Роль центра в шахматной партии

Нотация – запись шахматной партии

Нотация – это схема условных знаков, предназначенных для записи шахматной партии, которую должны знать даже начинающие игроки. Это необходимо для того, чтобы научиться:

  • Самостоятельно записывать игровые партии;
  • Читать и понимать специальную литературу;
  • Играть «в слепую»
  • Разбирать уже сыгранные партии с целью их анализа и работы над ошибками.

Подробное описание каждой партии на листе бумаги позволит вам анализировать свои победы и поражения. Существует несколько видов шахматных нотаций. Чаще всего используется алгебраическая. Разобрать с ней помогут приведенные фото. На них можно увидеть, что доска состоит из 64 клеток, каждая из которых имеет свое условное обозначение.

Свое обозначение имеет и каждый персонаж:

  • Кр (К) – король;
  • Ф (Q) – ферзь;
  • Л (R) – ладья;
  • К (N) – конь;
  • С (C) – слон;
  • П (p) – пешка.

Далее следует познакомиться с системой знаков, в том числе и означающих результаты игры. Вот основные из них:

  • + — шах;
  • ++ — двойной шах;
  • # — мат;
  • Х – взятие фигуры;
  • 0-0 – рокировка;
  • !! – отличный ход;
  • ?? – грубая ошибка и т.д.

Основные термины записи игровой партии должны знать даже начинающие шахматисты. Они позволят самостоятельно разрабатывать удачные стратегии, гарантирующие победу в игре.

Шахматная нотация

На каждой шахматной доске есть восемь букв (буквы латинского алфавита — A, B, C, D, E, F, G, H, расположены в ряд снизу) и восемь цифр (от одного до восьми, расположены в столбик сбоку).

Произносятся буквы так: A , B , C , D , E , F , G , H .

Каждой вертикали соответствует буква (например, вертикаль E), а горизонтали — цифра (например, пятая горизонталь). Каждая клетка шахматной доски имеет свой адрес — пересечение буквы и цифры. На диаграмме отмечено упомянутое нами поле е5, которое находится на пересечении вертикали е и горизонтали 5.

Можно представить, что каждая клеточка на шахматной доске имеет свой адрес. Например, про слона, который пришел на клетку Е5, можно сказать, что на этом ходу он живет на улице Е, дом номер 5.

Сейчас мы вспомним, по какому адресу живет каждая шахматная фигура в начале партии.

Варианты шахмат

Как научиться играть в шахматы мы разобрались, теперь переходим к разным вариантам этих интеллектуальных игровых баталий.

Классика

Классическая игра имеет определенные ограничения во времени. Длительность партии составляет не менее часа. Именно столько времени выделяется игрокам на то, чтобы обдумать перемещения и выиграть противника. Чаще всего контроль выставляется на полтора часа, в течение которых игрокам нужно сделать 40 ходов. Далее возможны варианты:

  • 30 минут до конца настольной битвы;
  • Плюс 20 минут за каждый сделанный удачный ход и т.д.

Если мат до окончания максимального времени партии не поставлен, объявляется ничья.

Пуля

В этом варианте действуют все правила классики, но временной контроль значительно ужесточен. На обдумывание каждому игроку выделяется время от 10 до 60 секунд. За каждый выполненный ход участникам партии добавляются не минуты, а секунды.

Блиц

Блиц шахматы тоже имеют временной регламент. На обдумывание каждого хода игрокам выделяется не более 5 минут. Это самая популярная игра в шахматы на спортивных соревнованиях. Проходит она довольно быстро, требуя от игроков собранности и максимальной концентрации внимания на игровом поле.

Шахматы – 960 (Фишера)

Правила для этого варианты – стандартные. От классики они отличаются главным образом начальной позицией на крайних горизонталях. Раскладка выполняется случайным образом, выбранным из 960 возможных. Все остальные правила будут похожи на классический вариант. Это касается:

  • Рокировки;
  • Взятия на проходе;
  • Признания ничьи;
  • Шаха и мата.

Основным отличием является разнообразие вариантов начала партии. Далее партия идет по стандартным правилам с ограничением по времени.

Д

Дальнобойная фигура — это шахматная фигура, которая может перемещаться на всю длину линии: ферзь, ладья, слон.

Двойной удар — это тактический прием в шахматах, при котором одна фигура атакует сразу две фигуры соперника.

