Тактика и эндшпиль. Найди лучшее решение

1 Изучите основные маты

Игроки могут освоить каждый из вышеупомянутых принципов, но если они не смогут поставить мат своим оппонентам, все будет напрасно.

Есть две основные схемы матов, которые следует изучить новичкам. Первый изображен выше; Белые создают лестницу со своими ладьями, которая отсекает одну линию доски за раз, заставляя черного короля идти до конца, пока они в конечном итоге не окажутся в ловушке. Другой вариант — это процедура короля и ферзя, которая включает в себя загон короля соперника в угол к краю доски — эту процедуру легче понять с помощью видео.

Изучение схемы матов также жизненно важно для избегать тупиковых ситуаций. Пат — это когда противник не находится под шахом, но не может делать никаких ходов; в этом случае игра сразу же заканчивается вничью

Итак, если у оппонента остался только король, обязательно просчитывайте каждый ход, чтобы не вырвать ничью из пасти победы.

Набрасывание матовой сети

   Есть две пословицы, которые очень хорошо работают в связке как руководство по набрасыванию матовой сети: «прижимай вражеского короля к дальней горизонтали» и «оставляй золото для последнего удара». Далее следует лёгкое объяснение их.

   Во-первых, в сёги (как и в западных шахматах) короля легче заматовать на краю доски. Это можно увидеть на (49), где показано, что у короля в углу лишь три возможности хода, у короля на краю — пять возможностей хода, а у короля не на краю — 8 возможностей хода. Поэтому очевидно, что имеет смысл попытаться заставить вражеского короля шахами (или другими угрозами) уйти на край доски. Во-вторых, младшие фигуры ходят в основном вперёд, поэтому заталкивание короля на дальнюю горизонталь не даёт ему шанса просочиться сквозь фронт атаки вверх по доске.

   Если в руке у игрока есть золото, а вражеский король находится на дальней горизонтали, то потенциально достаточно одной танэгома (чтобы защитить золото от взятия королём) для того, чтобы поставить мат сбросом золота. Это проиллюстрировано на (50): сверху белый король может и должен взять золото, а снизу слева белое золото защищено пешкой (играющей роль танэгома), и поэтому чёрному королю не уйти от шаха — позиция матовая (белые победили).

   На (50) также показана фундаментальная разница между золотым и серебряным генералами, когда они дают шах королю, стоящему на дальней горизонтали. В позиции снизу справа серебро защищено пешкой, но король может и должен убежать на одно из двух полей сбоку от серебра.

   Другой пример: если у чёрных в руке есть золото и серебро, а белый король находится на поле 5a, то чёрные должны «оставить золото для конца» и сыграть 1.S’5c, после чего последует либо 2.K4a 3.G’4b — мат, либо 2.K6a 3.G’6b — мат (а не 1.G’5c 2.K4a 3.S’4b 4.K3b или 2.K6a 3.S’6b 4.K7b и король убегает).

Тактика и эндшпиль. Найди лучшее решение

   В верхней части диаграммы (51) у чёрных есть золото в руке и танэгома — золото прямо перед королём. Возможные матовые позиции, получающиеся в результате, показаны «вверх тормашками» на этой же диаграмме, внизу. Доведём эту идею до предела: пусть у чёрных есть четыре золота в руке и пешка на 5f против одинокого короля на 5d. Тогда они могут набросить простую матовую сеть, начинающуюся с хода 1.G’5e, как показано (в трёх вариантах) на (52).

   Фигуры, формирующие матовую сеть, ставят мат в результате шаха или серии шахов (или других угроз). Но необязательно все хорошие ходы — шахи. Плетение матовой сети — это не поимка короля шахами, это атака короля со всех сторон, так, чтобы не было выхода; к примеру, вынуждение его идти к краю доски, или к другим атакующим фигурам. Поэтому ранняя стадия формирования матовой сети может считаться осадой (то есть, окружением или блокадой) позиции вражеского короля

Это очень важно помнить

   С другой точки зрения, имеющей отношение к взаимной матовой гонке, есть пословица, гласящая, что «ранний побег короля стоит восьми ходов». Более того, король, который смог убежать вверх по доске и войти в лагерь противника (то есть — в зону переворота, три дальние горизонтали), очень часто спасается от мата. Это происходит потому, что после этого король может быть быстро окружён своими перевернувшимися фигурами, и становится неподвластен всем (или, по крайней мере, большинству) угрозам бьющих в основном вперёд младших фигур. Разрешение такой ситуации, когда у обеих сторон нюгёку («входящий король») смотри в главе (3) (раздел «ничьи»).

