Самая короткая партия в шахматы

Полуоткрытые дебюты

В полуоткрытых дебютах черные не отвечают 1. …е5 на первом ходу, однако избирают другой способ для борьбы за центр.

Сицилианская защита
Самый популярный полуоткрытый дебют — сицилианская защита. В нем на первом ходу черные на 1. е4 отвечают 1. …с5.

Идея в том, что пешка с5 тоже контролирует центральную клетку е4, однако позиция не становится зеркальной, как в случае 1. е4 е5, и соперники развивают фигуры несимметрично

Также важно, что в сицилианской защите черные не испытывают проблем с защитой пункта f7: на выход слона 2. Сс4 можно сыграть 2

…е6, не допуская угроз вилок или детского мата. Поэтому белые чаще всего не выводят слона на с4, а играют 2. Кf3 и затем 3. d4.
Сицилианская защита — очень часто встречающийся дебют, у которого более сотни вариантов. Самые популярные из них:
вариант дракона — связан с развитием чернопольного слона на поле g7;
вариант Найдорфа — расположение черных пешек на d6 и а6 с идеей дальнейшего b7 b5 и давления на ферзевом фланге;
челябинский вариант — наиболее острая система, связанная с тем, что после размена пешек на поле d4 черные все же ставят пешку на е5, атакуя коня;
схевенингенская система— когда черные не борются за центр сразу, а выставляют пешки d6 и е6, с планом дальнейшего подрыва. Может перейти в систему «ежа», если еще добавить пешки-«колючки» на полях а6 и b6.

Французская защита
Еще один часто встречающийся полуоткрытый дебют — французская защита, которая возникает после ходов 1. е4 е6.
Кажется, что ход 1. …е6 пассивнее, чем 1. …е5, однако черные планируют захватить центр на втором ходу, в ответ на 2. d4 cыграв 2. …d5.

Основные варианты французской защиты:
разменный вариант — 1. е4 е6 2. d4 d5 3. ed ed, ведет к равной борьбе, так как белые больше не владеют перевесом в центре;
система Нимцовича — 1. е4 е6 2. d4 d5 3. e5, белые захватывают пространство, но должны быть готовы к тому, что черные будут подрывать их центр ходом 3. …с5 и в дальнейшем атаковать пешки b2 и d4 ходами Кс6 и Фb6.
Вариант Паульсена — 1. е4 е6 2. d4 d5 3. Кс3, после чего возникает острая интересная борьба (особенно в варианте Винавера 3. …Сb4).

Защита Каро-Канн
Защита Каро-Канн названа в честь двух шахматистов, разработавших ее основы: Горацио Каро и Маркуса Канна. Получается дебют после хода 1. е4 с6.

Идеи этого дебюта схожи с французской защитой: черные временно уступают белым пространство, рассчитывая занять центр позже ходом d5. Разница в том, что в этом дебюте не будет проблемы плохого белопольного слона (как после 1. …е6), но будет сложнее развить коня с b8.
Как и во французской защите, на втором ходу чаще всего играется 2. d4 d5, и далее варианты белых аналогичны: размен 3. ed, захват пространства 3. е5 или поддержание давления 3. Кс3.

Закрытые дебюты

Наконец мы переходим к закрытым дебютам — в которых белые начали партию не с хода 1. е4. Закрытые дебюты характеризуются упором на позиционную борьбу, маневры фигурами при закрытом центре.

  1. Ферзевый гамбит

    Начнем с дебюта, который стал известен на весь мир после выхода сериала «Ход королевы» (в оригинале Queen’s gambit, дословно — ферзевый гамбит). Он получается ходами 1. d4 d5 2. c4.

    Гамбитные варианты в закрытых дебютах отличаются от открытых: здесь пешка жертвуется не ради атаки на короля, быстро отыгрывается и чаще всего черные вообще отказываются ее съедать (самый частый ответ — 2. …е6, который ведет к отказанному ферзевому гамбиту).

  2. Староиндийская защита

    Староиндийская защита — популярный закрытый дебют, в котором черные отказываются от занятия пешками пятой горизонтали в начале партии и фианкеттируют слона на поле g7. По некоторым классификациям дебюты, в которых на 1. d4 черные отвечают не 1. …d5, относятся к полузакрытым дебютам.

    Ходы староиндийской защиты:

    1. d4 Кf6
    2. c4 g6
    3. Кс3 d6.

