Мат в 1 ход и позиция Лусены

Рекомендации

  • де ла Вилья, Хесус (2008), 100 эндшпилей, которые вы должны знать , новинки в шахматах , ISBN 978-90-5691-244-4
  • Эммс, Джон (2008), Руководство по выживанию в ладейных окончаниях , Gambit Publications , ISBN 978-1-904600-94-7
  • Хупер, Дэвид ; Уилд, Кеннет (1992), Оксфордский товарищ по шахматам (2-е изд.), Oxford University Press, ISBN 0-19-280049-3
  • Кауфельд, Юрген; Керн, Гвидо (2011), Гроссмейстерская шахматная стратегия: что любители могут узнать из позиционных шедевров Ульфа Андерссона , New in Chess , ISBN 978-90-5691-346-5
  • Мюллер, Карстен ; Лампрехт, Франк (2001), Фундаментальные шахматные концовки , Gambit Publications , ISBN 1-901983-53-6
  • Шенк, Дэвид (2006), , Doubleday , ISBN 0-385-51010-1
  • Силман, Джереми (2007), Полный курс финала Силмана: от новичка до мастера , Siles Press, ISBN 1-890085-10-3
  • Снейп, Ян (2003), « Простые шахматные окончания: как уверенно подойти к финалу» , Gambit Publications, ISBN 978-1-901983-97-5
  • Уорд, Крис (2004), Начало: Ладейные эндшпили , Everyman Chess, ISBN 1-85744-374-8

Техника мачты

Если король атакован и он может парировать угрозу, либо захватив угрожающую фигуру, либо переместив короля на поле, где его больше не атакуют, либо вставив фигуру между королем и атакующей фигурой (если только это не фигура). конь или двойной шах), то говорят, что король находится под шахом . В правила игры требуют , чтобы отказ парировать немедленно.

Если игрок не находится под шахом, но у него нет возможности разрешенного хода , мы говорим о « пат», и игра заканчивается вничью .

Мат происходит особенно в финале , когда на шахматной доске остается мало фигур и игрок, имеющий материальное превосходство, может приручить своего противника, следуя элементарной финальной технике . Последние король и королева против одного короля приводят, например, к мату максимум за десять ходов с лучшей игрой.

в б против d е ж грамм час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
в б против d е ж грамм час

Черным мат и мат башней h8 (мат на перекладине)

в б против d е ж грамм час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
в б против d е ж грамм час

Мэтт с дамой

в б против d е ж грамм час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
в б против d е ж грамм час

Коврик с всадником и слоном

в б против d е ж грамм час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
в б против d е ж грамм час

Мат двумя слонами

Также бывает, что мат приходит в середине игры после комбинации, которая может включать в себя жертвы .

в б против d е ж грамм час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
в б против d е ж грамм час

Правовой мат  : 8. Nd5 #

в б против d е ж грамм час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
в б против d е ж грамм час

Часть оперы после 17. Td8 #

в б против d е ж грамм час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
в б против d е ж грамм час

Польский Бессмертный после 22 … h5 #

в б против d е ж грамм час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
в б против d е ж грамм час

Часть века после того, как 41 … Тс2 #

Определенная планировка комнаты, называемая матовой доской , играет роль в комбинациях.

в б против d е ж грамм час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
в б против d е ж грамм час

Мэтт задохнулся.

в б против d е ж грамм час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
в б против d е ж грамм час

Мат де Боден.

в б против d е ж грамм час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
в б против d е ж грамм час

Коврик Лолли.

в б против d е ж грамм час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
в б против d е ж грамм час

Коврик пьедестала стола.

дальнейшее чтение

  • Дворецкий Марк (2006), Учебник по эндшпилю Дворецкого (2-е изд.), Russell Enterprises, ISBN  1-888690-28-3
  • Хорошо, Рувим; Бенко, Пал (2003) , Основные шахматные концовки, Маккей, ISBN  0-8129-3493-8 Положение Лусены — диаграмма 307 в первом издании и диаграмма 623 во втором издании.
  • Корчной Виктор (2002) , Практические ладейные окончания, Олмс, ISBN  3-283-00401-3
  • Минев Николай (2004), Практическое руководство по ладейному эндшпилю, Рассел Энтерпрайзис, ISBN  1-888690-22-4
  • Ройкрофт, Джон (1972). Шахматы из пробирки, Фабер. диаграмма 80 — позиция Лусены
  • Спилман, Джон; Тисдалл, Джон; Уэйд, Боб (1993), Бэтсфордские шахматные окончания, Б. Т. Бэтсфорд, ISBN  0-7134-4420-7

Победный метод: строительство моста [ править ]

Позиция Лусены

а б c d е ж грамм час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б c d е ж грамм час

Победа белых (мат в 21 )

а б c d е ж грамм час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б c d е ж грамм час

Позиция после 7.Rb4! Черные не могут помешать пешке продвинуться.

