот-вот ожидается мат. Одно неверное движение и…
  2. Правило 50-ти ходов. При наилучшей игре обоих сторон мат ставится где-то ходов за 30, однако идеальной игры ожидать не приходится. Особенно это актуально при оттеснении короля к краю и в угол. Это непросто, король при первой же возможности прорывается в центр доски. Если 5 десятков ходов ушли на бесцельную погоню по всей территории, то по истечению этого лимита слабейшая сторона имеет право на ничью.
  3. Потерю одной из фигур. Совершенно неожиданно может возникнуть ситуация, когда одинокий король нападает сразу на обе лёгкие фигуры и одна из них неизбежно теряется. Слон может защищать коня или конь может защищать слона — но при этом эти фигуры не могут одновременно защищать друг друга.
  4. 3-кратное повторение позиции. Одинокому королю при первой же возможности следует возвращаться на то место, где он был перед этим. Не исключено, что и обладателю лёгких фигур придётся вернуться на предыдущие позиции, чтобы не выпустить короля в центр. Если это «туда-сюда» повторилось 3 раза подряд — ничья в кармане.
  5. Просрочку времени сильнейшей стороной. Так как это разновидность глубокого эндшпиля, не исключено, что всё происходит на последних секундах. При этом, сильнейшей стороне приходится гораздо больше думать, так как нужно выстроить правильную конструкцию. Если у обладателя слоноконницы рухнет флажок на часах, поражение, конечно, не засчитают (хотя, если у противника не голый король, а есть ещё хотя бы пешка, то засчитают), но и победы не видать.
  6. Неумение соперника ставить мат конём и слоном. Пожалуй, самая главная надежда, позволяющая выйти сухим из воды. Потому что 99% шахматистов понятия не имеют, как выиграть в таком положении (хотя научиться можно за час).

Мат ставится в углу того же цвета, что и слон. Потому голому королю ни в коем случае нельзя туда стремиться. Программа максимум — стараться находиться в центре.

Если не удаётся удержаться в центре, то при оттеснении к краю стоит упираться и не идти в углы.

Если на середине края задержаться не удаётся, то стоит идти в угол, противоположный цвету слона. В этом углу мат получится разве что кооперативный.

Ещё совет — при любой возможности нападайте на лёгкие фигуры. Особенно уязвим конь, чей радиус действия ненамного выше королевского. Следует не убегать от коня и слона, а идти навстречу им.

Как ходит пешка в шахматах

Рассмотрим, как может ходить пешка в шахматах. Пешки могут только на 1 поле вперед. В самом начале игры у каждой пешки есть уникальная возможность перескочить на два шага вперед (при условии, что они пустые), но затем она может ходить только на одно поле вперед

Важно запомнить, пешка назад в шахматах не ходит!

Как же бьет пешка в шахматах? Все шахматные фигуры, кроме пешек ходят и бьют по одинаковой траектории. Пешки отличаются тем, что ходят по прямой, а бьют по диагонали на одну клетку вперед.

Существует такая ситуация, которая называется — взятие пешки на проходе. В этом случае одна пешка воспользовалась первоначальным правом на два шага, а ее соперница оказалась с ней рядом на одной горизонтальной линии. Следующим ходом соперница может воспользоваться шансом взять своего врага, однако она должна при этом шагнуть по диагонали на ту клетку, через которую перепрыгнула первая пешка.

Кроме этого игрок имеет право обменять пешку на любую другую фигуру и сделать ее своей (кроме короля), если эта пешка смогла дойти до последнего горизонтального ряда противников. Обмен совершается в этом же последнем ходе пешки. При этом не имеет значения: хватает ли у игрока всех фигур и полное ли их количество, т.е. в большинстве случаев самым выгодным обменом будет второй ферзь или королева.

Оцените статью
Павел Алексеев
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Мат в 1 ход. Кто сильнее, конь или слон?
Шахматная задача, кто за что борется ?