Шахматный этюд, пешка рвется в ферзи

М

Маневр — это план, который чаще всего связан с перемещением фигуры из менее активной позиции в более активную.

Мат — главная цель шахматной партии; шах, от которого нет защиты.

Материал — обобщающее название для фигур в шахматах.

Материальное преимущество — это перевес в количестве или качестве фигур, который игрок приобрел в результате комбинации или зевка соперника.

Мельница — это комбинация, при которой игрок во время атаки чередует шахи и вскрытые шахи.

Мертвая позиция — это позиция, при которой ни один из игроков не сможет поставить мат королю соперника любой серией оставшихся ходов.

Миниатюра — это шахматная задача или этюд, в котором играют не более семи фигур.

Миттельшпиль — это середина шахматной партии.

Мишень — это фигура или поле на шахматной доске, которое является целью игрока.

Мост — это прием в ладейных окончаниях, при котором ладья не дает королю выйти и проводит пешку в ферзи

П

Пат — это положение, при котором у игрока не остается ходов, но при этом король не стоит под шахом. Подробнее о том, что такое пат, можно узнать из другого нашего материала.

Перегрузка — это ситуация в шахматах, когда фигура защищает сразу несколько других фигур и из-за этого не справляется со своими задачами.

Перекрытие — это прием в шахматах, при котором игрок перекрывает линии для атаки и защиты фигур соперника, чтобы нарушить их взаимодействие.

Пешечная вилка — это разновидность приема «двойной удар», при которой пешка атакует две фигуры противника и более.

Пешечная цепь — это пешки одного цвета, которые расположены по диагонали и защищают друг друга.

Пешечные гонки — это ситуация в шахматах, когда своя пешка и пешка соперника наперегонки идут к противоположному полю, чтобы стать ферзем.

Пешечный штурм — это наступление пешек на королевском фланге соперника с целью вскрыть вертикали для ладей и ферзя.

Пешка — это шахматная фигура, которая ходит на одно поле вперед по вертикали и берет другие фигуры при ходе на одно поле вперед по диагонали. Первый ход пешка может сделать на два поля. Также она может стать другой фигурой (кроме короля), если займет поле на последней горизонтали соперника.

Пешки-неберучки — это две пешки, которые не может взять король соперника.

Пешкоедство — это плохая привычка шахматиста забирать все пешки соперника, не думая о последствиях.

План — это несколько ходов в шахматах, которые связаны одной целью.

Плохой слон — это такой слон, которого блокируют собственные или вражеские пешки, отнимают у него поля и ограничивают его подвижность.

Позиционная игра — это ситуация, в которой игрок проводит планомерные маневры фигурами и пешками, чтобы улучшить свою позицию и ослабить позицию соперника.

Позиционное преимущество — это особенности расположения фигур и пешек на доске, которые позволяют игроку планировать ходы с учетом слабостей противника.

Позиция фигуры — любое положение фигуры на шахматной доске в любой период партии.

Поле — одна из 64 клеток на шахматной доске.

Полуоткрытая линия — это вертикаль, на которой стоят пешки противника, но нет своих пешек.

Полуоткрытый дебют — это вид дебюта, при котором белые начинают с хода e4, а черные оставляют свою королевскую пешку на месте и делают в ответ любой ход, кроме e5.

Полупат — это позиция, в которой у короля нет ходов, но есть один ход другой фигурой.

Поля превращения — это шахматные поля восьмой горизонтали для белых пешек и первой горизонтали для черных пешек, встав на которые они могут превратиться в другую фигуру.

Популярные статьи  Жансая Абдумалик не побила рекорд Хоу Ифань

Превращение пешки — это ситуация во время шахматной партии, когда пешка доходит до противоположного поля на стороне соперника и превращается в фигуру большей ценности.

Преимущество двух слонов — ситуация, в которой у одного из игроков есть два слона, а у его противника — слон и конь либо два коня.

Промежуточный ход — это сильный и неожиданный ход, который помогает улучшить позицию.

Промежуточный шах — это неожиданный шах, который помогает разрушить планы соперника или получить преимущество.

Прорыв — это прием в шахматах, при котором игрок жертвует пешку, чтобы отвлечь пешку соперника и образовать свою проходную пешку.

Проходная пешка — это пешка, путь которой свободен от пешек соперника. При этом на соседних вертикалях либо нет вражеских пешек, либо они не атакуют поля, через которые должна пройти пешка.

Пуанта — это самый трудный, впечатляющий ход в маневре или комбинации.

Пуля — ускоренный вариант блица, при котором на обдумывание ходов игрокам дают не более двух минут.

К

Капкан — это тактический шахматный прием для ловли фигуры соперника, который неизбежно ведет к ее потере.

Каталонское начало — это шахматный дебют, который начинается с ходов 1. d4 d5 2. c4 e6 3. g3 Kf6 4. Cg2.

Комбинационная игра — это игра, которая сосредоточена на конкретных действиях против соперника, на нападении и создании угроз против объектов в расположении его сил.

