Решите задачу по шахматам, автор Г. Хиткот

дальнейшее чтение

  • Эддисон, Стивен (1989), Книга необычных шахматных задач , Crowood. ISBN  1-85223-240-4 . Энциклопедия неортодоксальных проблем и проблем «шахматного нестандартного мышления».
  • Стивен Л. Картер , Император Оушен Парк . Шахматы и шахматные задачи в художественной литературе.
  • Фролкин, Андрей и Уилтс, Герд (1991), Shortest Proof Games . Сборник из 170 пробных игр (изданных в Германии, но написанных на английском языке).
  • Ховард, Кеннет С. (1961), Как решить шахматные задачи , Dover Publications. ISBN  0-486-20748-X . Предварительный раздел из 30 страниц — полезное введение для начинающих решателей; Следуют 112 задач с обсуждением.
  • Липтон, Майкл , Мэтьюз, RCO и Райс, Джон (1963), Шахматные задачи: Введение в искусство , Faber.
  • Морс, Джереми (1995; переработанное издание, 2001), Шахматные задачи: задачи и рекорды , Faber and Faber. ISBN  0-571-15363-1 . Концентрируется на максимальных задачах и записях.
  • Нанн, Джон (1985), Решение в стиле , Gambit Publications. ISBN  1-901983-66-8 . Проблемы с точки зрения решателя.
  • Райс, Джон (1996), Chess Wizardry: The New ABC of Chess Problems , Batsford / International Chess Enterprises. ISBN  1-879479-33-8 . Общий обзор шахматных задач, включая обширный список тем и терминов, а также 460 задач. Считается лучшим однотомным трудом на английском языке по этой теме.
  • Велимирович, Милан и Валтонен, Кари (2012), Полная книга — Энциклопедия шахматных задач: темы и термины , Шахматный информатор. ISBN  978-86-7297-064-7 . Обширный обзор тем и терминов от А до Я с 1726 задачами.

Красота в шахматных задачах

Черные делают мат на 5-м ходу, превращаясь в коня.

Роль эстетической оценки в понимании шахматных задач очень важна, и, действительно, большинство композиторов и решателей считают такие композиции видом искусства. Владимир Набоков писал об «оригинальности, изобретательности, лаконичности, гармонии, сложности и великолепной неискренности» создания шахматных задач и потратил на это немало времени. Не существует официальных стандартов, по которым можно отличить красивую проблему от плохой, и такие суждения могут варьироваться от человека к человеку, а также от поколения к поколению. Такого различия следовало ожидать, когда дело касается эстетической оценки. Тем не менее, современный вкус обычно признает следующие элементы важными для эстетической оценки проблемы:

  • Проблемная позиция должна быть законной. То есть диаграмма должна быть достижима для разрешенных ходов, начиная с исходного игрового массива. Не считается дефектом, если к диаграмме можно получить доступ только через игру, содержащую то, что игроки за доской посчитали бы грубейшей ошибкой.
  • Первый ход решения задачи ( ключевой ход или клавиша ) должен быть уникальным. Проблема , которая имеет два ключа , как говорит, приготовленными и оценивается как необоснованные или неисправен. (Исключение составляют проблемы, составленные так, чтобы иметь более одного решения, которые тем или иным образом тематически связаны друг с другом; этот тип проблемы особенно часто встречается у помощников.)
  • В идеале в прямых товарищах после каждого хода черных должен быть уникальный ход белых . Выбор ходов белых (кроме ключевого) — двойственный . Дуалы часто допускаются, если проблема сильна в других отношениях и если дуалы возникают в линиях игры, второстепенных по отношению к основной теме.
  • Решение должно иллюстрировать тему или темы, а не возникать из разрозненных вычислений. Многие из наиболее распространенных тем были названы проблематиками ( список см. В терминологии шахматных задач ).
  • Ключевой ход решения не должен быть очевидным. Очевидные ходы, такие как чеки, взятия и (в прямых товарищах) ходы, которые ограничивают движение черного короля, являются плохими ключами. Допускаются ключи, которые лишают черного короля некоторых полей, на которые он мог первоначально двигаться ( квадратов полета ), но в то же время делают доступными равное или большее количество квадратов полета. Ключевые ходы, которые мешают противнику сыграть проверочный ход, также нежелательны, особенно в тех случаях, когда после проверочного хода нет мата. В целом, чем слабее (с точки зрения обычной игры за доской) ключевой ход, тем менее очевиден он будет и, следовательно, тем более ценимым он будет.
  • В исходной позиции не должно быть продвинутых пешек. Например, если у белых три коня, очевидно, что один из них получил повышение; то же самое и с двумя слонами светлого квадрата. Есть более тонкие случаи: если поле f1 пусто, белый слон стоит на b5 и белые пешки находятся на e2 и g2, то слон должен быть превращенной пешкой (изначальный слон никак не мог пройти мимо этих неподвижных пешек. ). Такая фигура, которая не оставляет у игрока дополнительных фигур по сравнению с фишками в начале игры, но, тем не менее, должна быть повышена, называется навязчивой . Наличие навязчивых единиц является меньшим недостатком, чем наличие более явно продвигаемых единиц.
  • Проблема должна быть экономичной. У этого желания есть несколько аспектов. Во-первых, каждая фигура на доске должна служить цели: либо задействовать реальное решение, либо исключать альтернативные решения. Не следует добавлять дополнительные юниты для создания «красных селедок» (это называется украшением доски ), за исключением редких случаев, когда это является частью темы. Если тема может быть показана с меньшим количеством единиц, так и должно быть. С другой стороны, проблема не должна включать больше ходов, чем необходимо для демонстрации конкретной темы (ей) в ее основе; если тема может быть показана за меньшее количество ходов, так и должно быть.
Популярные статьи  Мат в 4 хода в стиле Зидана

