Ничейный этюд. Авторы Гербстман и Куббель

1. Этюдное искусство

Этюд более близок к практической партии, чем задача. Начальная позиция этюда выглядит обычно естественной и напоминает положение из партии (чаще всего из эндшпиля, реже — из середины игры). Решение этюда состоит в нахождении задуманного автором пути, ведущего к выполнению задания.

1.1. Художественные принципы

Скрытность и трудность решения этюда достигаются путём маскировки основной идеи при помощи вступительной игры и предоставления чёрным возможности активной контригры. В этюде необходимо соблюдать основные принципы этюдной шахматной композиции:

  • Легальность начальной позиции, естественность и экономичность её формы.
  • Решаемость во всех вариантах.
  • Решение обязано быть единственным (при лучших ответах противника), труднонаходимым и должно производить художественное впечатление. Побочные решения в тематических вариантах недопустимы.

6. Библиография

7.1. История этюда

  • Бондаренко Ф. С. Становление шахматного этюда. Киев: Здоров’я, 1980. 176 с.
  • Бондаренко Ф. С. Развитие шахматного этюда. Киев: Здоров’я, 1982. 232 с.
  • Бондаренко Ф. С. Триумф советского шахматного этюда. Киев: Здоров’я, 1984. 176 с.

7.1.2. Авторские сборники

  • Брон В. Избранные этюды и задачи. М.: Физкультура и спорт, 1969, 144с.
  • Владимиров Я. Г., Фокин Ю. Г. Леонид Куббель. М.: Физкультура и спорт, 1984, 384 стр.
  • Гербстман А. И. Избранные шахматные этюды. — webchess.ru/ebook/Gerbstman_Izbrannye_etudy.djvu М.: Физкультура и спорт, 1963.
  • Горгиев Т. Б. Избранные этюды. — webchess.ru/ebook/Gorgiev-IE.rar М.: Физкультура и спорт, 1959.
  • Гуляев А. П. Избранные шахматные задачи и этюды. — webchess.ru/ebook/Guljaev_izbrannye_zada4i.djvu М.: Физкультура и спорт, 1956.
  • Гурвич А. С. Этюды. — webchess.ru/ebook/Gurvich_Etudi.djvu М.: Физкультура и спорт, 1961, 2-е изд. — 190 с.
  • Каспарян Г. М. Этюды, статьи, анализы. М.: Физкультура и спорт, 1988.
  • Корольков В. А. Избранные этюды. М.: Физкультура и спорт, 1958.
  • Корольков В. А., Чеховер В. А. Избранные этюды А. А. Троицкого — webchess.ru/ebook/Korolkov_Chehover-Izbrannie_etudi_Troickogo.rar. М.: Физкультура и спорт, 1959, 184 с.
  • Кофман Р. М. Избранные этюды С. Каминера и М. Либуркина. М.: Физкультура и спорт, 1981, 160 с.
  • Кузнецов А. Г. Цвета шахматного спектра, М.: Физкультура и спорт, 1980. 96 с.
  • Надареишвили Г. А. Избранные шахматные этюды. М.: Физкультура и Спорт, 1976. 103 с. (первое издание — Тбилиси: Сабчота сакартвело, 1970).
  • Платов Василий, Платов Михаил. Сборник шахматных этюдов. — webchess.ru/ebook/Platovy-Sbornik_shahmatnyh_etyudov.rar М.: Госиздат, 1928, 185 стр.
  • Шахматное творчество Н. Д. Григорьева. Анализы, теоретические работы, этюды, избранные партии. 2-е издание, исправленное и дополненное. М.: Физкультура и спорт, 1954, 488 с.
Популярные статьи  Добавить фигуры и развязать позицию, автор Дмитрий Байбиков

5. Примечания

  1. Шахматная композиция. 1974-1976. М.: Физкультура и спорт, 1978. 225 с. Стр. 4.
  2. Существует более короткое решение: 1.Сс4! Фb2 (1…e6 2.Kpa6 или 1…Фf5+ 2.Kpb4 Фb1+ 3.Cb3) 2.Фd1+ Фb1 3.Фa4+ Kpb2 4.Фb3+ Kpc1 5.Фe3+ Kpb2 6.Kpb4 Kpc2+ 7.Cb3+ Kpb2 8.Фс3#
  3. Первоначально (27.04.1895) этюд с чёрным королем на h6, белой пешкой на с7 и заданием «Черные начинают и белые выигрывают» был опубликован в Глазго шахматным редактором газеты Weekly Citizen Ж. Барбье (фр. G. Barbier) и посвящался памяти известного шахматного мастера У. Поттера (англ. W. Potter). Спустя неделю (4 мая) при публикации решения Барбье написал, что при перестановке чёрного короля на а1 получится другой этюд, с заданием «Чёрные начинают и делают ничью». Новое решение было опубликовано 11 мая, однако через несколько дней Сааведра (англ. F. Saavedra) посетил шахматный клуб Глазго и показал Барбье удивительный план выигрыша за белых с превращением пешки в ладью. Так 18 мая появилась на свет эта бессмертная композиция. Позже, в 1902 году, Эм. Ласкер переставил белую пешку на с6 и опубликовал этюд с обычным заданием «Белые начинают и выигрывают». Долгие годы он печатался лишь под фамилией Сааведры, но во второй половине XX века справедливость была восстановлена, и с тех пор этюд публикуется под двумя фамилиями (Владимиров Я. Г. 1000 шахматных этюдов, 2003).
  4. История появления позиции Сааведры (англ.) — www.xs4all.nl/~timkr/chess/saavedra.htm
  5. См. Гербстман А. И. Избранные шахматные этюды.
  6. Бондаренко Ф. С. Развитие шахматного этюда. Стр. 228.

