Расположение шахматных фигур

Название шахматных фигур с картинками

Далее пора разобраться с названием шахматных фигур по картинкам.Здесь мы лишь словами описываем то, как они ходят. Также вы можете переходить по ссылкам, чтобы с помощью видео освоить ходы всех фигур.

Король

Король (King) — это самая главная фигура на «поле боя», вокруг которой и строится игра. Ведь конец игры наступает именно тогда, когда повержен король соперника. Несмотря на свой статус, король довольно ограничен в перемещениях, он может передвигаться всего на одну клеточку в любую сторону. Но при этом у него есть преимущество — возможность рокировки. Этот термин означает совместный ход с ладьей, в ходе которого король отправляется в более безопасно место.

Ферзь

Ферзь (Queen) — это самая активная, сильная и вторая по значимости фигура во время игры. Ее возможности в траекториях движения наиболее разнообразны. Ферзь может ходить как вверх и вниз по доске, так и влево и вправо, а также и по белым, и по черным диагоналям. Королева — тяжела фигура с точки зрения противника, ведь она обладает большими возможностями для защиты короля и практически в любой момент может оказаться в нужном месте. Выглядит ферзь обычно почти так же, как и король, но немного ниже и с часто с небольшим шариком на верхушке.

Ладья

Ладья (Rook) — эта фигурка двигается только вертикально или горизонтально и ограничена препятствиями. На старте у игрока есть две ладьи, которые размещаются по краям поля. Иногда любители называют их «турами», но опытным игрокам это «режет» слух.

Слон

Слон (Bishop) — тоже парная фигура, считается легкой, обычно выглядит как невысокая башенка с заостренной капелькой. Эта форма может напомнить одежды монаха — так оно и есть. Появилась фигурка именно благодаря тому, что католические священники увлекались шахматами и привнесли в нее что-то свое.

Конь

Конь (Knight) — обычно выглядит, как соответствующее животное. Его особенность — необычная манера передвижения, а именно буквой «Г» в любую сторону. Конь легко перепрыгивает через препятствия (фигуры соперника) и в начале игры стоит рядом с ладьей.

Пешка

Пешка (Pawn) — это шахматный солдат, который первым рвется в бой, открывает игру. У каждого есть по 8 пешек. Ходят они наиболее просто — по одной клеточке и только вперед, хотя в качестве первого хода могут перепрыгнуть через клеточку, — а сбивают вражеские фигурки только наискосок. Пешки играют важную роль, они обороняют другие фигуры, а дойдя до противоположного края доски могут вернуть вместо себя любую сбитую ранее фигурку — и ферзя, и ладью, и коня. Исключение здесь составляет только король.

Окончание игры, шах и мат

Мы уже разобрались с тем, с чего начать, теперь пришло время узнать, как правильно закончить. Победой считается мат сопернику. Попытки загнать его в «ловушку» – в этом и состоит суть шахматной игры. Если король оказывается под ударом, ему объявляется шах, означающий, что он вправе сделать спасающий его ход или закрыться от шаха.

Мат – это капитуляция всей шахматной армии, которая не смогла защитить своего главнокомандующего, и он попал в расставленные противником сети. Чем быстрее он поставлен, тем выше считается квалификация участника. Победу в турнирах подтверждают арбитры, внимательно следящие за ходом битвы и не допускающие ни одного невозможного хода.

Русские шахматы

В этой разновидности передвижения фигур ничем не отличаются от передвижений в классических шахматах, но вот их наименования полностью изменены. Фигуры называются таврели, расположены на поле в точно таком же порядке. Главной фигурой на доске является хелги, в которой объединены возможнжости ферзя и коня. В Древней Руси подобная разновидность шахмат пользовалась массовым спросом в IX-X веках, но после церковь ее запретила, так как приравняла к пьянству и азартным развлечениям.

Таврели полностью исчезли при правлении Петра Первого, который решил популяризировать в России классический вариант шахмат. А вот в 1997 году в Москве создали Международную федерацию русских шахмат – были установлены обновленные правила, стали проводиться первые соревнования.

Как «скачет» конь в шахматах

Конь (неправильное название лошадь) очень интересная фигура. Как же может ходить конь в шахматах? Он может прыгать через свои фигуры и через фигуры соперника, при этом конь пишет в воздухе букву « Г». Из исходного положения конь может перелететь пешку и очутиться справа или слева по диагонали от нее. Если он стоит на белой клеточке, то после окончания хода он должен оказать на черной клеточке и наоборот.