В позиции Лусены сторона с пешкой имеет выигрышный метод, который работает для любой пешки, кроме ладьей (то есть на линиях a или h ). В некоторых случаях это работает и для ладьей пешки.

В позиции Лусены белые могут выиграть

1. Rd1 + Ke7
2. Rd4!

Теперь, если черные сделают выжидательный ход , например

2 … Ra1

надеясь снова преследовать белого короля шахами, как в предыдущем варианте, белые продолжают

3. Крc7 Лc1 +
4. Крb6 Лb1 +
5. Крc6 Лc1 +

(Или 5.Ka6 Ra1 +.)

6. Kb5 Rb1 +
7. Rb4!

Черная ладья больше не может поставить шах белого короля, а черные не могут помешать пешке встать в ферзя ( Ward 2004 : 48). То, что белые таким образом защищали своего короля и пешку ладьей, было описано Ароном Нимцовичем как «строительство моста» ( Hooper & Whyld 1992 : 238).

Важно, чтобы белая ладья изначально перешла на четвертую горизонталь, если черные используют свою наиболее активную защиту: неоднократно проверяют белого короля. Если черные откажутся от этой защиты, белая ладья сможет построить мост на пятой горизонтали

В строке выше после

5. Крc6

если черные пойдут

5 … Ke6

у белых есть ловушка: если 6.Rd5 ?? (чтобы построить мост на пятой горизонтали) тогда 6 … Rxb7! рисует . Однако если

6. Лd6 +

(6.Re4 + с последующим либо 7.Re8, либо (если 7 … Kf7) 8.Re5 тоже работает.)

6 … Ke7
7. Rd5!

и белые могут построить мост на пятой горизонтали, направив ладью на b5, короля на b6, и тогда пешка может перейти ( Ward 2004 : 48–49) (позиция отражена):

7 … Rc1 +
8. Крb6 Лb1 +
9. Rb5

и белые выигрывают.

Если защищающаяся ладья находится на той ступени, которая не позволяет ей переместиться на решающую ступень (например, 2.Rd4), см. Ладья и пешка против ладейного эндшпиля # Защищающаяся ладья препятствует переходу моста .

Черные ходят править

из Эммс

а б c d е ж грамм час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б c d е ж грамм час

Позиция после 6.Rd5

Если черные двинутся в позицию, изображенную на диаграмме, они могут помешать белой ладье перейти на четвертую горизонталь, но тогда белые все равно выиграют:

1 … Ra4
2. Rd1 + Ke7
3. Крc7 Лc4 +
4. Крb6 Лb4 +
5. Ka6 Rb2

(Черная ладья находится недостаточно далеко, чтобы продолжать шах: если 5 … Ra4 +, то выигрывает 6.Kb5.) Теперь белые выигрывают, блокируя шах с помощью

6. Лd5

с последующим

7. Rb5 ( Emms 2008 : 17) (позиция отражена).

Мост на пятом ранге править

от де ла Вилья

а б c d е ж грамм час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б c d е ж грамм час

Ход белых строит мост на пятой горизонтали вместо четвертой.

Также можно построить мост на пятом ярусе (но лучше строить мост на четвертом ярусе). Основная линия идет:

1. Rf5
Популярные статьи  Ответ черных 1...d6 (Защита Уфимцева)

(Вместо 1.Rf4!)

1 … Rc1
2. Ke7

Угрожая продвижением пешки, черные могут просто задержать его шахами.

2 … Re1 +
3. Крd6 Лd1 +
4. Rd5

и пешка продвинется. Или же

1 … Крg6
2. Ke7 ?!

Лучше 2.Rf8 Kg7 3.Rf4 !, обратно к мосту на четвертой горизонтали.

2 … Kxf5!
3. d8 = Q

и у белых выигрышный (но сложный) эндшпиль ферзь против ладьи (см. шахматный эндшпиль без пешек ) ( de la Villa 2008 : 126–27).