Двойной шах — это ситуация в ходе приема «вскрытый шах», когда фигура, освобождая линию для шаха, тоже объявляет шах.

Дебют — это первая часть шахматной партии. Подробнее о шахматных дебютах вы можете узнать из нашей статьи.

Детский мат — это самая простая ловушка, которая чаще всего встречается в партиях начинающих. Один из вариантов ходов: 1. е4 е5 2. Сс4 Сс5 3. Фf3 Кc6 4. Фxf7#. О том, как поставить детский мат, мы тоже уже рассказывали.

Диагональ — это ряд клеток одного цвета, которые идут по косой линии на шахматной доске.

Диагональная оппозиция — это ситуация, при которой короли расположены наискосок через одну клетку друг от друга.

Диаграмма — это графическое изображение позиции на шахматной доске, которое используют в журналах, книгах и т. д.

Доминация — это контроль игрока над группой полей.

Дурацкий мат — это мат, который ставят в результате самой короткой партии за 2 хода: 1. f4 е6 2. g4 Фh4#.

К

Капкан — это тактический шахматный прием для ловли фигуры соперника, который неизбежно ведет к ее потере.

Каталонское начало — это шахматный дебют, который начинается с ходов 1. d4 d5 2. c4 e6 3. g3 Kf6 4. Cg2.

Комбинационная игра — это игра, которая сосредоточена на конкретных действиях против соперника, на нападении и создании угроз против объектов в расположении его сил.

Комбинация — это форсированный вариант с жертвой, который приводит к мату или позволяет выиграть материал.

Контратака — это атака в ответ на атаку соперника.

Популярные статьи  Защита Грюнфельда

Конь — это шахматная фигура, которая ходит буквой Г на три поля по вертикали или горизонтали, а затем на два поля по горизонтали или вертикали и берет на них фигуры.

Кстати…
О том, как ходит конь в шахматах и какие приемы он умеет выполнять, мы уже рассказывали в блоге.

Кооперативный мат — это шахматная задача, при которой черные помогают белым поставить мат черному королю в заданное количество ходов.

Королевский гамбит — это дебют в шахматах, который начинается с ходов 1. e2—e4 e7—e5 2. f2—f4.

Королевский фланг — половина шахматной доски со стороны начальной позиции короля.

Король — это шахматная фигура, которая ходит и берет фигуры на любом соседнем поле, если оно не находится под ударом фигур соперника. Именно от короля зависит результат партии, а почему — можно узнать из этой статьи.

Коэффициент Бухгольца — показатель, помогающий определить места, которые занимают участники в турнире по шахматам.

Крепость — это позиция в шахматах, при которой сильнейшая сторона не может усилить свою позицию и добиться победы, несмотря на преимущество.

Крестообразная связка — это самый сложный вид связки, при которой фигура связана двумя фигурами противника по пересекающимся линиям.

Кригшпиль — общее название нескольких вариантов шахмат, где шахматист не видит полностью расположение фигур соперника.

Кого и чему ещё учат с помощью шахмат

В  Международной шахматной федерации (FIDE) отмечается, что сегодня больше 25 миллионов детей в мире занимаются шахматами в школьной среде. 15 миллионов из них находятся в Индии, пять миллионов — в Китае. Интересно, что учителей по шахматам, согласно тому же отчёту, куда меньше — всего 92 550.

При этом география школьных шахмат значительна: от Великобритании и США до Албании и Замбии, от Европы до Южной Америки. В 78 странах есть разработанные программы квалификации для обучения шахматам в школе. В некоторых из них, как, например, в Израиле, шахматы — это факультативный предмет. Но есть и страны, где игра становится частью обязательной программы.

Первой страной, где основам игры стали обучать в общеобразовательных школах в рамках академического, а не спортивного предмета, стала Армения. Программу внедрили в 2011 году, а уже в 2012-м шахматы стали отдельной дисциплиной в Армянском государственном педагогическом университете. Через несколько лет там появилась и профильная программа бакалавриата, открылся Научно-исследовательский центр шахмат. Причём скоро в Армении в шахматы начнут играть и в детских садах: минувшим летом в Армянском государственном педагогическом университете получили первые выпускники шестинедельных курсов переподготовки по теме «Шахматы в дошкольных общеобразовательных учреждениях».

