Мощный этюд, автор Я. Русинек

Этюдная композиция в XX—XXI веках

В период после А. А. Троицкого его принцип яркой, остроумной, обоюдоострой борьбы как основы этюда утвердился и воплотился в лучших произведениях российских и зарубежных мастеров композиции.

Жан Вильнёв-Эсклапон (b) «Schweizerische Schachzeitung (b) », 1923 II приз
a b c d e f g h
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
a b c d e f g h


Ничья(3 + 4)

В. А. Корольков (b) «Труд», 1935 I приз
a b c d e f g h
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
a b c d e f g h


Выигрыш(5 + 6)

М. С. Либуркин (b) «64», 1930 (II полугодие) I приз
a b c d e f g h
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
a b c d e f g h


Выигрыш(4 + 4)

Решение этюда Вильнёв-Эсклапона:1.Крh5! (проигрывает 1. Крg5? Кe6+ и 2…Л:g7) Кf5 2.С:b2 Л:h6+ 3.Крg5! Лh2! 4.Сe5! Лf2 5.Сf4 Кd4! 6.Сe3 Лf5+ 7.Крg4 Лd5 8.Крf4! Крb6 9.Крe4 Крc5 10.Крd3!, и чёрные, имея лишнюю ладью, не могут усилить свою позицию.

Решение этюда Королькова:1.d7 Крe7 2.Лb8! (рассчитывая на 2…f1Ф 3.d8Ф+! Кр:d8 4.Сa6+ Крc7 5.С:f1 с быстрым выигрышем) С:g3!! 3.Лa8!! f1Ф 4.d8Ф+ Кр:d8 5.Сa6+ Сb8!! 6.С:f1 Крc7 7.Сa6! e2 8.С:e2 Крb7 9.Сf3! Кр:a8 10.С:c6#

Решение этюда Либуркина:1.Лc7+ Крb8 2.Лb7+ Крa8 3.Сe8 К:c6 4.Л:b6 Кb4!! (4…Крa7 5.Лb1 и 6.Лa1) 5.Сf7! Сe8! 6.Кр:b4 С:f7 7.Лh6! Сd5 8.Крc5 и 9. Крb6 с выигрышем.

Значительно повысилась техника мастеров этюда, и это позволило художественно реализовать самые дерзкие идеи. Среди популярных этюдных тем — динамическая позиционная ничья (b) , систематическое движение фигурных комплексов, многовариантные сходные финалы и т. п. Этюдным творчеством занялись мастера композиции в десятках новых стран.

Среди известных этюдистов XX века можно назвать следующие имена.

  • Австрия (b) : Иоганн Непомук Бергер (b) , Йозеф Крейчик (b) , Алоиз Вотава (b) .
  • Аргентина (b) : Хосе Муньос (Jose Joaquin Araiza Muñoz, 1900—1971).
  • Великобритания (b) : Гарольд Ломмер (Harold Lommer, 1910—1980).
  • Венгрия (b) : Артур Хаваши (1864—1939).
  • Германия (b) : Пауль Хойекер (b) , Адольф Херберг (1896—1962).
  • Голландия (b) : Генри Венинк (b) , Йохан ван ден Энде.
  • Италия (b) : Ринальдо Бианкетти (b) .
  • Латвия (b) : Герман Матисон (b) , лидер прибалтийской этюдной школы первой половины XX века.
  • Польша (b) : Шая Козловский (b) , Давид Пшепюрка (b) , Ян Русинек (b) .
  • Румыния (b) : Эмилиан Добреску (b) .
  • США (b) : Николас Россолимо (b) .
  • Финляндия (b) : Виса Киви.
  • Франция (b) : Жан Вильнёв-Эсклапон (b) , Фредерик Лазар (b) , Андре Шерон (b) , Виталий Гальберштадт (b) .
  • Чехословакия (b) дала миру целую плеяду первоклассных этюдистов: Олдржих Дурас (b) , Ладислав Прокеш (b) , Франтишек Дедрле (b) (František Dedrle, 1878—1957), Рихард Рети (b) (автор знаменитого «этюда Рети (b) »), Артур Мандлер (b) , Мирослав Хавель (b) , Франтишек Прокоп (b) , Йиндржих Фритз (b) .
  • Швейцария (b) : Самуэль Изенегер (b) .
  • Швеция (b) : Хель Рунквист, Аксель Акерблом (b) , Александр Хильдебранд (b) .

Эндшпиль

Первая премия Яна Русинека , New Statesman , 1971 г.