Библиография

Книги, использованные при написании этой статьи

  • (ru) Джон Эммс , Руководство по выживанию в ладейных окончаниях , Everyman Chess ,1999 г., 160  с. ( ISBN  1-85744-235-0 )
  • (ru) Карстен Мюллер и Франк Лампрехт, Фундаментальные шахматные окончания , Gambit Publications,2001 г.( ISBN  1-901983-53-6 )
  • (ru) Крис Уорд, Начало: ладейные эндшпили , шахматы обывателей ,2004 г., 128  с. ( ISBN  1-85744-374-8 )
  • Джереми Силман , Метод Силмана для овладения шахматными финалами: от новичка до мастера , шахматы и математика, 2008 г. (канадское издание), 2007 г. (оригинальное издание), 523  стр. ( ISBN  978-1-895525-18-2 и 1-895525-18-7 )
  • Григорий Левенфиш и Василий Смыслов , финалы туров , Hatier ,1986 г., 198  с. ( ISBN  978-2-218-07259-8 )

Ферзь против ладьи

Филидор, 1777 г.

а б c d е ж грамм час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б c d е ж грамм час

Белые побеждают любой стороной.

Филидор изучил множество эндшпильных позиций. Еще один, который он изучал в 1777 г. (и его еще называют Позиция Филидора) идет ферзь против ладьи (см. диаграмму).

Если черные должны пойти в этой позиции, они быстро теряют ладью из-за вилка (или получает мат). Например,

1 … Rb1
2. Qd8 + Ka7
3. Qd4 + Ka8
4. Qh8 + Ka7
5. Qh7 +

таким образом разветвляя ладью на b1.

Если, с другой стороны, белые должны пойти в этой позиции, они хотели бы быть в этой позиции, за исключением хода черных. Этого можно добиться триангуляция:

1. Qe5 + Ka8
2. Qa1 + Kb8
3. Фa5

и теперь они вернулись в ту же позицию, но черные должны двигаться (и они цугцванг )(:50–51), (: 178). Нанн описывает, что с фигурами в центре доски ферзь должен подтолкнуть ладью к Позиция Филидора. Нанн описывает различные позиции отступления для ладьи, защиту «четвертого, третьего, второго» ранга, затем «позицию Филидора». Белым обычно легко заставить черных занять позицию Филидора (: 51). Если черные играют в позиции Филидора, ладью можно выиграть за несколько ходов (:50).

Выигрышный метод: строительство моста

Позиция Лусены

а б c d е ж грамм час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б c d е ж грамм час

Победа белых (мат в 21)

а б c d е ж грамм час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б c d е ж грамм час

Позиция после 7.Rb4! Черные не могут помешать пешке продвинуться.

В позиции Лусены сторона с пешкой имеет выигрышный метод, который работает для любой пешки, кроме ладьей (то есть на линиях a или h ). В некоторых случаях это работает и для ладьей пешки.

В позиции Лусены белые могут выиграть

1. Rd1 + Ke7
2. Rd4!

Теперь, если черные сделают , например

2 … Ra1

надеясь снова преследовать белого короля шахами, как в предыдущем варианте, белые продолжают

3. Крc7 Лc1 +
4. Крb6 Лb1 +
5. Крc6 Лc1 +

(Или 5.Ka6 Ra1 +.)

6. Kb5 Rb1 +
7. Rb4!

Черная ладья больше не может поставить шах белого короля, а черные не могут помешать пешке встать ферзя ( : 48). То, что белые таким образом защищали своего короля и пешку ладьей, было описано Ароном Нимцовичем как «строительство моста» ( : 238).

Важно, чтобы белая ладья изначально перешла на четвертую горизонталь, если черные используют свою наиболее активную защиту: неоднократно проверяют белого короля. Если черные откажутся от этой защиты, белая ладья сможет построить мост на пятой горизонтали

В строке выше после

5. Крc6

если черные пойдут

5 … Ke6

у белых есть ловушка: если 6.Rd5 ?? (чтобы построить мост на пятой горизонтали) тогда 6 … Rxb7! рисует . Однако если

6. Лd6 +

(6.Re4 + с последующим либо 7.Re8, либо (если 7 … Kf7) 8.Re5 тоже работает.)

6 … Ke7
7. Rd5!