Впрочем, шахматы можно использовать и в рамках других дисциплин, не только в качестве отдельного предмета. Леончо Гарсия, испанский лектор, комментатор и журналист, специализирующийся на шахматной тематике, в своём выступлении на ежегодном Глобальном шахматном фестивале рассказал, как это можно сделать.

Шахматы для школьников

Чаще всего шахматы в качестве образовательного инструмента используют на уроках математики. Ведь даже доска — уже наглядное пособие. Гарсия интересуется: сколько квадратов можно на ней обнаружить? «Кто-то скажет: 64! Нет, 65, скажет другой, потому что доска сама по себе квадрат. Да, но как же скрытые внутри неё квадраты, шахматные клетки размером 2×2, 3×3, 4×4, 5×5? Настоящий ответ: 204 квадрата!», — говорит эксперт.

А вот ещё одна задачка: можно предложить ученикам заменить числа в арифметических примерах на шахматные символы или их инициалы. По словам Гарсии, это отличный способ учить детей мыслить абстрактно.

Если с математикой всё ясно, то что же с гуманитарными науками? В качестве примера Гарсия приводит историческую тему.

«Если я учитель и начну объяснять Французскую революцию с разговоров о Робеспьере, Дидро, Вальтере и остальных, боюсь, сиеста для моих учеников наступит прямо на уроке!» — шутит он.

Он предлагает и здесь подходить со стороны шахмат и проводить аналогию между шахматными пешками, которые двигают игру, и «пешками» французского общества, начавшими отвоёвывать социальные свободы и права.

Кадр: фильм «Жертвуя пешкой»

Шахматы для дошкольников

Внедрять шахматы в обучении Гарсия предлагает ещё на уровне детского сада.

«Шахматы — это фантастический педагогический инструмент, который можно использовать в работе над многими очень важными навыками», — утверждает он.

В качестве примера журналист приводит опыт Адрианы Салазар — шахматистки, многократной чемпионки Колумбии и педагога. На её занятиях звучит много музыки, дети постоянно двигаются, а на полу — покрытие в виде огромной шахматной доски. С помощью чёрных и белых клеток дети учатся играя и играючи: например, знакомятся с такими понятиями, как вертикаль, горизонталь и диагональ. Или разыгрывают роли шахматных фигур: их задача двигаться по шахматной доске согласно заданным правилам

Эта простая игра, объясняет Гарсия, одновременно задействует и работу памяти (нужно помнить свои «ходы»), и моторику, и концентрацию, и внимание, и самоконтроль, учит соблюдать правила, уважать оппонента.

К тому же, добавляет журналист, шахматы можно использовать и для развития навыков работы в команде: например, провести групповые соревнования по запоминанию расположения фигур на шахматной доске за ограниченное время. Кстати, сегодня это очень важный навык, которому учат не только детей, но и взрослых — так что эта игра будет кстати в обучении людей любого возраста. Так что, резюмирует Гарсия, сегодня человечество нуждается в шахматах сильнее, чем когда-либо.

«Всего через десять лет больше половины сегодняшних школьников будут работать на позициях, которых сегодня ещё не существует, с технологиями, которые сегодня ещё не изобретены. Поэтому гибкое мышление станет одним из самых ценных навыков для человека. И это как раз то, чему учат шахматы», — утверждает эксперт.

Ценность фигур

Правила в шахматах нужно неукоснительно соблюдать. Играть рекомендуется без фанатизма, то есть, не рискуя понапрасну фигурами. На игровой доске важна каждая пешка. Ведь если в вашей армии не останется бойцов, то с кем вы пойдете в атаку для того, чтобы поставить мат. Однако ошибок в игре не избежать и иногда приходится жертвовать представителями игровой армии. Что из них отдавать – решать вам, ниже мы приведем таблицу с их ценностью:

  • Ферзь – 9 очков;
  • Ладья – 5 очков;
  • Слон и Конь – по 3 очка;
  • Пешка – 1 очко.

Очки не влияют на результат. Они лишь дают понять игроку, что он теряет, отдавая материал сопернику, и что приобретает, когда его берет. Описание всех участников настольной баталии были приведены выше.

План игры

План игры в шахматах должен быть всегда. План должен быть максимально приближен к требованиям позиции, исходить из оценки позиции. Прежде чем составлять план, надо решить вопрос, какой план у соперника. В комбинационно-тактических позициях следует заняться расчетом вариантов. В маневренно-стратегических позициях — формулированием общих планов и соображений.