Расположение шахматных фигур

Конь, находясь в центре поля, имеет возможность сходить 8 различными вариантами, а из исходной позиции только 3 вариантами.

Кроме этого сильными сторонами коня являются следующие моменты:

  1. Только он с пешкой имеет право на первый шаг в партии. Это свойство также помогает при закрытых ситуациях, когда слону и ладье и ферзю перекрыли ходы.
  2. Конь может легко атаковать любую фигуру противника без угрозы для себя (кроме вражеского коня). Это свойство эффективно использовать при атаке на ферзя.
  3. Король не сможет спастись от атаки коня другими фигурами или сам напасть на него, если только конь сам не стал на поле, находящееся под угрозой короля.

Поражать соперников он может только в том случае, если на месте его «приземления» стоит какая либо фигура. В том случае, если конь, повернув вправо, либо влево, может «убрать» какую-либо фигуру соперника называется в шахматах – вилка.

Шахматная доска – поле битвы и координаты

Шахматная доска имеет форму правильного квадрата, каждая сторона состоит из 8 клеток. Шахматисты называют их полями. В отличие от шашек, все клетки, 32 черных и 32 белых задействуются в игре. В расстановке фигур перед игрой действует несколько правил:

  • доска устанавливается таким образом, чтобы у каждого партнера крайней правой была клетка белого цвета;
  • черные и белые фигуры противников располагаются симметрично;
  • в первоначальной позиции фигуры занимают 2 первых ряда.
Популярные статьи  Обратный мат в 8 ходов, максимуммер

Каждое поле доски имеет персональный адрес, позволяющий фиксировать ходы во время игры. Для определения индивидуальных данных клетки на сторонах доски имеются буквы и цифры. По горизонтали нанесены буквенные обозначения от a до h, по вертикали цифры от 1 до 8. Адрес обозначается следующим образом: a8, g6, c5 и др. По шахматным правилам для расстановки белых фигур перед игрой отводятся горизонтали 1-2, для черных 7-8.

Возможности короля

Несмотря на то, что король является главной фигурой, без которой игра продолжаться не может, возможности этой фигуры крайне ограничены. Все шахматное войско обязано надежно охранять его от посягательств противника.

В начальной расстановке король располагается в центре на горизонтали 1, если это белые шахматы, или на полосе 8 у черных фигур. Он стоит на клетке другого цвета. То есть, черный король находится на белом поле, белый на черном. Ограничений в направлении движения у фигуры нет. Она может во время игры перемещаться:

  • вперед или назад,
  • влево или вправо,  
  • по всем диагоналям.

Но длина хода короля невелика, составляет всего клетку. У короля есть возможность «убить» противника при условии, что он находится на соседнем поле. Он не должен находиться в зоне действия чужой фигуры. Если у короля нет возможности уйти, укрыться, положение называется «мат», засчитывается поражение.

Расположение шахматных фигур

Линии на шахматной доске

На шахматной доске можно встретить три типа линий — вертикали, горизонтали и диагонали.

  • Вертикаль — это ряд клеток, расположенный снизу вверх (или сверху вниз). Вертикалей всего 8, каждой соответствует одна из букв.

  • Горизонталь — это ряд клеток, расположенный слева направо. Горизонталей также 8, каждой соответствует одна из цифр.

  • Диагональ — это ряд клеток одного цвета, расположенных наискосок. Самая короткая диагональ состоит из двух клеток (рядом с углами доски), самые длинные — из 8 клеток (две диагонали, расположенные от одного до другого угла доски).

На диаграмме можно увидеть пример вертикали (красный цвет), горизонтали (желтый цвет) и диагонали (зеленый цвет).

Мы упомянули о буквах и цифрах, которые обозначают линии шахматной доски. Сейчас мы обсудим, для чего они нужны и как с помощью этих букв и цифр говорить и писать на шахматном языке, который называется нотация.