и белые могут построить мост на пятой горизонтали, направив ладью на b5, короля на b6, и тогда пешка может перейти ( : 48–49) (позиция отражена):

7 … Rc1 +
8. Крb6 Лb1 +
9. Rb5

и белые выигрывают.

Если защищающаяся ладья находится на той горизонтали, которая препятствует перемещению ладьи на решающую горизонталь (например, 2.Rd4), см. переходу .

Черный, чтобы двигаться

из Эммс

а б c d е ж грамм час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б c d е ж грамм час

Позиция после 6.Rd5

Если черные двинутся в позицию, изображенную на диаграмме, они могут помешать белой ладье перейти на четвертую горизонталь, но тогда белые все равно выиграют:

1 … Ra4
2. Rd1 + Ke7
3. Крc7 Лc4 +
4. Крb6 Лb4 +
5. Ka6 Rb2

(Черная ладья находится недостаточно далеко, чтобы продолжать шах: если 5 … Ra4 +, то выигрывает 6.Kb5.) Теперь белые выигрывают, блокируя шах с помощью

6. Лd5

с последующим

7. Rb5 ( : 17) (позиция отражена).

Мост на пятом ярусе

от де ла Вилья

а б c d е ж грамм час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б c d е ж грамм час

Ход белых строит мост на пятой горизонтали вместо четвертой.

Также можно построить мост на пятом ярусе (но лучше строить мост на четвертом ярусе). Основная линия идет:

1. Rf5

(Вместо 1.Rf4!)

1 … Rc1
2. Ke7

Угрожая продвижением пешки, черные могут просто задержать его шахами.

2 … Re1 +
3. Крd6 Лd1 +
4. Лd5

и пешка продвинется. Или же

1 … Крg6
2. Ke7 ?!

Лучше 2.Rf8 Kg7 3.Rf4 !, обратно к мосту на четвертой горизонтали.

2 … Kxf5!
3. d8 = Q

и у белых выигрышный (но сложный) эндшпиль ферзь против ладьи (см. шахматный эндшпиль без пешек ) ( : 126–27).

В турнире

Сделать матом является целью шахматы, хотя большинство игр прекратиться до мата по отказу от одного из двух игроков, узнав , как это будет скучно неизбежно. Поэтому редко встречаются части, которые продолжаются до исполнения мата.

В соревнованиях иногда считается, что игра, результат которой больше не вызывает сомнений из-за значительного материального дисбаланса, не является вежливым. Новички иногда продолжают игру, надеясь, что неуклюжесть соперника приведет к похлопыванию . Вот почему отказ является признаком вежливости, поскольку победителю не нужно будет беспокоиться о завершении игры, судьба которой уже предрешена.

Игра заканчивается вничью, когда мат не может быть нанесен ни одной из сторон.

Время остальное для каждого игрока также может быть принято во внимание при принятии любого из этих решений.

Тактические приемы

Необычный ход коня и умение перепрыгивать через препятствие позволяет ему делать особенные хитрости, которые называются тактическими приемами.

Вилка

Первый тактический прием, который умеет делать конь, называется вилка. Вилка — это нападение конем сразу на две или более фигуры соперника.

Конь может атаковать сразу в разные стороны, поэтому ему часто удается поймать фигуры соперника в вилку. Интересное название приема связано с тем, что нападения коня немного похожи на вилку для тортика (когда он атакует две фигуры, как на диаграмме ниже), или даже на трезубец (если он нападает сразу на три фигуры).

Спертый мат

Еще один прием, который умеет ставить только конь, называется спертый мат. Спертый мат — это конструкция, в которой конь ставит мат королю соперника, который полностью окружен своими фигурами и пешками.

Популярные статьи  Luke McShane (Люк Макшейн) - цепкий игрок

Обратим внимание на диаграмму: черный король думал, что надежно спрятался, окружив себя защитниками со всех сторон, но белый конь прыгает с клетки c5 на клетку d7, атакуя черного короля через все препятствия. И на доске мат: собственные фигуры загородили черному королю все пути отступления

Идея спёртого мата была изучена еще очень давно: в трактате Луиса Рамиреса Лусены XV века (1497 год) можно найти позицию, иллюстрирующую эту идею. На диаграмме — задача Лусены, тот самый пример, который был известен более пятисот лет назад. Белые начинают и ставят мат в 4 хода:

  1. Kf7+ Kpg8

  2. Kh6++ (двойной шах!) Kph8

  3. Фg8+!! (жертва ферзя, с помощью которой белые вынуждают соперника заблокировать своей ладьей своего короля) Л:g8

  4. Kf7 — мат!

Рассмотрим еще один пример, когда конь ставит спертый мат в самом начале партии. Чтобы не получить мат в начале игры, нужно изучить правила игры в дебюте и соблюдать их. Партия начиналась так:

  1. e4 c6 (защита Каро-Канн)

  2. d4 d5

  3. Kc3 de

  4. Ke4 Kf6

  5. Фе2 (хитрый ловушечный ход, ферзь оказывается на одной линии с черным королем) Кbd7??