Пример проблемы

Chess Journal Томаса Тавернера Дубьюка , 1889 г. (1-я премия)

а б c d е ж грамм час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б c d е ж грамм час

Белые товарищи по двое

Справа — задача о непосредственном товарище, составленная Томасом Тавернером в 1881 году.

Ключевой ход — 1.Rh1. Его трудно найти, потому что он не представляет угрозы — вместо этого он ставит черных в цугцванг , ситуацию, в которой игрок должен двигаться, но каждый ход ведет к проигрышу. Каждый из девятнадцати законных ответов черных позволяет немедленно получить мат. Например, если черные защищаются ходом 1 … Bxh7, поле d5 больше не охраняется, и белые маты ходом 2.Nd5 #. Или, если черные сыграют 1 … Re5, черные блокируют это поле для своего короля, допуская 2.Qg4 #. Если черные сыграют 1 … Rf6, то 2.Rh4 #. Однако, если бы черные могли только пасовать (то есть вообще не делать ходов), у белых не было бы возможности сделать мат на своем втором ходу.

Тематический подход к решению состоит в том, чтобы заметить, что в исходной позиции черные уже почти в цугцванге. Если бы черные были вынуждены играть первыми, только Re3 и Bg5 не дали бы немедленного мата. Однако каждый из этих двух ходов блокирует поле бегства для черного короля, и как только белые уберут ладью с h2, белые могут поставить на это поле другую фигуру, чтобы поставить мат: 1 … Re3 2.Bh2 # и 1. ..Bg5 2.Qh2 #.

Расположение черных ладей и слонов с парой соседних ладей и парой слонов известно проблематикам как органные свирели . Эта схема предназначена для иллюстрации эффекта взаимного вмешательства черных: например, рассмотрим, что произойдет после ключа, если черные сыграют 1 … Bf7. Теперь белые матируют ходом 2.Qf5 #, и этот ход возможен только потому, что ход черных стал препятствием для ладьей защиты f5 — это называется самовмешательством . Точно так же, если черные попробуют 1 … Rf7, это нарушит защиту слона на d5, позволяя белым матировать ходом Nd5 #. Подобные взаимные помехи между двумя фигурами на одном квадрате известны как помехи Гримшоу . Тема этой проблемы как раз и связана с вмешательством Гримшоу.

Популярные статьи  Португальское начало

Сокращения

По причинам, связанным с пространством и интернациональностью, в журналах по шахматным задачам часто используются различные сокращения, чтобы указать на постановку задачи (будь то мат из двух, помощник из четырех или что-то еще). Наиболее распространены:

  • «#» означает мат
  • «=» обозначает пат (иногда вместо него используется » p «, обозначающее » pat «, по-французски пат)
  • «h» означает помощник
  • «s» сокращает себя
  • «r» обозначает рефлексивный партнер
  • «ser-» сокращает серию

Они объединены с числом, чтобы указать, за сколько ходов должна быть достигнута цель. Таким образом, «# 3» указывает на мат из трех, в то время как «ser-h = 14» указывает на тупиковую ситуацию в серии в 14 (т. Е. Черные делает 14 ходов подряд так, чтобы белые впоследствии могли сделать один ход и поставить в тупик).