Ценность фигур

Перед игрой в шахматы для начинающего шахматиста важно понимать ценность или силу каждой фигуры. В шахматах единицей измерения ценности фигуры является пешка

  1. Пешка – самая незначительная фигура и ее ценность равна лишь ей самой.
  2. Слон (офицер) по силе равен коню, а по отдельности они равны 3 пешкам. Но считается, что 2 слона имеют преимущество над двумя конями, потому что слоны при правильной обороне противника могут поставить мат одинокому королю, а кони этого сделать не смогут.
  3. Ладья равна 2 слонам или 2 коням или совместной паре: 1 коню и 1 слону или 5 пешкам. Ценность этой фигуры настолько велика, что 2 ладьи считаются мощнее ферзя.
  4. Ферзь является самой ценной фигурой. По разным оценкам его сила измеряется либо 9, либо 10 пешками. Кроме этого он равен 2 коням и слону или 2 слонам и коню.
  5. Ценность короля не обсуждается, потому что его нельзя ни на что обменять.

Соотношение стратегии и тактики в шахматах

Первым заговорил о роли стратегии в шахматах первый чемпион мира Вильгельм Стейниц

До него чаще обращали внимание только на тактику и красивые комбинации, а Вильгельм Стейниц создал свое позиционное учение, в котором обосновал важность соблюдения стратегических правил. Из советских и российских шахматистов главными мастерами стратегии считаются Михаил Ботвинник, Анатолий Карпов

Подведем итог: к шахматной стратегии относится совокупность принципов, планов, маневров и действий, которые позволяют добиться позиционного преимущества. А когда позиция одного из игроков становится стратегически подавляющей, то в ней уже возникают возможности для проведения красивых комбинаций — здесь на помощь приходит тактика. Как гласит крылатое выражение, «тактика — на службе стратегии».

Расстановка шахмат на шахматной доске

   Для того, чтобы начать играть, нам в первую очередь необходимо приобрести шахматную доску в магазине или же сделать ее своими руками.

   Шахматная доска представляет собой доску состоящий из 64 квадратиков, 32 из которых отмечены белым и 32 отмечены черным цветом. Сегодня имеется очень много разновидностей шахматных досок и фигур. Они имеют разные цвета и формы, на любой вкус как говорится. Самое главное чтобы эти квадратики отличались друг от друга цветами, как например на диаграмме.

Вы должны активировать JavaScript для отображения диаграмм.

   Теперь когда у нас есть доска можем приступить к расстановке шахматных фигур. Как это сделать, можете посмотреть на следующей диаграмме

Вы должны активировать JavaScript для отображения диаграмм.

   На доске получается как бы два лагеря. Фигуры соперников ставят друг против друга. Как в кинофильмах, которые показывают сюжеты из средневековых сражениях. Когда две армии стоят друг против друга, перед боем. И бойцы готовы выполнить любой Ваш приказ.

   Игру всегда начинают белые. Они первыми делают ход. За один ход можно передвинуть только одну фигуру или пешку. Ходы делаются по очереди.

Ладья

   Для того чтобы запомнить расстановку можете придумать для себя или для Вашего ребенка какую-нибудь увлекательную историю.

   Вроде того что, каждый ферзь или королева любит свой цвет. Белая королева любит белый цвет, а черная соответственно черное поле. У каждой королевы есть свой король, который всегда рядом. У королевы и короля есть по слону и коню, чтобы они могли передвигаться по земле. Также у них есть по одной лодке или короблю чтобы они могли передвигаться по воде. Лодкой у нас будет ладья.

   Кстати раньше люди на самом деле плавали на ладье. И конечно же у короля и королевы есть слуги которые им прислуживают, смотрят за слонами и конями, конечно же это пешки.

   Целью игры является уничтожение вражеского короля, его замка где он прячется (позиция рокировки) и поставить ему мат (шах от которого не скрыться). Кто сможет это сделать, тот и побеждает. Но не всегда победа достигается только этим путем. Можно пойти и по другому. А именно сразить всех воинов короля или взять их в плен (выиграть по больше материала, пешек фигур и т.д.), чтобы король противника не смог долго сдерживать осаду своего замка и сдался.

Популярные статьи  По следам Свена Троммлера. S#5 - 2 решения

   Если же в итоге получается так что в итоге никто не может выиграть, то объявляется ничья. Как говорят победила дружба!

   Не нужно приучать себя и детей, что надо во что бы то не стало выиграть игру, так как это очень негативно скажется на игре и на психике. Возможно, что дети могут обидеться друг на друга.