Ужасная ошибка. В позиции на диаграмме после пятого хода черных белые ставят спертый мат в один ход.

Конечно, белые завершают партию ходом 6. Кd6!! Конь атакует окруженного своими фигурами черного короля, а пешка не может съесть коня из-за связки, которую ставит ферзь (пешка не может покинуть линию е, так как в таком случае открылся бы шах на короля от белого ферзя).

Подведем итог: конь — особенная фигура с необычным ходом, который позволяет коню проводить идеи, которые не умеют делать другие фигуры. Сила коня примерно равна силе слона (3 пешки), но конь особенно силен:

  • в закрытых позициях — потому что умеет перепрыгивать через пешки и хорошо маневрирует в ситуациях, где слоны оказываются ограниченными;

  • когда находится на укрепленном своими пешками поле в центре доски или лагере соперника (такое положение коня называется форпост).

Отточить тактические приемы на основе хода коня можно на занятиях по шахматам в онлайн-школе Skysmart. Ученики играют с тренером на интерактивной доске, могут смотреть историю ходов и отменять неудачные ходы, а тренер помогает самостоятельно прийти к лучшему решению. Запишитесь и получите до 3 уроков в подарок!

Рекомендации

  • де ла Вилья, Хесус (2008), 100 эндшпилей, которые вы должны знать, Новое в шахматах, ISBN  978-90-5691-244-4
  • Эммс, Джон (2008), Руководство по выживанию в ладьи, Публикации Гамбита, ISBN  978-1-904600-94-7
  • Хупер, Дэвид; Уилд, Кеннет (1992), Оксфордский товарищ по шахматам (2-е изд.), Oxford University Press, ISBN  0-19-280049-3
  • Кауфельд, Юрген; Керн, Гвидо (2011), Шахматная стратегия гроссмейстера: чему могут научиться любители Ульф Андерссон позиционные шедевры, Новое в шахматах, ISBN  978-90-5691-346-5
  • Мюллер, Карстен; Лампрехт, Франк (2001), Фундаментальные шахматные концовки, Публикации Гамбита, ISBN  1-901983-53-6
  • Шенк, Давид (2006), , Doubleday, ISBN  0-385-51010-1
  • Силман, Джереми (2007), Полный курс финала Силмана: от новичка до мастера, Siles Press, ISBN  1-890085-10-3
  • Снейп, Ян (2003), Шахматные концовки стали проще: как с уверенностью подойти к финалу, Публикации Гамбита, ISBN  978-1-901983-97-5
  • Уорд, Крис (2004), Начало: ладейные эндшпили, Шахматы обывателя, ISBN  1-85744-374-8

Рекомендации

  • де ла Вилья, Хесус (2008), 100 эндшпилей, которые вы должны знать, Новое в шахматах, ISBN  978-90-5691-244-4
  • Эммс, Джон (2008), Руководство по выживанию в ладьи, Публикации Гамбита, ISBN  978-1-904600-94-7
  • Хупер, Дэвид; Уилд, Кеннет (1992), Оксфордский товарищ по шахматам (2-е изд.), Oxford University Press, ISBN  0-19-280049-3
  • Кауфельд, Юрген; Керн, Гвидо (2011), Шахматная стратегия гроссмейстера: чему могут научиться любители Ульф Андерссон позиционные шедевры, Новое в шахматах, ISBN  978-90-5691-346-5
  • Мюллер, Карстен; Лампрехт, Франк (2001), Фундаментальные шахматные концовки, Публикации Гамбита, ISBN  1-901983-53-6
  • Шенк, Давид (2006), , Doubleday, ISBN  0-385-51010-1
  • Силман, Джереми (2007), Полный курс финала Силмана: от новичка до мастера, Siles Press, ISBN  1-890085-10-3
  • Снейп, Ян (2003), Шахматные концовки стали проще: как с уверенностью подойти к финалу, Публикации Гамбита, ISBN  978-1-901983-97-5
  • Уорд, Крис (2004), Начало: ладейные эндшпили, Шахматы обывателя, ISBN  1-85744-374-8

В шахматной задаче

Мат — частая тема в шахматных задачах . Это композиции, цель которых — найти ход, дающий мат (при условии, что противник играет как можно лучше). Расположение фигур и игровая доска, как правило, далеки от того, что можно найти в турнирных играх, поэтому нередко решение возникает в результате жертвы, которую трудно найти.