Популярные статьи  "Оценка позиции". "Компьютерные шахматы"

Не перегружать себя непосильными планами. Следует изучать типичные планы. Лучше плохой план, чем вообще играть без плана.

При поиске лучшего хода следует выяснить: выполняет ли этот ход намеченную вами цель, не вносит ли диссонанс в расположение всех фигур, не может ли неприятель использовать слабые стороны этого хода для нанесения опасного встречного контрудара.Прежде чем атаковать, надо хорошо, удачно расставить свои фигуры, ослабить поля противника.

Перед одинокой пешкой противника удобно ставить коня, слона.

При сильном пешечном центре, надо при возможности продвигать пешки, или атаковать на флангах. Если есть проходная, защищенная пешка и ее нельзя двигать, то надо начинать атаку на другом фланге, отвлечь силы противника от нее.

Никогда не следует делать пешечные ходы на том фланге, где вы слабее.

При клинообразном пешечном построении, надо его подорвать пешками же.

При решении вопроса о правильности жертвы надо учитывать:

1. Корректна ли жертва.

2. Попытаться подтвердить сделанный вывод расчетом главных вариантов, получающихся после жертвы.

3. Перед тем, как сделать ход, необходимо оценить другие, более спокойные пути игры. Может быть они короче и вернее ведут к победе.

4. Характер и стиль партнеров. Кому по стилю выгодна жертва: вам или ему? Если он любит комбинационную игру, а вы — спокойную, стоит воздержаться от жертвы. Если вам достаточно ничьи, зачем рисковать.

Расположение фигур на шахматной доске

Наверное, вы уже умеете правильно расставлять шахматные фигуры, но все же напомним верную расстановку еще раз.

Шахматные фигуры белых располагаются на первой горизонтали, черных — на восьмой.

Углы шахматной доски (поля а1, h1 для белых, а8, h8 для черных) занимают ладьи — сторожевые башни шахматного королевства. Рядом с ладьями (поля b1, g1 для белых, b8, g8 для черных) стоят кони. Рядом с конями в шахматном зоопарке (поля с1, f1 для белых, c8, f8 для черных) живут слоны. Посередине первой горизонтали (на полях d1 и е1) стоят главные фигуры белых — король и ферзь. А черные ферзь и король ставятся в центр восьмой горизонтали (на поля d8 и е8).

Начинающие шахматисты часто путают местами ферзя и короля, но есть одно простое правило: ферзь любит свой цвет! Иными словами, король уступает «королеве» (ферзю) клетку своего цвета. Белый ферзь стоит на белой клетке (d1), черный ферзь — на черной клетке (d8). А королям достается вертикаль е.

Перед всеми фигурами располагается ряд из восьми пешек: белые пешки занимают всю вторую горизонталь, а черные пешки — всю седьмую горизонталь. Чаще всего партия начинается с ходов центральных пешек, после чего открываются дорожки для слонов.

Роль центра в шахматной партии

Зачем школе из плохого района шахматы

В школе, которую возглавляет Томас-Эль, учатся преимущественно дети из бедных и зачастую неполных афроамериканских семей, живущих в неблагополучных районах Делавэра. Обычно у таких ребят очень мало возможностей получить хорошее образование: им гораздо труднее не только поступить в вуз, но даже просто окончить школу.

Томас-Эль хорошо знает, каково приходится его ученикам. Он и сам выходец из такого же плохого района, где уровень преступности зашкаливал, а многие молодые люди не доживали до 18 лет. Мать будущего педагога одна растила восьмерых детей и не могла отправить их в хорошие школы. Но мальчику повезло с учителями: с их помощью он смог завершить обучение и получить степень бакалавра в университете.

«Превосходные учителя мотивируют обычных детей делать необыкновенные вещи», — не устает повторять Салом Томас-Эль.

Став педагогом сам, он начал искать ответ на вопрос, как помочь реализовать свой потенциал каждому ребёнку, а особенно детям, которые на пути к успеху сталкиваются с серьёзными препятствиями: бедностью, насилием, пренебрежением и низкими ожиданиями со стороны общества. Именно шахматы стали одним из инструментов решения этой задачи.

Кадр: фильм «Шахматист»

В начале своей карьеры Томас-Эль использовал игру на уроках математики. «Я начал учить детей математике на шахматной доске: кони ходят прямыми углами, слоны ходят по диагонали; доска — это большой квадрат, в котором 64 маленьких квадрата… Чего я поначалу не осознавал, так это того, что не просто учу детей математике, но и даю им интеллектуальный капитал», — рассказывал учитель.