    В дальнейшем белые будут играть по центру, в некоторых вариантах уходят в длинную рокировку и атакуют на королевском фланге. Черные же после рокировки будут готовить подрыв центра ходом c5 или е5 и использовать дальнобойного чернопольного слона.

  3. И, наконец, еще один популярный закрытый (или полузакрытый) дебют — защита Нимцовича. Он получается после ходов

    1. d4 Кf6
    2. c4 e6
    3. Кс3 Сb4.

    Черные связывают белого коня, а их дальнейшие планы могут быть связаны с проведением с5, d5 или же развитием белопольного слона на b7.

    Конечно, существует еще множество интересных дебютов. В каждом популярном варианте есть свои преимущества, и выбор основного дебюта зависит от уровня и стиля игрока. Помочь в выборе дебюта, который станет любимым, может изучение шахматной теории, а также партий современных гроссмейстеров.

Отточить популярные шахматные дебюты на практике помогут онлайн-уроки по шахматам в школе Skysmart. Опытные преподаватели обучают по индивидуальной программе, помогают развить стратегическое мышление, память и навык концентрации. Вводный урок — бесплатно!

Запись партии

Шахматная нотация нужна в первую очередь для того, чтобы можно было кратко записывать ходы в партии, а также называть нужные клетки.

Чтобы упростить запись, используются сокращения названия фигур. Большинство фигур записывается по своей первой букве: ферзь — Ф, ладья — Л, слон — С, конь — К. Чтобы не путать короля и коня, короля записывают двумя буквами: Кр. А когда ходит пешка, ее никак не обозначают, а записывают только клетку, на которую она делает ход.

До изобретения шахматного языка использовалась описательная нотация, например, говорили: чернопольный слон белых отправляется по диагонали на три клетки вверх до центрального поля. А сейчас мы просто скажем: слон идет на клетку е5. А в записи это будет выглядеть еще быстрее: Сe5.

Благодаря шахматной нотации любая партия может быть быстро и понятно записана. Для не знакомых с шахматами людей это может показаться сложным, но любой шахматист легко разберет этот шифр. Например, так выглядит запись одной из самых коротких партий на свете — детский мат:

  1. e4 e5

  2. Cc4 Кc6

  3. Фh5 Кf6

  4. Фf7 — мат.

Популярные статьи  Цугцванг, Преимущество двух слонов

Благодаря знанию шахматного языка возможно:

  • читать шахматные книги, разбирать самостоятельно по записи ходов все когда-либо сыгранные гроссмейстерами партии и учиться их идеям;

  • записывать свои собственные партии, показывать их затем родителям или тренеру, хвастаться удачными ходами, анализировать и находить ошибки;

  • общаться с тренером — если ученик владеет шахматной нотацией, то он может обсуждать задачи с наставником и решать их в уме, не передвигая фигуры, а называя ходы нотацией. Это отлично развивает абстрактное мышление, умение представлять доску в голове и просчитывать варианты.

Занятия шахматами в онлайн-школе Skysmart построены от простого к сложному: от того, сколько клеток на шахматной доске, до разбора партий гроссмейстеров и участия в турнирах. При первой оплате дарим до 3 бесплатных уроков.

Правила турниров

Определенные правила проведения имеют даже любительские турниры. На первый взгляд они довольно просты, но требуют от игроков аккуратности и бдительности. За их соблюдением обязаны следить судьи. Это предписывает инструкция проведения турниров.

Тронул – ходи

Это – одно из главных правил. Если игрок прикасается рукой к фигуре, он обязан ею ходить. Если же он прикасается к фигуре противника, то он должен ее взять. Если игрок тронул сразу две свои фигуры, то ходить он должен той, к которой прикоснулся первой.

Часы и Таймеры

Почти все варианты баталий предполагают фиксацию времени на обдумывание игроками передвижений персонажей. Для этого используются механические часы и электронные правила. Общие правила их использования таковы:

  • Нажимать на часы после завершения каждого хода той рукой, которой он был сделан;
  • Следить за временем соперника, не допуская его просрочки, которая фактически означает его проигрыш;
  • Ограничение по времени уточнять перед началом партии.

Это основные правила того, как играть с контролем времени.