   Золото является единственной непереворачивающейся фигурой — и поэтому единственной фигурой в руке (поскольку все фигуры могут быть сброшены лишь неперевёрнутыми), которая может заматовать короля с помощью единственной танэгома любого вида.

   Поэтому — загоняй короля на край и храни золото для последнего удара!

   Золото не переворачивается, но все остальные младшие фигуры (S, L, N, P) переворачиваются в золото. Поэтому переворачиванием младшей фигуры, или ходом уже перевёрнутой младшей фигурой, может поставить мат точно так же, как и золотом.

   Атака токином (перевёрнутой пешкой) может быть в особенности сильна, поскольку она возможности хода золота с наибольшей ценностью в разменах. Поэтому, как только токин изготовлен, его часто следует  немедленно пускать в дело, особенно в случае матовой гонки («сэмэай»); как говорит другая пословица, «токин быстрее, чем Вам кажется!».

5 Попробуйте создать проходную пешку

Во многих случаях, особенно на начальном уровне, способ выиграть финальную игру — это продвинуть пешку, то есть переместить ее на восьмой горизонт (верх доски), где ее можно обменять почти на любую другую фигуру, включая ферзя. . В девяти случаях из десяти тот, кто сделает это первым в эндшпиле, выиграет матч, часто в течение следующих нескольких ходов.

A «Проходная пешка» это именно то, на что это похоже: пешка, которая прошла мимо пешек противника, которые могли помешать ей продвинуться, давая фигуре свободный пробег к верху доски

Поэтому очень важно не дать оппоненту этого добиться, поэтому будьте готовы к драке, пытаясь создать проходную

Есть много разных способов создать проходную, но самый простой из них показан на изображении выше. В игре, в которой остались только короли и пешки, игроки должны попытаться определить тот участок доски, где у них слишком много пешек. Затем проведите пешки до конца доски как единое целое, чтобы любые захваченные пешки можно было немедленно отбить, продолжая атаковать вперед.

Примеры

Ричард Рети, Ostrauer Morgenzeitung 4 декабря 1921 г.

а б c d е ж грамм час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б c d е ж грамм час
Популярные статьи  Java шахматы

Белые играют и играют вничью. Одно из самых известных исследований всех времен.

Ричард Рети Исследование — одно из самых известных за все время. Белые играют и играют вничью. На первый взгляд это кажется невыполнимой задачей: если белые попытаются преследовать пешку черных, они никогда ее не поймают (1.Kh7 h4 2.Kh6 h3 и т. Д. Явно безнадежно), в то время как ясно, что черные просто возьмут пешку белых. если он попытается продвинуть это.

Однако белые могут сделать ничью, воспользовавшись тем фактом, что король может двигаться сразу в двух направлениях: к пешке черных и к собственной пешке белых. Решение 1. Крg7 h4 (1 … Kb6 2. Kf6! H4 3.Ke5! Переставляет) 2. Kf6! Крb6 (если 2 … h3, то 3.Ke6 h2 4.c7 Kb7 5.Kd7 позволяет белым продвинуть пешку) 3. Ke5! Теперь, если 3 … Kxc6, то 4.Kf4 все-таки останавливает черную пешку, а если 3 … h3 4.Kd6 позволяет белым продвинуть свою пешку. В любом случае результат — ничья. (Также см Король и пешка против короля эндшпиль, секция .)

Генрих Каспарян, Мадьяр Саккелет 1962
а б c d е ж грамм час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б c d е ж грамм час

Белые играют и играют вничью. Пример более сложного исследования.