В исследованиях символы «+» и «=» используются для обозначения «белые играют и выигрывают» и «белые играют и ничья» соответственно.

Турниры

Существуют различные турниры (или турниры ) как по составлению, так и по решению шахматных задач.

Составные турниры

Композиционные турниры могут быть формальными или неформальными . В официальных турнирах конкурирующие задачи не публикуются до того, как они будут оценены, в то время как в неформальных турнирах они публикуются. Неформальные турниры часто проводят проблемные журналы и другие издания с регулярным тематическим разделом; Для получения неформальной награды характерно то, что каждая проблема была опубликована в конкретном журнале в течение определенного года. Официальные турниры часто проводятся в ознаменование определенного события или человека. Мира по шахматам Сочинение турнир (WCCT) является официальным турниром для национальных команд , организованных по Постоянной комиссии ФИДЕ по шахматной композиции (PCCC).

Как в официальных, так и в неофициальных турнирах заявки обычно ограничиваются определенным жанром задач (например, мат по двое, больше ходов, товарищи) и могут иметь или не иметь дополнительных ограничений (например, задачи в патрульных шахматах , задачи, показывающие Лачная тема, задачи с использованием менее девяти единиц). Почести обычно присуждаются в трех степенях: это в порядке убывания заслуг, призы, почетные звания и благодарности. В каждую оценку может быть помещено столько задач, сколько судья сочтет нужным, и проблемы в каждой категории могут быть оценены или не оценены (таким образом, награда может включать 1-е почетное упоминание, 2-е почетное упоминание и 3-е почетное упоминание, или всего три почетных упоминания без рейтинга).

Популярные статьи  Мат в 2 хода, автор А. Есьман

После публикации награды существует период (обычно около трех месяцев), в течение которого люди могут утверждать, что заслуженные проблемы ожидаются (то есть идентичная проблема или почти такая же была опубликована ранее) или несостоятельна (т. Е. , что проблема есть повара или нет решения). Если такие претензии будут поддержаны, сумма компенсации может быть соответствующим образом скорректирована. По истечении этого срока награда становится окончательной. При повторной публикации можно указать любую награду, полученную за проблему.

Решение турниров

Решающие турниры также делятся на два основных типа. В турнирах, проводимых заочно, участники присылают свои заявки по почте или электронной почте. Они часто проводятся на условиях, аналогичных неформальным турнирам по составу; действительно, те же задачи, что и заявки на участие в турнире неформального состава, часто задаются и в турнире решений. Невозможно исключить использование компьютеров в таких турнирах, хотя некоторые проблемы, например, с особенно долгими решениями, не подходят для решения с помощью компьютера.

Другие турниры по решению проводятся с участием всех участников в определенное время и в определенном месте. У них есть только ограниченное количество времени на решение задач, и использование каких-либо вспомогательных средств, кроме шахмат, запрещено. Самый заметный турнир этого типа — чемпионат мира по разгадыванию шахмат , организованный PCCC.

В обоих типах турниров каждая задача приносит определенное количество очков, часто с бонусными очками за поиск поваров или за правильное отсутствие решения. Неполные решения получают соответствующую долю имеющихся баллов. Решатель, набравший наибольшее количество очков, становится победителем.

Функции

Не в каждой шахматной задаче есть все эти особенности, но у большинства из них есть несколько:

  • Позиция составлена, то есть она не была взята из реальной игры, а была изобретена для конкретной цели создания задачи. Хотя ограничение традиционных шахматных задач состоит в том, что исходная позиция может быть достигнута через серию разрешенных ходов из исходной позиции, большинство проблемных позиций не возникнет при игре за доской.
  • Есть конкретное условие , то есть цель, которую нужно достичь; например, поставить мат черным за определенное количество ходов.
  • Существует тема (или комбинация тем), для иллюстрации которой была составлена ​​задача: шахматные задачи обычно воплощают конкретные идеи.
  • Проблема демонстрирует экономичность в ее построении: не применяется большая сила, чем та, которая требуется, чтобы сделать проблему звуковой (то есть, чтобы гарантировать, что предполагаемое решение проблемы действительно является решением и что это единственное решение проблемы).
  • Проблема имеет эстетическое значение . Проблемы воспринимаются не только как головоломки, но и как объекты красоты. Это тесно связано с тем фактом, что задачи организованы таким образом, чтобы отображать ясные идеи в максимально экономичной манере.
Оцените статью
Павел Алексеев
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Решите задачу по шахматам, автор Г. Хиткот
Мини шахматы
Мини шахматы