Комбинация — это форсированный вариант с жертвой, который приводит к мату или позволяет выиграть материал.

Контратака — это атака в ответ на атаку соперника.

Конь — это шахматная фигура, которая ходит буквой Г на три поля по вертикали или горизонтали, а затем на два поля по горизонтали или вертикали и берет на них фигуры.

Кстати…
О том, как ходит конь в шахматах и какие приемы он умеет выполнять, мы уже рассказывали в блоге.

Кооперативный мат — это шахматная задача, при которой черные помогают белым поставить мат черному королю в заданное количество ходов.

Королевский гамбит — это дебют в шахматах, который начинается с ходов 1. e2—e4 e7—e5 2. f2—f4.

Королевский фланг — половина шахматной доски со стороны начальной позиции короля.

Король — это шахматная фигура, которая ходит и берет фигуры на любом соседнем поле, если оно не находится под ударом фигур соперника. Именно от короля зависит результат партии, а почему — можно узнать из этой статьи.

Коэффициент Бухгольца — показатель, помогающий определить места, которые занимают участники в турнире по шахматам.

Крепость — это позиция в шахматах, при которой сильнейшая сторона не может усилить свою позицию и добиться победы, несмотря на преимущество.

Крестообразная связка — это самый сложный вид связки, при которой фигура связана двумя фигурами противника по пересекающимся линиям.

Кригшпиль — общее название нескольких вариантов шахмат, где шахматист не видит полностью расположение фигур соперника.

Превращение пешек — право выбора

Многие начинающие шахматисты знаю, что пешка может превращаться в ферзя, но не все знают, что пешка может превращаться в ладью, слона или коня. Посмотрите на диаграмму ниже и попробуйте оценить шансы сторон на победу. Ход белых. Какой ход сделали бы вы?

Рассмотрим ходы кандидаты, которых у белых не так и уж много:

  1. Пешка бьет коня и превращается в ферзя. Черные тут же забирают ферзя ладьей или королем и у белых не остается никаких шансов на спасение.
  2. f8 — пешка добирается до последние горизонтали и превращается в ферзя. Может показаться, что у белых появился шанс, ведь они провели ферзя. Однако черные делают ответных ход Kf6+. Белому королю объявлен шах, ферзь оказывается под боем ладьи.
Популярные статьи  Коопмат о 3-х ходах

Белых остается забрать ферзем коня, после чего черные бьют коня пешкой. Увы, белые опять проигрывают. Кажется, что при любом раскладе у белых нет шанса. Выход находится сам собой, если вспомнить, в какие фигуры, кроме ферзя, может превратиться пешка: ладья, слон, конь…

Если пешка превращается в коня, то белые объявляют мат!

Как показал пример выше, в некоторых случаях жизненно необходимо превращать пешку в коня, а не в ферзя. Можно задаться вопросом, а существуют ли случаи, когда необходимо превращение не в ферзя, а в ладью? Посмотрев на диаграмму ниже, вы поймете, если на радости превратить пешку в ферзя, то черному королю будет некуда ходить — пат, т.е. ничья.

В данном случае, превращаем пешку в ладью. Черному королю остается единственный ход — Кра6, Ла8 — мат.

Может возникнуть позиция, когда пешку должна превратиться в слона. Посмотрите диаграмму и попробуйте найти мат в три хода.

З

Забор — это пешечная цепь или ряд.

Завлечение — это прием в шахматах, при котором игрок заманивает короля или фигуру противника на неудачное поле.

Закрытая игра — это ситуация в шахматах, когда партию играют при закрытом центре, который перегорожен пешечной цепью.

Закрытый дебют — это вид дебюта, при котором игра начинается с любого хода, кроме e4.

Замурование — это прием в шахматах, при котором дальнобойная фигура ограничивается в движении или лишается возможности ходить.

Запечатанный ход — ситуация, в которой игрок должен запечатать в конверт свой следующий ход, если игра откладывается.

Засада — это позиция дальнобойной фигуры за своей или чужой фигурой, после ухода которой перед ней открывается линия для действий.

Захват пункта — это тактический прием, при котором игрок захватывает какое-либо важное поле на стороне соперника. Защита — это действия игрока, которые помогают отразить наступление соперника

Защита — это действия игрока, которые помогают отразить наступление соперника.

Защита Алехина — это дебют, при котором игра начинается с ходов e4 Kf6. Названа в честь А. А. Алехина.

Защищенная проходная пешка — это такая пешка, которая защищена другой пешкой.

Зевок — это грубая ошибка игрока, которая ведет к мату, материальной потере или ухудшению позиции.

В какую фигуру можно превратить пешку?

Здесь у игрока есть выбор. Фигура может быть любая, кроме короля.

Какие фигуры в данный момент присутствуют на доске, значения не имеет. Может появится второй (теоретически и третий и т.д.) ферзь, конь и так далее.