а б c d е ж грамм час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б c d е ж грамм час

Позиция после 8.Rg1 (см. Анализ)

Не все исследования столь же просты, как приведенный выше пример Рети. Это исследование (первая диаграмма) выполнено Генрих Каспарян (впервые опубликовано в Мадьяр Саккелет, 1962). Белые играют и играют вничью. Основная линия решения: 1. Ra1 a2 2. Ke6 Ba3 3. Bf4 Bb2 4. Be5 a3 5. Kd5 Bg6 6. Bd4 Bf7 + 7. Ke4 Bc4 8. Rg1, но есть разные альтернативы для обеих сторон. Например, белые могут попробовать 1.Bf4 на своем первом ходу с идеей 1 … Bxa2 2.Bxd6 и 3.Bxa3 — ничья, но черные могут победить эту идею с помощью 1 … Bxf4 2.Rxa3 Bc2, который побеждает. Чтобы понять, почему один ход работает, а другой нет, требуются довольно серьезные шахматные знания. Действительно, для многих игроков не будет очевидно, что позиция в конце данной линии (вторая диаграмма) вообще ничья.

Леопольд Митрофанов, М.Т. Руставели 1967 (исправлено)

а б c d е ж грамм час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б c d е ж грамм час

Белые играют и выигрывают

Одно из самых заметных исследований: Леопольд Митрофанов Лауреат первой премии 1967 года. К сожалению, в оригинальном исследовании Митрофанова впоследствии было обнаружено , чудесная защита, которая позволила черным получить вечный чек или добраться до нарисованный окончание.

Решение: 1. b6 + Ka8 2. Re1! Кxe1 3. g7 h1 = Q (если 3 … Nc4 +, то 4.Kb5 h1 = Q 5.g8 = Q + Bb8 6.a7 Na3 + 7.Kc6 Qh2 8.axb8 = Q + Qxb8 9.b7 + Ka7 10.Qg1 + Ka6 11.Qb6 мат) 4. g8 = Q + Bb8 5. a7 Nc6 + 6. dxc6 Qxh5 + 7. Qg5(не 7.Ka6 Qe2 + или 7.Kb4? Qh4 + с вечным шахом) Фxg5 + 8. Ka6 (ферзь отклоняется от белой диагонали, где она могла бы дать шах) 8 … Bxa7 (или 8 … Qb5 + 9.Kxb5 Nc2 10.c7 и выигрывает) 9. c7! (тихий ход; двойная угроза c8 = Q + и мат b7 заставляет черных жертвовать ферзя) 9 … Qa5 + 10. Kxa5 Kb7 11. bxa7 и белые выигрывают.

Ранний пример

ал-Адли (~ 800–870), Арабский манускрипт 1140

а б c d е ж грамм час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б c d е ж грамм час

Белые побеждают любой стороной.

Самый старый Шатрандж учеба в современных шахматах недействительна из-за изменения правил. Однако ходы короля, ладьи и коня не изменились. В этом арабском исследовании белые побеждают, потому что черный конь находится в плохой позиции. С ходом белых лучший ход 1. Лd1, но это не единственный выигрышный ход. Если черные двинутся, 1 … Kb8! 2. Kc6! Na5 +! 3. Kb6! Nc4 + 4. Kb5! Кe5 5. Лe1! Nd7 6. Kc6! побеждает.

3 Избегайте цугцванга

Цугцванг — немецкое слово, означающее» принуждение к движению «. В шахматах это означает, что игрок должен сделать ход, но каждый доступный ход ставит его в худшее положение.

Приведенный выше пример является классическим примером цугцванга. Вы не поверите, но результат игры целиком и полностью зависит от того, чей это ход: если ход белых, игра заканчивается вничью, а если это ход черных , то они проиграют игру (при условии идеальной игры), потому что любой их ход ослабит их позицию.

На начальном уровне будет сложно найти ходы и комбинации, которые поместят противника в цугцванг — однако, избегание этого жизненно важно, и при достаточной практике новички начнут замечать паттерны цугцванга, которые они могут использовать против своих противников. который станет разрушительным инструментом в их арсенале

Матовые задачи

   Решения следующих матовых задач используют несколько повторяющихся тем и комбинаций; ответы к ним приведены в конце этого раздела.