   Шахматы игра увлекательная и должна учить дружбе. Очень многие шахматисты по всему миру регулярно играют между собой, а некоторые даже дружат семьями.

Запись партии

Шахматная нотация нужна в первую очередь для того, чтобы можно было кратко записывать ходы в партии, а также называть нужные клетки.

Чтобы упростить запись, используются сокращения названия фигур. Большинство фигур записывается по своей первой букве: ферзь — Ф, ладья — Л, слон — С, конь — К. Чтобы не путать короля и коня, короля записывают двумя буквами: Кр. А когда ходит пешка, ее никак не обозначают, а записывают только клетку, на которую она делает ход.

До изобретения шахматного языка использовалась описательная нотация, например, говорили: чернопольный слон белых отправляется по диагонали на три клетки вверх до центрального поля. А сейчас мы просто скажем: слон идет на клетку е5. А в записи это будет выглядеть еще быстрее: Сe5.

Благодаря шахматной нотации любая партия может быть быстро и понятно записана. Для не знакомых с шахматами людей это может показаться сложным, но любой шахматист легко разберет этот шифр. Например, так выглядит запись одной из самых коротких партий на свете — детский мат:

  1. e4 e5

  2. Cc4 Кc6

  3. Фh5 Кf6

  4. Фf7 — мат.

Благодаря знанию шахматного языка возможно:

  • читать шахматные книги, разбирать самостоятельно по записи ходов все когда-либо сыгранные гроссмейстерами партии и учиться их идеям;

  • записывать свои собственные партии, показывать их затем родителям или тренеру, хвастаться удачными ходами, анализировать и находить ошибки;

  • общаться с тренером — если ученик владеет шахматной нотацией, то он может обсуждать задачи с наставником и решать их в уме, не передвигая фигуры, а называя ходы нотацией. Это отлично развивает абстрактное мышление, умение представлять доску в голове и просчитывать варианты.

Занятия шахматами в онлайн-школе Skysmart построены от простого к сложному: от того, сколько клеток на шахматной доске, до разбора партий гроссмейстеров и участия в турнирах. При первой оплате дарим до 3 бесплатных уроков.

Ценность фигур

Правила в шахматах нужно неукоснительно соблюдать. Играть рекомендуется без фанатизма, то есть, не рискуя понапрасну фигурами. На игровой доске важна каждая пешка. Ведь если в вашей армии не останется бойцов, то с кем вы пойдете в атаку для того, чтобы поставить мат. Однако ошибок в игре не избежать и иногда приходится жертвовать представителями игровой армии. Что из них отдавать – решать вам, ниже мы приведем таблицу с их ценностью:

  • Ферзь – 9 очков;
  • Ладья – 5 очков;
  • Слон и Конь – по 3 очка;
  • Пешка – 1 очко.

Очки не влияют на результат. Они лишь дают понять игроку, что он теряет, отдавая материал сопернику, и что приобретает, когда его берет. Описание всех участников настольной баталии были приведены выше.

Основные принципы шахматной стратегии

Перечислим несколько стратегических правил позиционной игры в разных частях шахматной партии.

В дебюте, чтобы позиция была стратегически удачной, нужно занимать пешками центр, развивать коней и слонов ближе к центру, захватывать пространство, делать рокировку.

В эндшпиле (конце шахматной партии) возрастает роль короля — он должен быть активным и помогать своим проходным пешкам.

Наибольшая часть стратегических правил и принципов связаны с игрой в миттельшпиле — середине шахматной партии. Именно в миттельшпиле важнее всего правильно выстроить план своих действий, чтобы максимально усилить активность своей позиции и подготовить атаку на короля соперника.

В середине партии нужно стараться каждым ходом улучшать расположение своих фигур:

  • Ладей лучше всего располагать на открытой линии (линии, на которой нет пешек или есть только пешка противника).

  • Слоны лучше всего чувствуют себя на открытых диагоналях, слоны не должны упираться в свои пешки.

  • Для коня лучшее место — форпост, укрепленное своей пешкой положение в лагере соперника.

  • Ферзь чаще всего играет ведущую роль в атаке, поэтому в середине партии он переводится в сторону короля соперника, создавая ему матовые угрозы под защитой других своих фигур.

  • Пешки стремятся к захвату центра и пространства, для этого лучше всего надвигать свои центральные пешки на вражескую половину доски.