а б c d е ж грамм час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б c d е ж грамм час

Белые ходят и рисуют

Популярные статьи  Александр Морозевич - шахматные успехи

Слева — одно из наиболее известных исследований Русинека. Черные угрожают Nb5-d6 # или Ne4-d6 #, и 1.Kb7 Bd5 + не помогает, поэтому необходимо 1.a7 . Теперь на 1 … Bd5 можно ответить, среди прочего, 2.g8Q Bxg8 3.a8Q Nxb6 + 4.Kb7 Nxa8 5.Kxa8 Be6 6.Kb8 и черные должны отдать фигуру за пешку c, поэтому вместо 1. ..Ba6 + 2.b7 . Теперь 2 … Nb5 угрожает 3 … Nd6 #, но встречает 3.g8N + Ke8 4.Nf6 +, когда 4 … Nxf6 проигрывает 5.a8Q. Поэтому вместо этого черные играют 2 … Ne4 3.g8N +! Ke8 4.Nf6 + и теперь возможно 4 … Nexf6 . Похоже, это поставило белых перед дилеммой, поскольку 5.a8Q проигрывает 5 … Nd5 с 6 … Ne7 # следующим ходом. Но вместо этого идет 5.a8B !! когда 5 … Nd5 — пат, поэтому 5 … Ne5 6.Kb8 Nc6 + 7.Kc8 Bf1 и снова у белых проблема, потому что 8.b8Q проиграют 8 … Ba6 + 9.Qb7 Ne4 10.Qxa6 Nd6 #. Не лучше 8.b8N: 8 … Ne7 + 9.Kb7 Bg2 + 10.Ka7 (10.Nc6 Bxc6 + 11.Ka7 Bd7) 10 … Nc8 + 11.Ka6 Bxa8. Однако белые могут сыграть вничью с третьим недодвижением : 8.b8R !! . Теперь после 8 … Ba6 + 9.Rb7 , 9 … Ne4 — пат, и у черных нет никакого полезного способа избежать этого. Белые ничьи.

а б c d е ж грамм час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б c d е ж грамм час

Конечная позиция

Исключительно необычно то, что белые должны сделать все три недооценки для ничьей. В « Магии эндшпиля» (Batsford, 1996) Джон Бисли и Тимоти Уитворт отмечают, что это «представляет собой гораздо больший подвиг композиции, чем может показаться на первый взгляд. То, что это было достигнуто с использованием всего лишь девяти человек, добавляет еще больше к достижению композитора. . » Бизли и Уитворт также отмечают, что «довольно легко построить позицию, в которой белые должны перейти в ладью или слона, чтобы избежать пат», но «гораздо труднее создать позицию, в которой белые должны продвигаться вперед, чтобы создать тупиковую ситуацию », что в данном исследовании делается дважды.

Ян Русинек 64 , 1978

а б c d е ж грамм час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б c d е ж грамм час

Белые ходят и рисуют

Впоследствии Русинек (64, 27 июля 1978 г.) добавил введение в это исследование, в котором к уже существующим недооценкам добавлялось повышение королевы, создавая тем самым Allumwandlung . Эта более поздняя версия показана справа. 1.h8R + недостаточно, так как 1 … Ke7 быстро даст мат. Таким образом, необходимо 1.h8Q +, и после форсированного продолжения 1 … Qxh8 2.g7 + Qxg7 3.hxg7 + Ke7 достигается исходная позиция первоначального исследования. Сам Русинек считал эту версию уступающей оригиналу (эстетика против задачи).

Фредерик Шопен

Польский композитор, выдающийся пианист. Этюды Шопена – это новый уровень данного жанра. Это не просто упражнения для развития беглости пальцев и техники, в них есть и художественная ценность. Этюды Шопена очень часто исполняются музыкантами на концертах. Без них не обходится ни один конкурс среди пианистов.

Популярные статьи  Король шахмат Хосе Рауль Капабланка

Фредерик Шопен всего написал 27 этюдов. Двадцать четыре произведения из них были сгруппированы автором в две тетради, в каждую из которых входит 12 пьес. Остальные три — были опубликованы отдельно. Первая тетрадь этюдов Ф. Шопена включает в себя произведения, которые были написаны в 1831-1832 годах. Она посвящена другу композитора – Ференцу Листу. Вторая тетрадь включает в себя этюды, созданные в 1836 году. Она посвящена Мари д’Агу.

Практически все этюды, написанные Фредериком Шопеном, требуют от музыканта виртуозности и артистичности. Каждый из них подразумевает конкретную педагогическую задачу. Например, «хроматический этюд a-moll № 2» помогает укреплять слабые пятый и четвёртый палец на правой руке. Этюды Ф.Шопена отличаются от произведений подобного жанра других композиторов. В них виртуозность выступает не как цель, она является средством для раскрытия художественного образа произведения. Во многих этюдах Фредерика Шопена принцип развития построен по типу прелюдий И.С.Баха. Более всего это заметно в произведении G-dur. Самым знаменитым этюдом Ф.Шопена является №12, который носит название «Революционный». Композитор посвятил его трагическим известиям о том, что польское восстание было разгромлено. Есть среди этюдов Фредерика Шопена и медленные, лирические. Самые знаменитые из них – это третий, шестой и седьмой. Своей мелодикой они напоминают вокальные произведения.