   В этих позициях атакующая сторона должна давать шах вражескому королю каждым своим ходом, чтобы в результате поставить мат. Все фигуры из руки атакующей стороны показаны сбоку диаграммы около каждой из задач; предполагается, что у защищающейся стороны в руке находятся ВСЕ остальные фигуры, (исключая короля атакующей стороны!) Отметьте, что правильная цумэ-сёги («задача на матовую последовательность») должна иметь ровно одно решение, и всегда должна заканчиваться матовой позицией, в которой в руке у атакующей стороны фигур не остаётся.

   В записи ходов в сёги каждый ход каждой стороны считается за один, поэтому, например, слова «цумэ в три хода» означают, что сначала первый — шаховый — ход делает атакующая сторона, затем противник делает защитный ход, и далее следует финальный ход, ставящий мат.

Тактика и эндшпиль. Найди лучшее решение

   (59): слева сверху – 3-ходовка (P), справа сверху – 5-ходовка, слева снизу – 5-ходовка, справа снизу — одноходовка.

Тактика и эндшпиль. Найди лучшее решение

(60): сверху — мат в 15 ходов! Снизу — мат в один ход. Эта (нижняя) позиция может также возникнуть из задачи на хисси («неизбежную смерть») возвратом на один ход назад: на ход ΔG’3h или ΔG’7h

Тактика и эндшпиль. Найди лучшее решениеТактика и эндшпиль. Найди лучшее решениеТактика и эндшпиль. Найди лучшее решениеТактика и эндшпиль. Найди лучшее решениеТактика и эндшпиль. Найди лучшее решениеТактика и эндшпиль. Найди лучшее решение

Решения

(59).     Слева сверху: 1.P’8b 2.Gx8b 3.G7cx8b

      Справа сверху: 1.P’2b 2.G1cx2b 3.+Px2b 4.Gx2b 5.G3cx2b

      Слева снизу: 1.G’8i 2.Gx8i 3.Px8i+ 4.Kx8i 5.G’8h

      Справа снизу: 1.R2i+

(60). Сверху: 1.G’3a 2.K4b 3.G4a 4.K5b (4.K3b 5.R3a+ — мат) 5.G5a 6.K6b 7.G6a 8.K7b 9.G7a 10.K8b 11.G8a 12.K9b 12.G9a 14.K8b 15.R8a+

      Снизу: 1.G’4h

(61). Слева сверху: 1.S’7b 2.K9a 3.G’8a

      Слева снизу: 1.G’7h 2.K9h 3.S’8i

      Справа: 1.G1b 2.Kx1b 3.N2d — мат (с двойным шахом).

(62). Слева сверху: 1.Sx8c+ 2.K8a 3.B7b+

      Слева снизу: 1.R’6i 2.Kx6i 3.G’6h

      Справа: 1.S-2c=/+ 2.X’1h (X — любая фигура) 3.Lx1h 4.P’1g 5.Lx1g … 12.P’1c 13.Lx1c= 14.P’1b 15.Lx1b+

  (63). Слева сверху: 1.B7a+ 2.X’9d (X — любая фигура) 3.Lx9d 4.P’9c 5.Lx9c=

      Справа сверху: 1.G’3a 2.Sx3a 3.Lx2c+

      Снизу: 1.Gx5i 2.Rx5i (2.K7i 3.G’8i — мат) 3.Rx5i+ 4.Kx5i 5.R’4i

Популярные статьи  Оценка и расчет. Практикум-тренажер по тактике и стратегии для шахматистов-разрядников

(64). Слева сверху: 1.B7a+ 2.K-9b (2.Kx7a 3.G’7b — мат; 2.K7c 3.G’7d — тоже мат) 3.P’9c 4.Nx9c 5.G’8b

      Слева снизу: 1.Rx6h+ 2.Kx6h 3.G’6g 4.K7i 5.G’7h (или 4.K6i 5.G’6h, или 4.K5i 5.G’5h)