Годфри Хиткот , Hampstead and Highgate Express , 1905–1906 ( 1- я  премия)

в б против d е ж грамм час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
в б против d е ж грамм час

Белые играют и мат в два хода.

Томас Тавернера, Дюбук Шахматный журнал , 1889 ( 1 — е  место)

в б против d е ж грамм час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
в б против d е ж грамм час

Белые играют и мат в два хода.

Победный метод: строительство моста

В позиции Лусены у белых есть выигрышный метод, который работает для любой пешки, кроме столбцов a и b (метод также может работать для его пешек на доске, если белая башня уже находится на 4- м  ряду, если черная башня находится не на столбце, примыкающем к пешке, и белые на линии ). Есть альтернативный метод, который работает только с пионами в столбце c или f.

в б против d е ж грамм час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
в б против d е ж грамм час

Позиция после 7.Tb4!

В позиции Лусены белые выигрывают:

1. Td1 + Re7, что заставляет черного короля уйти.
2. Td4! Этим ходом белые готовят использование башни в качестве щита.

Теперь, если черные сделают выжидательный ход, например:

2 … Ta1

надеясь потревожить Белого Короля шахматами, как в варианте, описанном выше, белые продолжают так:

3. Лc7 Тc1 +
4. Rb6 Rb1 + Белым удается освободить пространство для пешки.
5. Rc6 Tc1 + (или 5. Ra6 Ta1 +)
6. Rb5 Tb1 +
7. Tb4! .

Черная Башня больше не может победить Белого Короля, а Черные не могут предотвратить повышение. Формирование пешечного и королевского щита башней известно как «строительство моста». Его можно охарактеризовать как «метод перехвата». »

Важно, чтобы белая башня изначально находилась в 4- м  ряду, если черные используют свою лучшую защиту: постоянные неудачи противоположного короля. Если черные откажутся от этой защиты, Белая Башня сможет построить мост на 5- м  ряду в предыдущем варианте, после

5. Лc6

Если черные люди играют

5 … Лe6

для белых установлена ​​ловушка: если 6.Qd5 ?? (чтобы построить мост в 5- м  ряду), затем 6 … Txb7! делает ноль . Однако если

6. Rd6 + Re7
7. Rd5!

Белые могут построить мост на 5- м  ряду, поставив ход b5, b6 королем, а затем превращается пешка. Это движение, заключающееся в «транспортировке» моста, является, по словам Аарона Нимцовича , частью «ежедневных маневров» шахматной партии, «доказательством невероятной красоты» которой .

7 … Tc1 +
8. Rb6 Tb1 +
9. Tb5

и белые побеждают.

Торговля чернокожими

Если черные должны соблюдать положение диаграммы, они могут предотвратить переход белых в 4- й  ряд, но белые все равно выигрывают:

1 … Ta4
2. Td1 + Re7
3. Лc7 Тc4 +
4. Rb6 Tb4 +
5. Ra6 Tb2

(Чёрной башни недостаточно для продолжения шахмат: если 5 … Ta4 + выигрывает 6.Rb5). Теперь белые выигрывают, предотвращая неудачи

6. Лd5

с последующим

7. Tb5

дальнейшее чтение

  • Дворецкий Марк (2006), Учебник по эндшпилю Дворецкого (2-е изд.), Russell Enterprises, ISBN  1-888690-28-3
  • Хорошо, Рувим; Бенко, Пал (2003) , Основные шахматные концовки, Маккей, ISBN  0-8129-3493-8 Положение Лусены — диаграмма 307 в первом издании и диаграмма 623 во втором издании.
  • Корчной Виктор (2002) , Практические ладейные окончания, Олмс, ISBN  3-283-00401-3
  • Минев Николай (2004), Практическое руководство по ладейному эндшпилю, Рассел Энтерпрайзис, ISBN  1-888690-22-4
  • Ройкрофт, Джон (1972). Шахматы из пробирки, Фабер. диаграмма 80 — позиция Лусены
  • Спилман, Джон; Тисдалл, Джон; Уэйд, Боб (1993), Бэтсфордские шахматные окончания, Б. Т. Бэтсфорд, ISBN  0-7134-4420-7