Став директором школы, Томас-Эль закупил шахматные наборы и предложил ученикам играть во время завтраков и ланчей. А потом и вовсе стал открывать школу по субботам, чтобы ребята могли там и очередную партию разыграть, и поучиться, и получить субботний обед. Всё это позволяло им не только улучшить успеваемость, но и подумать о своём жизненном выборе.

«Школьники, которые играют в шахматы, умеют критически мыслить и решать проблемы. Игра учит думать на два, три, четыре шага вперёд, даёт ученику возможность принимать отличные решения в очень ответственные моменты. Ребёнку, который живёт в непростом районе, такие решения, меняющие жизнь, приходится принимать каждый день. Он должен постоянно отдавать себе отчёт в том, с кем он общается или по какой улице ему пойти вечером», — объяснял Томас-Эль в интервью.

Со временем ученики Томаса-Эля начали не просто играть в шахматы, а участвовать и даже побеждать в турнирах. Их успеваемость в школе повысилась, а сами дети стали самостоятельнее, увереннее в себе и ответственнее, развили стойкость и избавились от негативных установок. «Они осознали, что необязательно родиться умным, им можно стать. Причём становятся умными в результате упорной работы, а не потому что родители были умными. Чтобы пришёл успех, надо потрудиться», — рассказывает педагог.

В шахматы в школе под руководством Томаса-Эля играют как мальчики, так и девочки. Девичьи команды участвуют и в чисто женских, и в смешанных турнирах: они многократно играли против старшеклассников, студентов и мужчин много старше себя. И побеждали. Одна из таких команд Директора Эля (так педагога называют ученики и коллеги) провела без поражений три года подряд.

«Когда эти девушки учатся играть в шахматы, они показывают, что интеллект выходит за рамки наших расовых и гендерных предрассудков. Они показывают людям, что так же умны, как и все остальные», — объясняет Томас-Эль. По этой же причине он называет шахматы «великим уравнителем».

Кадр: фильм «Шахматистка»

Сегодня очевидно, что подход педагога работает: многие из его учениц после школы получили стипендии в таких престижных учебных заведениях, как Корнеллский университет и Университет Вирджинии. Некоторые из них сами стали учителями и вернулись в школы, чтобы помочь другим детям из своих районов найти верную дорогу, как когда-то Томас-Эль и его коллеги помогли им.

Защита

1. Не увлекаться атакой. Уметь вовремя понять, что пришла пора обороняться. Иметь чувство опасности.

2. Обороняясь, создавать максимальное число заслонов на пути вражеских фигур, рассчитывая, что это замедлит темп их наступления и застопорит всю атаку. Затем перехватить инициативу.

Популярные статьи  Французская Защита (1.e4 e6 2.d4 d5 3.Kc3 Kf6 4.Cg5 Cb4)

2. Обороняясь, стремиться к разменам фигур (особенно активных фигур противника), перевести игру в эндшпиль (ладейный или с разноцветными слонами).

3. При запертом центре, кони сильнее слонов.

4. Если у противника один слон, надо попытаться заставить его передвинуть пешки на клетки цвета слона.

5. Лучший способ обороны — контратака. Главное — найти способ перейти в контратаку и правильно выбрать момент.

6. Лучшее возражение на фланговую атаку — контрудар. Наступление на одном фланге часто без труда отражается противником, особенно если у атакующего нет необходимых пунктов для вторжения фигур. Поэтому надо затеять игру на другом конце доски, отвлекая фигуры между флангами.

Рекомендации по розыгрышу дебюта

1. Главное — вывести с первоначальных мест все свои фигуры и расставить их на лучшие позиции, одновременно препятствуя сделать то же противнику. Следить за гармоничностью расстановки фигур: не делать ходы одной и той же фигурой; не делать много ходов пешками, задерживая вывод фигур; позаботиться о безопасности короля. Если противник отстал в развитии уже в начале партии, необходимо принять срочные меры, чтобы он и дальше не смог бы закончить вывод своих фигур с первоначальных мест, рокировать короля и т. д. Для этого надо связать противника необходимостью немедленной конкретной борьбы на одном из участков фронта. Вынужденный бросить туда свои силы, он не успеет закончить развитие фигур и не осуществит рокировку.