      Справа: 1.Rx2c+ 2.X’2b (X — любая фигура) 3.G’3b 4.K1a 5.+R/Gx2b

(65). Слева сверху: 1.Px8c+ 2.Gx8c 3.Bx8a+ 4.Kx8a 5.Rx8c+ 6.X’8b (или 6.K7a) 4.G’7b

      Слева снизу: 1.G’8h 2.Kx8h (2.K6i 3.G’5h — мат) 3.Rx6h+ 4.G’7h 5.S’7i 6.K9h 7.G’8h 8.Gx8h 9.+Rx8h (или 9.Sx8h+)

      Справа: 1.Bx1b+ 2.Lx1b (2.Kx1b 3.P-1c+ 4.K-2a 5.S’1b 6.Lx1b 7.+Px1b — мат) 3.S’1c 4.K-2c (4.Lx1c+ 5.Px1c+ 6.K2a 7.+P1b — мат) 5.Sx1b= 6.Kx1b 7.P1c+ 8.K2a/1a 9.+P1b

(66). Слева сверху: 1.N’9c 2.Sx9c 3.N7c=

      Слева снизу: 1.G’8h 2.Kx8h 3.Rx6h+ 4.Gx6h (4.G’7h 5.N’7f 6.K9h 7.G’8h 8.Gx8h 9.+Rx8h — мат) 5.N’7f 6.K7i 7.G’8h 8.K-6i 9.Nx6h+ 10.Kx6h 11.G’5h

      Справа: 1.S4c= 2.K2c (2.K2a 3.R3b+ — мат; 2.P’3b 3.Rx3b+ — тоже мат) 3.S3d= 4.K1d 5.P1e

Продолжение >> ГЛАВА 7. БАЛАНСИРОВКА АТАКИ И ЗАЩИТЫ

Предыдущая глава<< ГЛАВА 5: ВВЕДЕНИЕ В СТРАТЕГИЮ И ТАКТИКУ СЁГИ

Что такое эндшпиль в шахматах?

Эндшпиль (Endspiel) в переводе с немецкого означает «конец игры». Переход к этой стадии партии происходит после миттельшпиля. Например, эндшпиль, или окончание, может получиться в случае множественного размена фигур. То есть главный признак эндшпиля — небольшое количество фигур (кроме пешек) или даже их отсутствие.

Пример перехода в эндшпиль:

  1. …d5

  2. exd5 Kxd5

  3. Kxd5 Лxd5

  4. Лxd5 Лxd5

  5. Лxd5 Cxd5.

Пример перехода в эндшпиль с одними пешками:

  1. Лxe7 Крxe7

  2. Фe3 Фe6

  3. Фxe6 Крxe6.

Пример перехода в эндшпиль сразу из дебюта:

  • …Kxe4

  • d4 Kd6

  • Cxc6 dxc6

  • dxe5 Kf5

  • Фxd8 Крxd8.

Интересный факт ♟️
Перейти в эндшпиль, минуя миттельшпиль, иногда можно в дебюте! Самый известный пример такого перехода — знаменитый берлинский эндшпиль, который получается в испанской партии.

Итак, закрепим точную формулировку термина «эндшпиль» в шахматах: это заключительный этап игры. Эндшпиль в шахматах начинается, когда на доске остается мало фигур.

Но как же следует играть с таким небольшим количеством фигур, как поставить мат? Не волнуйтесь, здесь тоже есть свои хитрости и правила борьбы, причем удивительно интересные. Давайте разбираться вместе!

Виды эндшпиля

Пешечный эндшпиль

Пешечный эндшпиль — это вид шахматного окончания с одними пешками и королями. Может показаться, что игра в пешечном эндшпиле очень простая, но все не так очевидно.

В эндшпиле есть ключевые позиции, которые следует знать каждому шахматисту, если он хочет превзойти соперников на этой стадии игры. Одна из таких ключевых позиций возникает именно в пешечном окончании: пешка против короля.

Примеры:

Эти позиции интересны тем, что результат шахматной партии зависит от очереди хода. Если начинает сильнейшая сторона, то она должна выиграть — при условии, что шахматист знает правила игры в этих позициях. А если начинает слабейшая сторона, то результатом партии будет ничья.