История шахмат, когда были изобретены

Если вы всерьез решили увлечься шахматами, вам необходимо знать историю этой древней игры, которая стала олимпийским видом спорта. Появилась она более 2 тысяч лет назад, предположительно в Индиии. Прародительницей современных игровых баталий была древняя военная чатуранга. Из Индии в начале первых веков н.э. она стала распространяться по миру, оказавшись сначала в Центральной Азии и вскоре набрав популярности и на Дальнем, и на Ближнем востоке. В начале средневековья чатуранга, которую стали называть шатрандж оказалась в Мавританской Азии, а в середине 15 века стала популярной в Европе. Именно тогда появилась первая инструкция проведения настольных баталий и требования к ее соблюдению.

Первый турнир был проведен в 1575 году. Случилось это при дворе испанского короля. В баталии участвовали его подданные против гостей из Италии. После этого международные турниры по этой настольной игре стали проводиться повсеместно. В 1836 году вышел в тираж первый журнал. Во всех странах Европы, включая Российскую империю стали образовываться кружки шахматистов-любителей. В 19 веке появились шахматные часы и настольная баталия получила ограничение по времени. С этого момента и до наших дней она дошла почти в неизменном виде. Ею стали увлекаться и взрослые, и дети. Повсеместно стали проводить любительские и профессиональные турниры. За проведением настольных баталий стало следить огромное количество людей. Вскоре появились профессиональные гроссмейстеры и игры были включены в олимпийскую программу. Их стали называть пассивным видом спорта.

Э

Эндшпиль — это заключительная часть шахматной партии.

Эполетный мат — это мат, при котором ладьи, стоящие по обе стороны от своего короля, забирают у него поля для отступления.

Этюд — это шахматная задача, составленная шахматным композитором (этюдистом), для решения которой нужно найти закономерность или идею.

Термины в шахматах могут поставить новичка в тупик, но со временем и они станут привычными. Надеемся, что наш глоссарий поможет начинающим игрокам узнать больше о том, как в шахматах называются различные ходы, партии, замена пешки на фигуру и другие понятия игры.

Если вы хотите и дальше изучать этот благородный спорт не только по словарям шахматных терминов, начните заниматься вместе с опытным наставником. На онлайн-курсах по шахматам в Skysmart тренер поможет определить уровень и наметить шаги для развития. Вместе с ним вы изучите шахматную терминологию, разберете звездные партии гроссмейстеров и сыграете десятки захватывающих партий.

Шахматная нотация

На каждой шахматной доске есть восемь букв (буквы латинского алфавита — A, B, C, D, E, F, G, H, расположены в ряд снизу) и восемь цифр (от одного до восьми, расположены в столбик сбоку).

Произносятся буквы так: A , B , C , D , E , F , G , H .

Каждой вертикали соответствует буква (например, вертикаль E), а горизонтали — цифра (например, пятая горизонталь). Каждая клетка шахматной доски имеет свой адрес — пересечение буквы и цифры. На диаграмме отмечено упомянутое нами поле е5, которое находится на пересечении вертикали е и горизонтали 5.

Можно представить, что каждая клеточка на шахматной доске имеет свой адрес. Например, про слона, который пришел на клетку Е5, можно сказать, что на этом ходу он живет на улице Е, дом номер 5.

Сейчас мы вспомним, по какому адресу живет каждая шахматная фигура в начале партии.

П

Пат — это положение, при котором у игрока не остается ходов, но при этом король не стоит под шахом. Подробнее о том, что такое пат, можно узнать из другого нашего материала.

Перегрузка — это ситуация в шахматах, когда фигура защищает сразу несколько других фигур и из-за этого не справляется со своими задачами.

Перекрытие — это прием в шахматах, при котором игрок перекрывает линии для атаки и защиты фигур соперника, чтобы нарушить их взаимодействие.

Пешечная вилка — это разновидность приема «двойной удар», при которой пешка атакует две фигуры противника и более.

Пешечная цепь — это пешки одного цвета, которые расположены по диагонали и защищают друг друга.

Пешечные гонки — это ситуация в шахматах, когда своя пешка и пешка соперника наперегонки идут к противоположному полю, чтобы стать ферзем.

Пешечный штурм — это наступление пешек на королевском фланге соперника с целью вскрыть вертикали для ладей и ферзя.