4. Этюдная композиция в XX—XXI веках

В период после А. А. Троицкого его принцип яркой, остроумной, обоюдоострой борьбы как основы этюда утвердился и воплотился в лучших произведениях российских и зарубежных мастеров композиции.

Популярные статьи  Испанская партия. 5. ...Сс5

Жан Вильнёв-Эсклапон
«Schweizerische Schachzeitung», 1923
II приз


Ничья
(3 + 4)

В. А. Корольков
«Труд», 1935
I приз


Выигрыш
(5 + 6)

М. С. Либуркин
«64», 1930 (II полугодие)
I приз


Выигрыш
(4 + 4)

Решение этюда Вильнёв-Эсклапона:1.Крh5! (проигрывает 1. Крg5? Кe6+ и 2…Л:g7) Кf5 2.С:b2 Л:h6+ 3.Крg5! Лh2! 4.Сe5! Лf2 5.Сf4 Кd4! 6.Сe3 Лf5+ 7.Крg4 Лd5 8.Крf4! Крb6 9.Крe4 Крc5 10.Крd3!, и чёрные, имея лишнюю ладью, не могут усилить свою позицию.

Решение этюда Королькова:1.d7 Крe7 2.Лb8! (рассчитывая на 2…f1Ф 3.d8Ф+! Кр:d8 4.Сa6+ Крc7 5.С:f1 с быстрым выигрышем) С:g3!! 3.Лa8!! f1Ф 4.d8Ф+ Кр:d8 5.Сa6+ Сb8!! 6.С:f1 Крc7 7.Сa6! e2 8.С:e2 Крb7 9.Сf3! Кр:a8 10.С:c6#

Решение этюда Либуркина:1.Лc7+ Крb8 2.Лb7+ Крa8 3.Сe8 К:c6 4.Л:b6 Кb4!! (4…Крa7 5.Лb1 и 6.Лa1) 5.Сf7! Сe8! 6.Кр:b4 С:f7 7.Лh6! Сd5 8.Крc5 и 9. Крb6 с выигрышем.

Значительно повысилась техника мастеров этюда, и это позволило художественно реализовать самые дерзкие идеи. Среди популярных этюдных тем — динамическая позиционная ничья, систематическое движение фигурных комплексов, многовариантные сходные финалы и т. п. Этюдным творчеством занялись мастера композиции в десятках новых стран.

Среди известных этюдистов XX века можно назвать следующие имена.

  • Австрия: Иоганн Непомук Бергер, Йозеф Крейчик, Алоиз Вотава.
  • Аргентина: Хосе Муньос (Jose Joaquin Araiza Muñoz, 1900—1971).
  • Великобритания: Гарольд Ломмер (Harold Lommer, 1910—1980).
  • Венгрия: Артур Хаваши (1864—1939).
  • Германия: Пауль Хойекер, Адольф Херберг (1896—1962).
  • Голландия: Генри Венинк, Йохан ван ден Энде.
  • Италия: Ринальдо Бианкетти.
  • Латвия: Герман Матисон, лидер прибалтийской этюдной школы первой половины XX века.
  • Польша: Шая Козловский, Давид Пшепюрка, Ян Русинек.
  • Румыния: Эмилиан Добреску.
  • США: Николас Россолимо.
  • Финляндия: Виса Киви.
  • Франция: Жан Вильнёв-Эсклапон, Фредерик Лазар, Андре Шерон, Виталий Гальберштадт.
  • Чехословакия дала миру целую плеяду первоклассных этюдистов: Олдржих Дурас, Ладислав Прокеш, Франтишек Дедрле (František Dedrle, 1878—1957), Рихард Рети, Артур Мандлер, Мирослав Хавель, Франтишек Прокоп, Йиндржих Фритз.
  • Швейцария: Самуэль Изенегер.
  • Швеция: Хель Рунквист, Аксель Акерблом, Александр Хильдебранд.
Популярные статьи  Защита

Большинство этюдистов, знаменитых своими композициями, практически неизвестны как игроки. Следует отметить, однако, успешное участие Генриха Каспаряна в чемпионатах СССР по шахматам 1931 и 1937 годов. Среди известных шахматистов, составлявших этюды — Эммануил Ласкер, Рихард Рети, Ян Тимман. Одним из признанных мастеров составления этюдов является экс-чемпион мира Василий Смыслов.

Оцените статью
Павел Алексеев
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Ничейный этюд. Авторы Гербстман и Куббель
Обратный мат в 7 ходов, автор В. Вебер
Обратный мат в 7 ходов, автор В. Вебер