Особую роль в этих окончаниях играет оппозиция. Оппозиция — это противостояние королей. Кто первым займет оппозицию, тот и будет диктовать свои условия. В первой позиции нас будет интересовать противостояние королей в одну клетку.

При ходе белых мы занимаем оппозицию и понемногу вытесняем короля с поля превращения пешки:

  1. Крd6 Крe8

  2. Крc7 Кре7

  3. d5 Кре8

  4. d6 Крf8

  5. d7 Крe7

  6. d8Ф.

При ходе черных оппозицию занимает уже черный король, который не дает белому королю пробраться к полю превращения пешки:

  1. …Крc7

  2. d5 Крd7

  3. d6 Крd8

  4. Крс6 Крс8 (снова оппозиция)

  5. d7 Крd8

  6. Кре6 — пат!

А теперь разберем второй пример:

В окончаниях с крайней (ладейной) пешкой слабейшей стороне нужно попасть на поле превращения пешки, и тут уже неважно, кто владеет оппозицией, — всегда будет ничья:

  1. Крс7 Крa6

  2. Крb8 Крb6 (оппозиция здесь не работает, король топчется на месте)

  3. Крa8 a6

  4. Крb8 a7

  5. Крa8 Крa6 — пат!

Для сильнейшей же стороны важно не подпустить короля к этому заветному полю превращения и «оттолкнуть его плечом»:

  1. …Крg6 (отнимаем проход к полю b8)

  2. Крe7 Крg7 (проделываем тот же прием)

  3. Крe8 a3

  4. Крe7 a2

  5. Крe8 a1Ф.

Еще одно необычное правило пешечного окончания — это правило квадрата для пешек, которое позволяет нам узнать, сможет ли пешка пройти в ферзи без помощи короля.

Суть его простая: считаем количество клеток, которые осталось пройти пешке к полю превращения, от этого поля отсчитываем то же количество клеток вбок к королю соперника, а далее ведем линию вниз к горизонтали, на которой стоит наша пешка. Получается квадрат, как в примере ниже:

Если вражеский король успевает наступить хотя бы на край квадрата — он догонит пешку, если нет — не сможет догнать.

Пример удачной погони короля за пешкой:

Важно отметить
С каждым ходом пешки ее квадрат становится все меньше. Пример неудачной погони короля за пешкой:

Пример неудачной погони короля за пешкой:

А теперь давайте немного потренируемся. Попробуйте посчитать с помощью правила квадрата, успевает ли ваша пешка оторваться от короля-преследователя. Везде ход черных.

Далее мы разберем только примеры позиций шахматного эндшпиля с различными фигурами без изучения каких-либо хитрых правил. За один раз раскрыть все секреты эндшпиля не выйдет. Но это ведь здорово! Есть чему поучиться в будущем.

Легкофигурный эндшпиль

Легкофигурный эндшпиль возникает, когда на доске кроме пешек остается одна или несколько легких фигур. Также бывает просто коневой или слоновый эндшпиль.

Примеры:

Тяжелофигурный эндшпиль

Удивительно, но даже с тяжелыми фигурами возникают самые настоящие эндшпили! Так, может возникнуть позиция с ферзями, ладьями и пешками — она будет называться тяжелофигурным эндшпилем. Позиция с ладьями и пешками называется ладейным эндшпилем. А позиция с ферзями и пешками — ферзевым эндшпилем.

Примеры:

Интересен второй пример: позиция Филидора в ладейном окончании. Теоретически эти позиции сводятся к ничьей за слабейшую сторону, но здесь нужно знать хитрые приемы передвижения, которые должна совершать ладья, чтобы не дать сопернику провести пешку в ферзи.

Теперь вы знаете, что означает термин «эндшпиль» в шахматах, и сможете сами объяснить, что это, простыми словами. Но овладеть мастерством игры в эндшпиле может оказаться непростой задачей. Придется разобраться в основных позициях эндшпиля, таких как позиции Филидора, правило квадрата, игра с проходной пешкой в центре и на краю доски. Поэтому эта стадия шахматной партии требует особого внимания и отдельной практики именно с ключевыми позициями эндшпиля. Однако все может получиться, если добавить к желанию немного усилий. Например, начать заниматься с тренером на онлайн-курсах по шахматам для дошкольников.