Рекомендации

  • де ла Вилья, Хесус (2008), 100 эндшпилей, которые вы должны знать, Новое в шахматах, ISBN  978-90-5691-244-4
  • Эммс, Джон (2008), Руководство по выживанию в ладьи, Публикации Гамбита, ISBN  978-1-904600-94-7
  • Хупер, Дэвид; Уилд, Кеннет (1992), Оксфордский товарищ по шахматам (2-е изд.), Oxford University Press, ISBN  0-19-280049-3
  • Кауфельд, Юрген; Керн, Гвидо (2011), Шахматная стратегия гроссмейстера: чему могут научиться любители Ульф Андерссон позиционные шедевры, Новое в шахматах, ISBN  978-90-5691-346-5
  • Мюллер, Карстен; Лампрехт, Франк (2001), Фундаментальные шахматные концовки, Публикации Гамбита, ISBN  1-901983-53-6
  • Шенк, Давид (2006), , Doubleday, ISBN  0-385-51010-1
  • Силман, Джереми (2007), Полный курс финала Силмана: от новичка до мастера, Siles Press, ISBN  1-890085-10-3
  • Снейп, Ян (2003), Шахматные концовки стали проще: как с уверенностью подойти к финалу, Публикации Гамбита, ISBN  978-1-901983-97-5
  • Уорд, Крис (2004), Начало: ладейные эндшпили, Шахматы обывателя, ISBN  1-85744-374-8

Примеры из практики

Райс против Снейпа
Популярные статьи  Необычная задача по шахматам. Жанр Цирце. Мат в 3 хода

Райс против Снейпа, 2000

а б c d е ж грамм час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б c d е ж грамм час

Ход черных выигрывает, используя позицию Лусены

В этой игре 2000 года между Райсом и Яном Снейпом Блэк использует описанную выше процедуру:

81 … Лe7 +
82. Kd2 Re5!
83. Rg8 Kf2
84. Rf8 + Kg3
85. Rg8 + Kf3

Здесь белые отклоняются от вышеизложенного:

86. Крd1 Лe4

Белые сдаются , но есть альтернатива:

86. Rf8 + Kg4
87. Лg8 + Лg5

и черные побеждают ( : 36).

Андерссон против Окессона

Андерссон против Окессона , 1999 г.

а б c d е ж грамм час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б c d е ж грамм час

Ход белых побеждает

В этой позиции из игры 1999 года между Ульфом Андерссоном и Ральфом Окессоном белые разменивают пешки, чтобы добраться до позиции Лусены.

79. e4! dxe4
80. Rxe4 Kd7
81. Крg6

и черные сдались . Белые достигнут позиции Лусены: 81 … Rg1 + 82.Kf7 Rf1 83.f6 Rf2 84.Kg7 Rg2 + 85.Kf8 Rf2 86.f7 Rg2 (позиция Лусены) 87.Rd4 + Kc7 (если 87 … Ke6, то 88 .Ke8 выигрывает) 88.Ke7 Re2 + 89. Kf6 Rf2 + 90.Ke6 Re2 + 91.Kf5 Rf2 + 92.Rf4 и белые выигрывают ( : 189).

Примеры из практики [ править ]

Райс против Снейпа

Райс против Снейпа, 2000

а б c d е ж грамм час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б c d е ж грамм час

Ход черных выигрывает, используя позицию Лусены

В этой игре 2000 года между Райсом и Яном Снейпом Блэк использует описанную выше процедуру:

81 … Лe7 +
82. Kd2 Re5!
83. Rg8 Kf2
84. Rf8 + Kg3
85. Rg8 + Kf3

Здесь белые отклоняются от вышеизложенного:

86. Крd1 Лe4

Белые сдаются , но есть альтернатива:

86. Rf8 + Kg4
87. Лg8 + Лg5

и черные побеждают ( Snape 2003 : 36).

Андерссон против Окессона

Андерссон против Окессона , 1999 г.

а б c d е ж грамм час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б c d е ж грамм час

Ход белых побеждает

В этой позиции из игры 1999 года между Ульфом Андерссоном и Ральфом Окессоном белые разменивают пешки, чтобы добраться до позиции Лусены.