На практике игра с двумя ферзями на доске встречаются не так уж и редко. Больше – крайне редко, чаще в задачах и этюдах.

Как правильно превращать?

В практической игре это происходит следующим образом:

Пешка, при своем ходе, ставится на поле превращения и тут же снимается с доски. На ее место ставится ферзь (или другая фигура). Ход считается сделанным, когда новая фигура коснулась доски.

Заменить пешку на фигуру следует незамедлительно. Новая фигура сразу же приобретает свои свойства. Например

Шахматный этюд, пешка рвется в ферзи

Белая пешка становится ферзем, который тут же дает мат черным.

Еще несколько важных правил:

  1. Передвигать пешку на поле превращения не обязательно. Допускается просто установка новой фигуры на поле превращения, а пешка снимается.
  2. Если игрок пешку все-же передвинул на поле превращения, но не заменил, такой ход может быть признан невозможным.

Отсюда вывод: Важно иметь под рукой фигуру превращения. Опытные шахматисты, как правило, заранее «запасаются» ферзем

Берут его из взятых фигур или с другого столика.

Если игрок этого не сделал и в момент превращения фигуры (например второго ферзя)  под рукой нет, — следует пригласить судью.

  • Нельзя ставить одну фигуру, а объявлять другую. Также, как и ставить перевернутую ладью, объявляя ее ферзем. Это может быть признано, как невозможный ход.
  • Все это лучше проделывать одной рукой и без лишних слов. Махать руками и издавать звуки без необходимости не следует, это не в правилах хорошего шахматного тона.
Популярные статьи  Учитесь играть сицилианскую защиту

Итак, порядок такой:

1.Когда пешка близка к полю превращения – заранее ставим рядом с доской ферзя. Берем его из взятых фигур или с другой доски. Если нет, — зовем судью и просим найти ферзя.

2. Когда пришло время превращать пешку, — устанавливаем на поле превращения ферзя (или другую фигуру). Снимаем пешку с 7 (или второй) горизонтали.

Объявлять новую фигуру голосом не обязательно.

Какую фигуру выбрать?

По умолчанию всегда считайте, что будете ставить ферзя. Это целесообразно в 99% случаев из ста.

Из оставшегося процента чаще превращают в коня, реже в ладью, и почти никогда в слона.

Превращение в фигуру, отличную от ферзя, целесообразно в следующих случаях:

а) Избежать пата

Смотрим на диаграмму:

Шахматный этюд, пешка рвется в ферзи

Если мы по инерции поставим ферзя, — на доске возникнет ситуация пата: черный корольне под шахом и не имеет ходов. Это ничья.

Однако у белых есть решение: они ставят ладью? Шаха нет, король черных ходит на а6 и белые ставят мат следующим ходом.

Шахматный этюд, пешка рвется в ферзи

б) Способности коня

Конь ходит уникальным способом. Так, как не может ходить ферзь. Поэтому, в редких случаях именно конь – наилучший выбор при превращении.

Например:

Шахматный этюд, пешка рвется в ферзи

Если белые превращают пешку в ферзя, борьба продолжается. Результат – под вопросом.

Однако, превращение в коня решает все проблемы!

Шахматный этюд, пешка рвется в ферзи

На доске мат и белые принимают поздравления.

В заключение:

Все же не увлекайтесь красотами. Превращение в коня, ладью, — редкое исключение.

Всегда держите под рукой ферзя.

Превращение пешки – очень ответственный момент. Часто цена вопроса – результат партии. Кроме того, неправильное превращение может привести к конфликту с соперником.

С

Связанные проходные пешки — это проходные пешки, которые стоят на соседних линиях.

Связка — это тактический прием в шахматах, когда фигуру ставят на линию, где находится несколько фигур противника. Если позади стоит король или другая ценная фигура, то фигура посередине не сможет отойти и станет связанной.

Сильный пешечный центр — это центр, который защищают пешки и фигуры.

Сицилианская защита — это самый популярный дебют за черных, при котором игра начинается с ходов e4 с5.

Сквозной удар — это ситуация на шахматной доске, когда линейная фигура связывает две фигуры противника на одной линии.

Слабое превращение — это такое превращение, когда пешка становится любой другой фигурой, кроме ферзя.

Слабые фигуры — это те фигуры, которые стоят неудачно.

Славянка — жаргонное название славянской защиты, шахматного дебюта, который начинается с ходов 1. d2—d4 d7—d5 2. c2—c4 c7—c6.

Слон — это шахматная фигура, которая ходит на любое количество полей по диагонали и берет на них фигуры.

Спертый мат — это мат, при котором свои фигуры отнимают у короля все поля для отступления.

Стратегия — это способ достичь преимущества над противником.

Кстати…
Узнать больше о стратегии и тактике в шахматах вы сможете из нашего материала.

Оцените статью
Павел Алексеев
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Шахматный этюд, пешка рвется в ферзи
Детский мат в шахматах в 2 и 3 хода — как поставить?
Сможете заматовать черных в 1 ход?