Составные исследования

Композиционные исследования предшествуют современной форме шахмат. Шатрандж исследования существуют в рукописях IX века, а самые ранние трактаты о современных шахматах, написанные такими авторами, как Луис Рамирес Лусена и Педро Дамиано (конец 15 — начало 16 вв.) также включают этюды. Однако эти исследования часто включают в себя лишние элементы, добавленные для того, чтобы позиция выглядела более «игровой», но которые не принимают участия в реальном решении (что никогда не делается в современных исследованиях). Этим позициям давались разные названия (Дамиано, например, называл их «тонкостями»); первая книга, которая называла их «исследованиями», кажется, Шахматы, публикация 1851 г. Йозеф Клинг и Бернхард Хорвиц, который иногда также рассматривается как отправная точка для современного изучения эндшпиля. Считается, что эта форма была возведена в искусство в конце 19 века, когда А. А

Популярные статьи  Всемирная юношеская Олимпиада до 16 лет, Улан-Батор

Троицкий и Генри Ринк особенно важно в этом отношении

Наиболее композиторы, в том числе Троицкий, Ринк и другие известные личности, такие как Генрих Каспарян, известны прежде всего своими исследованиями, будучи мало известными как игроки. Однако некоторые известные игроки также составили этюды эндшпиля, Эмануэль Ласкер, Ричард Рети, Василий Смыслов, и Ян Тимман быть, пожалуй, самыми известными.

Охота и собирание урожая

   Можно сделать сравнение между семейством игр с охотой на короля — шахматы/сёги, и го (кит. вейци) — древнейшей из игр в Великую китайскую стену.

   В го круглые белые и чёрные камни по очереди помещаются на узлы сетки размером 19×19 линий. Чёрные и белые стремятся ограничить как можно больше свободного места, а вражеские камни, попавшие в окружённую территорию, берутся в плен. Основная борьба в го происходит в дебюте и миттельшпиле, в которых засталбливается территория, а вражеские камни, попавшие внутрь застолбленной территории оказываются как бы пойманными. Напряжённость в эндшпильной стратегии обычно состоит в защите краёв уже отхваченной территории, и поэтому является (без больших «инцидентов поимки», то есть потери камней) относительно мирным собиранием территориального урожая.

   В отличие от этой «урожайной» напряжённости в го, эндшпиль в играх семейства шахматы/сёги обычно состоит в крайне напряжённом процессе взаимной охоты на королей. Стратегия её в сёги сводится к сэмэай, то есть прямой гонке атак к мату королю противника: побеждает тот, чья атака быстрее.

   В сёги король может быть заматован единственной фигурой врага (пример, «удушающий мат» конём, приводится позже). Однако король может также уйти от шаха дальнобойной фигуры (ладьи, слона и неперевёрнутой стрелки) вставкой защищающей фигуры. В то же время шах единственным вражеским золотом, серебром или пешкой может привести к тому, что король просто съест эту фигуру. Поэтому мат практически всегда достигается в результате скоординированной атаки фигур, то есть матовой сети, состоящей как минимум из двух атакующих фигур.

   Поэтому охота за королём в эндшпиле в сёги (и западных шахматах) может также считаться «сбором урожая» в том смысле, что практически всегда сначала требуется танэгома («фигура-зерно»), которая будет защищать фигуру, которая поставит королю мат. Это продемонстрировано в левой нижней части на (50); танэгома тут — белая пешка, защищающая золото от взятия чёрным королём, из-за неё-то золото и ставит мат.

4 Убери короля как можно раньше

На протяжении всего открытия и середины игры у короля очень мало атакующих целей, и внимание каждого игрока должно быть направлено на защиту короля любой ценой, часто в безопасности на своем заднем ряду. Все это меняется в эндшпиле, однако, хотя захват короля по-прежнему является целью игры, он становится мощной фигурой, когда другие основные фигуры убираются с доски

Фактически, король настолько силен в эндшпиле, что лучшие игроки и гроссмейстеры начнут думать о том, стоит ли вывести его, как только удалят ферзей.