Пешка — это шахматная фигура, которая ходит на одно поле вперед по вертикали и берет другие фигуры при ходе на одно поле вперед по диагонали. Первый ход пешка может сделать на два поля. Также она может стать другой фигурой (кроме короля), если займет поле на последней горизонтали соперника.

Популярные статьи  Мат в 1 ход! Вариант Дракона

Пешки-неберучки — это две пешки, которые не может взять король соперника.

Пешкоедство — это плохая привычка шахматиста забирать все пешки соперника, не думая о последствиях.

План — это несколько ходов в шахматах, которые связаны одной целью.

Плохой слон — это такой слон, которого блокируют собственные или вражеские пешки, отнимают у него поля и ограничивают его подвижность.

Позиционная игра — это ситуация, в которой игрок проводит планомерные маневры фигурами и пешками, чтобы улучшить свою позицию и ослабить позицию соперника.

Позиционное преимущество — это особенности расположения фигур и пешек на доске, которые позволяют игроку планировать ходы с учетом слабостей противника.

Позиция фигуры — любое положение фигуры на шахматной доске в любой период партии.

Поле — одна из 64 клеток на шахматной доске.

Полуоткрытая линия — это вертикаль, на которой стоят пешки противника, но нет своих пешек.

Полуоткрытый дебют — это вид дебюта, при котором белые начинают с хода e4, а черные оставляют свою королевскую пешку на месте и делают в ответ любой ход, кроме e5.

Полупат — это позиция, в которой у короля нет ходов, но есть один ход другой фигурой.

Поля превращения — это шахматные поля восьмой горизонтали для белых пешек и первой горизонтали для черных пешек, встав на которые они могут превратиться в другую фигуру.

Превращение пешки — это ситуация во время шахматной партии, когда пешка доходит до противоположного поля на стороне соперника и превращается в фигуру большей ценности.

Преимущество двух слонов — ситуация, в которой у одного из игроков есть два слона, а у его противника — слон и конь либо два коня.

Промежуточный ход — это сильный и неожиданный ход, который помогает улучшить позицию.

Промежуточный шах — это неожиданный шах, который помогает разрушить планы соперника или получить преимущество.

Прорыв — это прием в шахматах, при котором игрок жертвует пешку, чтобы отвлечь пешку соперника и образовать свою проходную пешку.

Проходная пешка — это пешка, путь которой свободен от пешек соперника. При этом на соседних вертикалях либо нет вражеских пешек, либо они не атакуют поля, через которые должна пройти пешка.

Пуанта — это самый трудный, впечатляющий ход в маневре или комбинации.

Пуля — ускоренный вариант блица, при котором на обдумывание ходов игрокам дают не более двух минут.

Шахматный центр

Очень важную роль в партии играют клетки, расположенные в центре доски — поля е4, d4, е5 и d5. Их называют главным центром, или малым центром. К расширенному центру, или большому центру относятся также клетки вокруг главного центра: с3, d3, e3, f3, c4, f4, c5, f5, c6, d6, e6, f6.

Именно эти клетки в начале партии стремятся побыстрее захватить оба игрока: обычно партия начинается с ходов пешек в главный центр (е4 или d4), а далее выводятся легкие фигуры в область расширенного центра (например, белые кони встают на поля с3 и f3, слон на поле с4). Контроль за центром очень важен в начале и середине партии: тот, кто активнее захватит центр, будет обладать перевесом в пространстве, что является стратегическим преимуществом.

А вот на крайние линии не стоит без необходимости развивать свои фигуры, так как на краю доски и в углу они контролируют меньше клеток. Края доски даже иногда называют «болото», потому что фигуры там ограничены в подвижности. Это не значит, что фигуры вообще нельзя там располагать: например, король удачно прячется в рокировке на последней горизонтали. Но, особенно в начале партии, лучше ходить центральными, а не крайними пешками, и коней развивать ближе к центру — например, для белого коня лучше выбрать поле f3, а не поле h3.

Нотация – запись шахматной партии

Нотация – это схема условных знаков, предназначенных для записи шахматной партии, которую должны знать даже начинающие игроки. Это необходимо для того, чтобы научиться:

  • Самостоятельно записывать игровые партии;
  • Читать и понимать специальную литературу;
  • Играть «в слепую»
  • Разбирать уже сыгранные партии с целью их анализа и работы над ошибками.