Немецкий композитор Эдвард Григ этюды не писал, но есть и у него знаменитое произведение данного жанра. Называется оно «Памяти Шопена». Как можно догадаться из названия, посвящён этот этюд великому польскому композитору и пианисту, о котором шла речь в данном разделе статьи.

Эндшпиль

Ян РусинекПервый приз, Новый государственный деятель, 1971

а б c d е ж грамм час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б c d е ж грамм час

Белые ходят и рисуют

Слева — одно из наиболее известных исследований Русинека. Черные угрожают Nb5-d6 # или Ne4-d6 #, и 1.Kb7 Bd5 + не помогает, поэтому 1.a7 необходимо. Теперь на 1 … Bd5 можно ответить, среди прочего, 2.g8Q Bxg8 3.a8Q Nxb6 + 4.Kb7 Nxa8 5.Kxa8 Be6 6.Kb8 и черные должны отдать фигуру за пешку c, поэтому вместо этого 1 … Ba6 + 2.b7. Теперь 2 … Nb5 угрожает 3 … Nd6 #, но встречает 3.g8N + Ke8 4.Nf6 +, когда 4 … Nxf6 проигрывает 5.a8Q. Поэтому вместо этого черные играют 2 … Ne4 3.g8N +! Ke8 4.Nf6 + и сейчас 4 … Nexf6 возможно. Похоже, это поставило белых перед дилеммой, поскольку 5.a8Q проигрывает 5 … Nd5 с 6 … Ne7 # следующим ходом. Но вместо этого есть 5.a8B !! когда 5 … Nd5 — пат, поэтому 5 … Ne5 6.Kb8 Nc6 + 7.Kc8 Bf1 и снова у белых проблема, потому что 8.b8Q проиграют 8 … Ba6 + 9.Qb7 Ne4 10.Qxa6 Nd6 #. Не лучше 8.b8N: 8 … Ne7 + 9.Kb7 Bg2 + 10.Ka7 (10.Nc6 Bxc6 + 11.Ka7 Bd7) 10 … Nc8 + 11.Ka6 Bxa8. Тем не менее, белые могут сыграть вничью с третьим недостатком продвижения: 8.b8R !!. Теперь после 8 … Ba6 + 9.Rb7, 9 … Ne4 — пат, и у черных нет никакого способа избежать этого. Белые ничьи.

Популярные статьи  Цугцванг, Преимущество двух слонов
а б c d е ж грамм час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б c d е ж грамм час

Конечная позиция

От белых требуется сделать все три недооценка для того, чтобы рисовать исключительно необычно. В Магия эндшпиля (Бэтсфорд, 1996), Джон Бизли и Тимоти Уитворт комментарий, что он «представляет собой гораздо больший подвиг композиции, чем может показаться на первый взгляд. То, что он был выполнен с использованием всего лишь девяти человек, добавляет еще больше к достижению композитора». Бизли и Уитворт также отмечают, что «довольно легко построить позицию, в которой белые должны перейти в ладью или слона, чтобы избегать давая пат «, но» гораздо труднее создать позицию, в которой белые должны продвигаться вперед, чтобы Создайте тупиковая ситуация «, которая повторяется в данном исследовании дважды.

Ян Русинек64, 1978

а б c d е ж грамм час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б c d е ж грамм час

Белые ходят и рисуют

Впоследствии Русинек (64, 27 июля 1978 г.) добавил введение к этому исследованию, которое добавило повышение королевы к уже существующим недооценкам, таким образом создавая Allumwandlung. Эта более поздняя версия показана справа. 1.h8R + недостаточно, так как 1 … Ke7 быстро даст мат. Таким образом, необходимо 1.h8Q +, и после форсированного продолжения 1 … Qxh8 2.g7 + Qxg7 3.hxg7 + Ke7 достигается исходная позиция оригинальной этюды. Сам Русинек считал эту версию хуже оригинальной (эстетика против задачи) .

Карл Черни

Безусловно, самым известным автором этюдов для фортепиано является Карл Черни. Он написал более тысячи произведений такого рода. Его этюды предназначены для разных уровней и типов техники. Многие его пьесы этого жанра составляют целые циклы, например, «Школа фуги», «Школа беглости пальцев» и так далее. Его этюды больше других используются в музыкальных учебных заведениях. Он был не только композитором, но ещё и выдающимся педагогом. Его учениками были: Сигизмунд Тальбек, Ференц Лист, Теодор Куллак, Леопольд де Мейер и многие другие. К. Черни написал более 800 произведений только для тренировки беглости пальцев и исполнительской техники.

Оцените статью
Павел Алексеев
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Мощный этюд, автор Я. Русинек
Лучшие тактики и стратегии в шахматах ♟️
Методы шахматной борьбы