Рассмотрим ситуацию на диаграмме. Материальное соотношение (количество фигур и пешек) равное. Но стратегически белые обладают огромным перевесом: их фигуры намного более удачно расположены и их позиция более активна. Белая ладья с1 расположена на открытой линии, чернопольный слон занимает важную большую диагональ, конь отлично стоит в центре на укрепленном пункте е5, белые владеют центром и пространством за счет выгодной пешечной структуры. А в позиции черных много недостатков: неразвитые или плохо развитые фигуры, ослабленный король, слабые пешки.

Важный вывод
Стратегические недостатки позиции соперника — это ваши преимущества! Поэтому при оценке позиции мы также обращаем внимание на слабости и неудачно расположенные фигуры.

К стратегическим недостаткам в шахматах можно отнести:

  • Наличие слабых пешек. Есть три основных типа пешечных слабостей: изолированная пешка (на соседних вертикалях с которой нет пешек того же цвета, а значит, защищать ее должны будут фигуры), сдвоенные пешки (расположенные на одной вертикали, препятствуя движению друг друга), отсталая пешка (пешка, которая не может догнать пешку своего цвета на соседней линии).

  • Наличие слабых полей в лагере, особенно рядом с королем. Слабыми полями можно считать пустые клетки, которые не могут быть взяты под контроль пешкой и могут быть атакованы фигурами соперника.

  • Наличие неудачно расположенных фигур. Неудачными можно считать неразвитые фигуры, фигуры, стоящие на краю шахматной доски, а также ограниченные в подвижности и упирающиеся в свои пешки.

  • Раскрытое положение короля (если король не рокирован, либо если пешечное прикрытие его рокировки полностью или частично разрушено).

Рассмотрим подробнее типы слабых пешек на примере диаграммы. В этой позиции 5 из 6 пешек черных являются слабыми: пешки h7 и а7 — изолированные, пешки с6 и с7 сдвоенные (и при этом обоюдно изолированные), пешка е6 — отсталая. У белых нет слабых пешек, их пешки составляют две ровные пешечные цепи.

Популярные статьи  Виорел Бологан набирает обороты

Итак, перечислим основные факторы стратегической оценки позиции в шахматах:

  1. Положение короля.

  2. Активность фигур.

  3. Перевес в пространстве.

  4. Владение центром.

  5. Пешечная структура, наличие пешечных слабостей.

  6. Владение важными полями и наличие слабых полей.

  7. Владение открытыми линиями.

Нотация – запись шахматной партии

Нотация – это схема условных знаков, предназначенных для записи шахматной партии, которую должны знать даже начинающие игроки. Это необходимо для того, чтобы научиться:

  • Самостоятельно записывать игровые партии;
  • Читать и понимать специальную литературу;
  • Играть «в слепую»
  • Разбирать уже сыгранные партии с целью их анализа и работы над ошибками.

Подробное описание каждой партии на листе бумаги позволит вам анализировать свои победы и поражения. Существует несколько видов шахматных нотаций. Чаще всего используется алгебраическая. Разобрать с ней помогут приведенные фото. На них можно увидеть, что доска состоит из 64 клеток, каждая из которых имеет свое условное обозначение.

Свое обозначение имеет и каждый персонаж:

  • Кр (К) – король;
  • Ф (Q) – ферзь;
  • Л (R) – ладья;
  • К (N) – конь;
  • С (C) – слон;
  • П (p) – пешка.

Далее следует познакомиться с системой знаков, в том числе и означающих результаты игры. Вот основные из них:

  • + — шах;
  • ++ — двойной шах;
  • # — мат;
  • Х – взятие фигуры;
  • 0-0 – рокировка;
  • !! – отличный ход;
  • ?? – грубая ошибка и т.д.

Основные термины записи игровой партии должны знать даже начинающие шахматисты. Они позволят самостоятельно разрабатывать удачные стратегии, гарантирующие победу в игре.

Шахматная нотация

На каждой шахматной доске есть восемь букв (буквы латинского алфавита — A, B, C, D, E, F, G, H, расположены в ряд снизу) и восемь цифр (от одного до восьми, расположены в столбик сбоку).

Произносятся буквы так: A , B , C , D , E , F , G , H .