Подробное описание каждой партии на листе бумаги позволит вам анализировать свои победы и поражения. Существует несколько видов шахматных нотаций. Чаще всего используется алгебраическая. Разобрать с ней помогут приведенные фото. На них можно увидеть, что доска состоит из 64 клеток, каждая из которых имеет свое условное обозначение.

Свое обозначение имеет и каждый персонаж:

  • Кр (К) – король;
  • Ф (Q) – ферзь;
  • Л (R) – ладья;
  • К (N) – конь;
  • С (C) – слон;
  • П (p) – пешка.

Далее следует познакомиться с системой знаков, в том числе и означающих результаты игры. Вот основные из них:

  • + — шах;
  • ++ — двойной шах;
  • # — мат;
  • Х – взятие фигуры;
  • 0-0 – рокировка;
  • !! – отличный ход;
  • ?? – грубая ошибка и т.д.

Основные термины записи игровой партии должны знать даже начинающие шахматисты. Они позволят самостоятельно разрабатывать удачные стратегии, гарантирующие победу в игре.

Линии на шахматной доске

На шахматной доске можно встретить три типа линий — вертикали, горизонтали и диагонали.

  • Вертикаль — это ряд клеток, расположенный снизу вверх (или сверху вниз). Вертикалей всего 8, каждой соответствует одна из букв.

  • Горизонталь — это ряд клеток, расположенный слева направо. Горизонталей также 8, каждой соответствует одна из цифр.

  • Диагональ — это ряд клеток одного цвета, расположенных наискосок. Самая короткая диагональ состоит из двух клеток (рядом с углами доски), самые длинные — из 8 клеток (две диагонали, расположенные от одного до другого угла доски).

На диаграмме можно увидеть пример вертикали (красный цвет), горизонтали (желтый цвет) и диагонали (зеленый цвет).

Мы упомянули о буквах и цифрах, которые обозначают линии шахматной доски. Сейчас мы обсудим, для чего они нужны и как с помощью этих букв и цифр говорить и писать на шахматном языке, который называется нотация.

К

Капкан — это тактический шахматный прием для ловли фигуры соперника, который неизбежно ведет к ее потере.

Каталонское начало — это шахматный дебют, который начинается с ходов 1. d4 d5 2. c4 e6 3. g3 Kf6 4. Cg2.

Популярные статьи  Ответ черных 1...d6 (Защита Уфимцева)

Комбинационная игра — это игра, которая сосредоточена на конкретных действиях против соперника, на нападении и создании угроз против объектов в расположении его сил.

Комбинация — это форсированный вариант с жертвой, который приводит к мату или позволяет выиграть материал.

Контратака — это атака в ответ на атаку соперника.

Конь — это шахматная фигура, которая ходит буквой Г на три поля по вертикали или горизонтали, а затем на два поля по горизонтали или вертикали и берет на них фигуры.

Кстати…
О том, как ходит конь в шахматах и какие приемы он умеет выполнять, мы уже рассказывали в блоге.

Кооперативный мат — это шахматная задача, при которой черные помогают белым поставить мат черному королю в заданное количество ходов.

Королевский гамбит — это дебют в шахматах, который начинается с ходов 1. e2—e4 e7—e5 2. f2—f4.

Королевский фланг — половина шахматной доски со стороны начальной позиции короля.

Король — это шахматная фигура, которая ходит и берет фигуры на любом соседнем поле, если оно не находится под ударом фигур соперника. Именно от короля зависит результат партии, а почему — можно узнать из этой статьи.

Коэффициент Бухгольца — показатель, помогающий определить места, которые занимают участники в турнире по шахматам.

Крепость — это позиция в шахматах, при которой сильнейшая сторона не может усилить свою позицию и добиться победы, несмотря на преимущество.

Крестообразная связка — это самый сложный вид связки, при которой фигура связана двумя фигурами противника по пересекающимся линиям.

Кригшпиль — общее название нескольких вариантов шахмат, где шахматист не видит полностью расположение фигур соперника.

Как установить доску и расставить отряды?

Все действия проходят на доске, состоящей из 64 черно-белых квадратов. На ней будут стоять две армии, совершаться тщательно продуманные ходы с целью поставить мат противнику. Первое, что нужно узнать начинающим игрокам – как правильно расставить все. Об этом вам расскажет любой самоучитель.

Расстановка начинается с правильной установки доски — нужно убедиться, что у белых в правом нижнем углу находится белая клетка.