Причина, по которой король настолько силен, заключается в том, что, в отличие от пешек, он может двигаться и брать в любом направлении. Более того, игроки не могут ставить своих королей рядом друг с другом, поэтому игрок, который активирует своего короля первым, возможно, сможет блокировать перемещение короля своего противника в ключевую область доски, позволяя ему контролировать темп игры и в некоторых случаях доминирует на доске.

2 Будьте терпеливы

Терпение может показаться очевидным советом в финале, особенно в мире шахмат; хотя это самый важный принцип, о котором нужно помнить, и который часто упускается из виду новичками.

Хотя это может показаться нелогичным, учитывая, как мало фигур осталось на доске, на самом деле эндшпиль имеет наименьшую погрешность. В отличие от дебюта и середины игры, где у игроков есть множество фигур, которые могут защищаться, контратаковать и помогать исправлять ошибки, эндшпиль может быть решен всего одним неточным ходом. Итак, потратьте как можно больше времени на расчет ходов в конце игры, так как удачно расположенный король, отличный толчок пешкой или умная размена фигур могут быть разницей между выигрышем и проигрышем.

дальнейшее чтение

  • Мюллер, Карстен; Лампрехт, Франк (2001), Фундаментальные шахматные концовки, Публикации Гамбита, ISBN  1-901983-53-6
  • Тиммер, Роберт (1997), Поразительная рокировка!, Бэтсфорд, ISBN  0-713481-37-4
  • Джон Бизли и Тимоти Уитворт, Магия эндшпиля (Batsford, 1996), введение в предмет
  • А. Дж. Ройкрофт, Шахматы из пробирки (Faber, 1972), общий обзор исследований, включая 433 примера.
  • Фламандские миниатюры. 123 шахматных эндшпиля, составлен, составлен и издан Игнас Вандекастил, Жюльен Вандист и Роджер Миссиан, 1998, «Книга года» ARVES 1997, ISBN  90-901161-2-5. Лучшие этюды три мушкетера из Фламандский эндшпильное сообщество.
  • 360 блестящих и поучительных финальных игр, к А. А. Троицкий, 1968, Dover Pubns. ISBN  0-486-21959-3. Сборник 360 эндшпильных этюдов Троицкого.
  • Одна пешка спасает день: любимые этюды чемпиона мира, Сергей Ткаченко, 2017, ООО «Издательский дом« Элк и Руби » ISBN  5-950-04334-0. 100 этюдов, общей темой которых является то, что в финале у белых остается всего одна пешка, но им удается выиграть или ничья.
  • Один рыцарь спасает день: любимые этюды чемпиона мира, Сергей Ткаченко, 2017, ООО «Издательский дом« Элк и Руби » ISBN  5-950-04335-9. 100 этюдов, общей темой которых является то, что в финале у белых остается только один конь, но им удается выиграть или ничья.
  • Один епископ спасает день: любимые занятия чемпиона мира, Сергей Ткаченко, 2017, ООО «Издательский дом« Элк и Руби » ISBN  5-950-04336-7. 100 этюдов, общей темой которых является то, что у белых в финале остается только один слон, но им удается выиграть или ничья.
  • Одна ладья спасает день: любимые этюды чемпиона мира, Сергей Ткаченко, 2017, ООО «Издательский дом« Элк и Руби » ISBN  5-950-04337-5. 100 этюдов, общей темой которых является то, что в финале у белых остается только одна ладья, но им удается выиграть или ничья.
  • Чернев, Ирвинг (1989), , Дувр, ISBN  0-486-43211-4
  • Дворецкий Марк; Перваков, Олег (2009), Исследования для практиков, Рассел Энтерпрайзис, ISBN  978-1-888690-64-4
Оцените статью
Павел Алексеев
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Тактика и эндшпиль. Найди лучшее решение
Фокусы от Никиты Михайловича