Каждой вертикали соответствует буква (например, вертикаль E), а горизонтали — цифра (например, пятая горизонталь). Каждая клетка шахматной доски имеет свой адрес — пересечение буквы и цифры. На диаграмме отмечено упомянутое нами поле е5, которое находится на пересечении вертикали е и горизонтали 5.

Можно представить, что каждая клеточка на шахматной доске имеет свой адрес. Например, про слона, который пришел на клетку Е5, можно сказать, что на этом ходу он живет на улице Е, дом номер 5.

Сейчас мы вспомним, по какому адресу живет каждая шахматная фигура в начале партии.

Общие правила

Игроки должны придерживаться установленных правил.

Основные из них:

  • шахматная доска располагается так, чтобы ячейки белого цвета были в верхнем левом и нижнем правом углах;
  • белые фигуры расставляются на 1 и 2 горизонталях, черные – на 7 и 8;
  • начинает игру тот человек, кому достались белые фигуры;
  • ходят игроки по очереди;
  • за 1 ход передвигается 1 фигура;
  • если шахматист касается своей фигуры, то он обязан сделать ею ход;
  • к фигуре соперника прикасаются только в случае твердого намерения ее забрать;
  • если надо поправить фигуру, то следует сначала заявить об этом вслух;
  • необходимо контролировать время для раздумья;
  • перед началом игры следует убедиться, что белый и черный ферзи стоят друг против друга.

Шахматная доска имеет 64 ячейки, одна половина из которых белая, а другая – черная. Все поле делится на зоны:

  • 8 горизонтальных и 8 вертикальных полос;
  • белая и черная основные диагонали;
  • 6 белых и 6 черных диагоналей;
  • большой центр, расположенный на пересечении средних 4 горизонтальных и 4 вертикальных полей;
  • центр доски – пересечение средних 2 горизонтальных и 2 вертикальных полос.

Расположение фигур на поле

Тем, кто начинает знакомство с шахматами с нуля, необходимо изучить порядок расстановки фигур перед игрой:

  • в первом ряду от игрока располагаются ладья, конь, слон, король и ферзь, слон, конь, ладья;
  • второй ряд занимают 8 пешек.

Тонкости нападения

Начинать играть дебюты лучше с клеток Е4 и D4. В этом случае сразу создаются открытые позиции для сильных фигур и рокировки. Королю требуется защита из своих пешек, поэтому выводить все пешки в нападение нельзя.

Лучше начать с клеток Е4 и D4, тогда открываются шаги для сильных фигур.

В игре нужно стараться не допускать сдвоения или строения своих пешек. В таких позициях они становятся отличными мишенями для атаки. Пешкам лучше идти друг за другом, тогда каждая следующая будет защищать стоящую перед ней.

В продвижении вперед требуются не занятые врагом ячейки. Освободить их можно, побив фигуру оппонента и поставив на ее место свою. При этом обязательно контролировать центр доски, добавлять для нападения на чужого короля новых участников сражения, не отдавать свои фигуры бездумно или случайно.

Не всегда следует достигать цель прямым нападением. Нужно применять шахматную стратегию. На практике это означает просчитывание событий хотя бы на пару шагов вперед, предугадывание действий противника, его возможных ходов

При этом важно помнить, что есть предсказуемые люди и те, кто действует под влиянием импульса. Умение правильно определять последствия того или иного хода и реакцию противника приходит с регулярной практикой

Ход пешкой по диагонали

Пешка – единственная фигура в шахматах, которая ходит и нападает по разным траекториям.

Продвигается вперед она только по свободным клеткам. Если перед ней есть фигура, то пешка дальше ходить не может. Часто случаются ситуации, когда чужие пешки упираются друг в друга и стоят до тех пор, пока какую-нибудь из них не убьет сильная вражеская фигура.

Атака пешки.

Атакует пешка по диагонали влево или вправо на 1 клетку. При нападении иногда применяется маневр «взятие пешки на проходе». Суть его в следующем:

  • пешка стоит на 2 горизонтали, а на 4 линии есть пешки противника, контролирующие 3 линию;
  • белая пешка, используя свое право перешагнуть через клетку, проходит «битое поле» и оказывается рядом с чужой пешкой;
  • соперник бьет ее на 4 линии, но свою пешку ставит на ранее атакованное поле 3 линии.
Оцените статью
Павел Алексеев
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Расположение шахматных фигур
Шахматная головоломка, мат королем на b7