79. e4! dxe4
80. Rxe4 Kd7
81. Крg6

и черные сдались . Белые достигнут позиции Лусены: 81 … Rg1 + 82.Kf7 Rf1 83.f6 Rf2 84.Kg7 Rg2 + 85.Kf8 Rf2 86.f7 Rg2 (позиция Лусены) 87.Rd4 + Kc7 (если 87 … Ke6, то 88 .Ke8 выигрывает) 88.Ke7 Re2 + 89. Kf6 Rf2 + 90.Ke6 Re2 + 91.Kf5 Rf2 + 92.Rf4 и белые выигрывают ( Kaufeld & Kern 2011 : 189).

Примеры из практики

Райс против Снейпа

Райс против Снейпа, 2000

а б c d е ж грамм час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б c d е ж грамм час

Ход черных выигрывает, используя позицию Лусены

В этой игре 2000 года между Райсом и Яном Снейпом Блэк использует описанную выше процедуру:

81 … Лe7 +
82. Kd2 Re5!
83. Rg8 Kf2
84. Rf8 + Kg3
85. Rg8 + Kf3

Здесь белые отклоняются от вышеизложенного:

86. Крd1 Лe4

белый уходит в отставку, но альтернатива:

86. Rf8 + Kg4
87. Лg8 + Лg5

и черные выигрывают (:36).

Андерссон против Окессона

Андерссон против. Окессон, 1999

а б c d е ж грамм час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б c d е ж грамм час

Ход белых побеждает

На этой позиции из игры 1999 года между Ульф Андерссон и Ральф Окессон, Белые разменяют пешки, чтобы добраться до позиции Лусены.

79. e4! dxe4
80. Rxe4 Kd7
81. Крg6

и черный подал в отставку. Белые достигнут позиции Лусены: 81 … Rg1 + 82.Kf7 Rf1 83.f6 Rf2 84.Kg7 Rg2 + 85.Kf8 Rf2 86.f7 Rg2 (позиция Лусены) 87.Rd4 + Kc7 (если 87 … Ke6, то 88 .Ke8 выигрывает) 88.Ke7 Re2 + 89. Kf6 Rf2 + 90.Ke6 Re2 + 91.Kf5 Rf2 + 92.Rf4 и белые выигрывают (:189).

Как ходит конь в шахматах

Ход коня необычен, потому что он перемещается не по одной линии (как ладья, слон или ферзь, которых поэтому называют линейными фигурами). Есть два способа запомнить прыжок коня:

  • Скок, скок и вбок! (Две клетки по прямой и клетка в сторону).

  • Скок и наискосок! (Клетка по прямой и клетка наискосок).

На диаграмме представлены оба варианта.

Обратите внимание
Если конь стоит на белой клетке, то с нее он всегда сможет прыгнуть только на черную клетку — и наоборот.

Конь, стоящий в центре доски, контролирует 8 клеток. А вот если конь будет стоять на краю доски или в углу, ему будут доступны только 2 или 4 клетки. Делаем вывод: лучше всего ставить своего коня ближе к центру, где он будет более активен.

У коня есть еще одна особенность, которая делает его самой необычной фигурой: конь — единственная шахматная фигура, которая умеет перепрыгивать через свои фигуры и фигуры соперника!

Например, в начальной позиции конь со всех сторон окружен своими фигурами и пешками. Тем не менее, он может сделать ход уже на первом ходу — первый «скок» он делает прямо по клетке с пешкой, а затем перелетает на клеточку наискосок. Конь, стоящий на поле g1, может в начале партии выйти на поле f3 или h3. Как мы уже запомнили, коня нужно ставить не на край, а ближе к центру, поэтому лучше выбрать поле f3.

Точно так же конь может перепрыгивать фигуры соперника

Обратите внимание: конь не съедает ту фигуру, которую он перепрыгнул — съесть он может только ту фигуру, которая находится на клетке, где конь завершает ход. В позиции на диаграмме конь, стоящий на поле е5, может перелететь через вражеские пешки и съесть ферзя на поле f7

А вот остановиться на поле, где находится своя фигура, конь, конечно, не может: свою фигуру можно только перепрыгнуть.

Оцените статью
Павел Алексеев
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Мат в 1 ход и позиция Лусены
Как научиться играть в шахматы