2. Проблему центра решать исходя из анализа. Если оценка позиции говорит о необходимости занимать центр пешками, надо занимать, если же пешкам грозит опасность стать слабыми и незащищенными, нужно все тщательно взвесить и, вероятно, предпочесть фигурное давление на центр.

3. Следить за пешечным построением. Пешки назад не ходят, каждое ослабление одной пешки или всего пешечного расположения — это уже до конца партии.

4. Развивая фигуры, борясь за центр, создавая намеченные заранее пешечные построения , ни на минуту нельзя забывать общей идеи варианта. Любой дебютный вариант преследует цель выполнить одну или несколько задач. Наметив задачу, ее надо проводить, руководствуясь ею в проведении планов, подчиняя ей движение пешек и фигур.

Н

Нападение — ход шахматной фигуры, угрожающий фигуре соперника.

Начальная позиция — это положение фигур на доске, которое сохраняется до совершения первого хода.

Кстати…
Прочитайте нашу статью, если вы пока не знаете или забыли, как расставить шахматные фигуры на доске.

Неравноценный размен — это ситуация во время шахматной партии, когда при размене игрок получил одну или несколько фигур, которые не соответствуют по ценности отданной.

Ничья — мирное окончание шахматной партии, когда никто из соперников не выиграл и не проиграл.

Нотация — это запись ходов в течение шахматной партии с помощью специальных обозначений.

Запись партии

Шахматная нотация нужна в первую очередь для того, чтобы можно было кратко записывать ходы в партии, а также называть нужные клетки.

Чтобы упростить запись, используются сокращения названия фигур. Большинство фигур записывается по своей первой букве: ферзь — Ф, ладья — Л, слон — С, конь — К. Чтобы не путать короля и коня, короля записывают двумя буквами: Кр. А когда ходит пешка, ее никак не обозначают, а записывают только клетку, на которую она делает ход.

Роль центра в шахматной партии

До изобретения шахматного языка использовалась описательная нотация, например, говорили: чернопольный слон белых отправляется по диагонали на три клетки вверх до центрального поля. А сейчас мы просто скажем: слон идет на клетку е5. А в записи это будет выглядеть еще быстрее: Сe5.

Благодаря шахматной нотации любая партия может быть быстро и понятно записана. Для не знакомых с шахматами людей это может показаться сложным, но любой шахматист легко разберет этот шифр. Например, так выглядит запись одной из самых коротких партий на свете — детский мат:

  1. e4 e5

  2. Cc4 Кc6

  3. Фh5 Кf6

  4. Фf7 — мат.

Благодаря знанию шахматного языка возможно:

  • читать шахматные книги, разбирать самостоятельно по записи ходов все когда-либо сыгранные гроссмейстерами партии и учиться их идеям;

  • записывать свои собственные партии, показывать их затем родителям или тренеру, хвастаться удачными ходами, анализировать и находить ошибки;

  • общаться с тренером — если ученик владеет шахматной нотацией, то он может обсуждать задачи с наставником и решать их в уме, не передвигая фигуры, а называя ходы нотацией. Это отлично развивает абстрактное мышление, умение представлять доску в голове и просчитывать варианты.

Занятия шахматами в онлайн-школе Skysmart построены от простого к сложному: от того, сколько клеток на шахматной доске, до разбора партий гроссмейстеров и участия в турнирах. При первой оплате дарим до 3 бесплатных уроков.

Эндшпиль

1. Не спешить: а) выигрываешь время, б) выяснить позицию, повторять ходы, в) усложнять, нагнетать напряжение в позиции с соперником, которому это не нравится.

2. Иметь план, схему конечной позиции.

3. Короля — в центр. Король должен быть активным.

4. Правильно обменять легкие фигуры, выяснив слон дороже или дешевле коня будет в конце игры.

5. При хорошем взаимодействии фигур, при возможности их легко перебрасывать с фланга на фланг, целесообразно вскрывать игру на двух флангах и атаковать одновременно.

6. В ладейных окончаниях, инициатива намного весомее, чем материальное преимущество.

7. Открытые линии имеют ценность в тех случаях, когда на них есть объекты для атаки или когда линия служит коммуникацией для переброски фигур (обычно ладей) к главному участку боя.

Оцените статью
Павел Алексеев
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Роль центра в шахматной партии
Аркадий найдич
Аркадий Найдич — описание шахматных достижений