Каждому игроку предстоит расставить свою армию, в которой состоят:

  • 2 ладьи;
  • 2 слона;
  • 2 коня;
  • Его величество с королевой (ферзем);
  • 8 пешек.

Правила расстановки довольно просты. На крайних клетках в первом ряду стоят ладьи, за ними ставятся кони и слоны. Центральные клетки первого ряда предназначены для главных фигур. Для ферзя предусмотрена клетка одного с ним цвета, он любит свой цвет! Где стоит король — рядом с ферзем. Во втором ряду доски перед ними расставляются пешки, играющие роль рядовых вашей настольной армии. Именно им предстоит делать первый ход, подставляться под удар, защищая короля. Такое расположение фигур считается классическим.

Расположение фигур на шахматной доске

Наверное, вы уже умеете правильно расставлять шахматные фигуры, но все же напомним верную расстановку еще раз.

Шахматные фигуры белых располагаются на первой горизонтали, черных — на восьмой.

Углы шахматной доски (поля а1, h1 для белых, а8, h8 для черных) занимают ладьи — сторожевые башни шахматного королевства. Рядом с ладьями (поля b1, g1 для белых, b8, g8 для черных) стоят кони. Рядом с конями в шахматном зоопарке (поля с1, f1 для белых, c8, f8 для черных) живут слоны. Посередине первой горизонтали (на полях d1 и е1) стоят главные фигуры белых — король и ферзь. А черные ферзь и король ставятся в центр восьмой горизонтали (на поля d8 и е8).

Начинающие шахматисты часто путают местами ферзя и короля, но есть одно простое правило: ферзь любит свой цвет! Иными словами, король уступает «королеве» (ферзю) клетку своего цвета. Белый ферзь стоит на белой клетке (d1), черный ферзь — на черной клетке (d8). А королям достается вертикаль е.

Перед всеми фигурами располагается ряд из восьми пешек: белые пешки занимают всю вторую горизонталь, а черные пешки — всю седьмую горизонталь. Чаще всего партия начинается с ходов центральных пешек, после чего открываются дорожки для слонов.

Чем отличается полная шахматная нотация от краткой

Есть два варианта, как записать ход в нотации. Тот, что мы рассмотрели в статье выше, считается полным. Когда мы пользуемся им, то пишем обозначение клетки, где изначально находилась фигура, и той, где она закончила ход. По правилам краткой нотации в шахматах, точку старта опускают и записывают только конечную клетку. Разберем это на том же примере с ладьей.

В краткой нотации 4 варианта хода ладьи пишутся так:

  • Лg1,

  • Лh2,

  • Лa2,

  • Лg8.

Это сделано для экономии времени в шахматах, ведь по записи предыдущего хода партии и так будет понятно, на какой клетке стояла фигура. Тогда взятие, которое мы уже рассмотрели выше, можно записать так: Лxg7+.

Если две одинаковые фигуры стоят на одной горизонтали и обе могут совершить этот ход, то дополнительно указывается вертикаль фигуры. Если одинаковые фигуры стоят на одной вертикали и обе могут совершить ход, то указываем горизонталь фигуры.

Ход ладьи на первой диаграмме запишем так: Лge2+. Ход ладьи на второй диаграмме: Л5d4+.

В остальном, что касается обозначений шаха, мата, ничьей и комментариев, разницы между краткой и полной нотацией нет.

Закрепим на примере. Так выглядит запись одной из самых коротких партий на свете — детского мата:

  1. e4 e5

  2. Cc4 Кc6

  3. Фh5 Кf6

  4. Фf7#.

Окончание игры, шах и мат

Мы уже разобрались с тем, с чего начать, теперь пришло время узнать, как правильно закончить. Победой считается мат сопернику. Попытки загнать его в «ловушку» – в этом и состоит суть шахматной игры. Если король оказывается под ударом, ему объявляется шах, означающий, что он вправе сделать спасающий его ход или закрыться от шаха.

Мат – это капитуляция всей шахматной армии, которая не смогла защитить своего главнокомандующего, и он попал в расставленные противником сети. Чем быстрее он поставлен, тем выше считается квалификация участника. Победу в турнирах подтверждают арбитры, внимательно следящие за ходом битвы и не допускающие ни одного невозможного хода.

Оцените статью
Павел Алексеев
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Самая короткая партия в шахматы
Шахматный словарь
Двойной шах