Задача из программы Гарри Каспарова

Как компьютер обыграл в шахматы

Эхом припоминая уловки шахматных автоматов 18 и 19 веков, Каспаров заявил, что компьютером управлял настоящий гроссмейстер. Он и его сторонники полагали, что игра Deep Blue была слишком человечной, чтобы принадлежать машине. Между тем для многих убежденных в производительности компьютера стало очевидно, что искусственный интеллект достиг той стадии, когда может превзойти человечество — по крайней мере в игре, которая долгое время считалась слишком сложной для машины.

Реальность же заключалась в том, что победа Deep Blue была обеспечена именно жесткой, нечеловеческой приверженности холодной, жесткой логике против эмоционального поведения Каспарова. Не то чтобы искусственный (или настоящий) интеллект продемонстрировал собственный творческий стиль мышления и обучения, нет, именно применение простых правил в широких масштабах обеспечило результат.

Тот матч стал сигналом к социальному сдвигу, который набирает скорость по сей день. Глубокая обработка данных, на которую опирался Deep Blue, сегодня присутствует почти во всех уголках нашей жизни — от финансовых систем, которые доминируют в экономике, до сервисов онлайн-знакомств, которые пытаются найти нам идеального партнера. То, что начиналось как студенческий проект, помогло вступить в эпоху больших данных (big data).

Почему за людьми-шахматистами все еще следят после победы ИИ

Мы все еще заинтересованы в людях и человеческой конкуренции несмотря на то, что машины развиваются быстрее.

То, что существуют компьютеры, которые могут победить человека в игре, создает чувство тревоги, но и расширяет интерес к шахматам. 30 лет назад на турнире двух шахматистов никто не осмелился критиковать их даже при совершении ошибки.

Сейчас даже те, кто не знает тонкостей шахмат, могут посмотреть на специальный экран и увидеть, что происходит на доске, анализ партии, благодаря ИИ. Машины выступили переводчиком, и шахматы для многих людей перестали быть непонятным языком. Больше людей пришло в игру.

Личная жизнь

Личность Каспарова характеризуется необыкновенной яркостью во всех проявлениях и семейная жизнь не стала исключением. Он трижды был женат и каждый брак не оставался бездетным. Первая супруга шахматиста Мария Арапова имела блестящее филологическое образование, полученное в Московском университете. Ее прекрасные манеры и отличное знание языков произвели впечатление на Клару Шагеновну, к мнению которой сын всегда прислушивался. Однако, несмотря на рождение дочери Полины, семья через год после этого распалась.

Задача из программы Гарри КаспароваКаспаров с первой женой Марией Араповой

Второй женой Каспарова стала едва достигшая совершеннолетия студентка Юлия Вовк, с которой он случайно познакомился в Риге на мемориале Таля. От этого брака, который продолжался 9 лет, у него остался второй ребенок — сын Вадим.

Задача из программы Гарри КаспароваВторая жена Каспарова Юлия Вовк с сыном Вадимом

Спустя несколько месяцев после второго развода, Гарри Кимович вновь женился. На этот раз его спутницей жизни стала уроженка Петербурга Дарья Тарасова, успевшая родить ему двоих детей —дочь Аиду и сына Николая.

Задача из программы Гарри КаспароваГарри Каспаров с третьей женой Дарьей Тарасовой

Кроме того, в середине 80-х гг. у него были близкие отношения с известной актрисой Мариной Неёловой, которая старше Каспарова на 16 лет. В одной из своих книг шахматист пояснил, что этот союз стал результатом ощущения их обоюдной исключительности. В этот период жизни у Неёловой родилась дочь Ника, но Гарри Кимович поспешил откреститься от её отцовства.

Задача из программы Гарри КаспароваМарина Неёлова с дочерью Никой. Только слепой может не заметить, что дочь Неёловой очень похожа на Гарри Каспарова

Интересные факты

  • Дату 15 февраля 1985 года, когда решением Кампоманеса был прерван его поединок с Анатолием Карповым, Каспаров назовет началом своей политической карьеры.
  • Согласно опросу британской компании Creators Synectics, Гарри вошел в список ста мировых гениев, заняв 25-е место. Интересно, что в этом перечне только три россиянина и два шахматиста (кроме Каспарова еще Фишер).
  • Однажды, выступая в Торонто на тему пользы шахмат для развития интеллекта, Каспаров высказался так блестяще, что заставил проникнуться всех присутствующих глубочайшим уважением к древней игре, за что лишился туфлей, которые с него сорвали благодарные поклонники. Теперь обувь хранится в местном музее.
  • Под конец своей карьеры, в 2004 году, Каспаров сыграл две партии против Магнуса Карлсена, которому на тот момент было 13 лет. В одной из партий, где Карлсен играл белыми, Каспарову оказалось весьма нелегко уйти от поражения. Судя по видео ниже, у Магнуса с малых лет нет проблем с психикой — он выглядел более чем спокойно, чего нельзя сказать о Каспарове.

В 2020 году Каспаров выступил консультантом во время съемок шахматного сериала «Ход королевы» (оригинальное название The Queen’s Gambit). Сериал получил высокую оценку со стороны зрителей и критиков. 

Первый взрослый турнир

Весной 1979 года Гарри Каспаров впервые сыграл на взрослом турнире за границей. Он принял участие в крупном соревновании, проходившем в югославском городе Баня-Лука. Участниками стали 14 гроссмейстеров и двое мастеров. Каспаров на тот момент был учеником девятого класса. В таких условиях Гарри предстояло дебютировать на крупном международном турнире.

В первом туре Каспаров сыграл вничью, а затем выдал четыре победы подряд. За два тура до финиша юный гроссмейстер гарантировал себе победу на турнире, а также обеспечил норму первого гроссмейстерского балла.

В начале 80-х восхождение юной звезды шахмат продолжилось. Каспаров окончил школу с золотой медалью, выиграл межзональный турнир в Москве. Причём, по ходу турнира он в полуфинале обыграл Виктора Корчного, который до этого провёл два матча за мировую шахматную корону. А в финале Гарри переиграл экс-чемпиона мира Василия Смыслова. 63-летний гроссмейстер не сумел выиграть ни одной партии! Благодаря этому успеху, путь к битве за шахматную корону был открыт. Столь ожидаемое противостояние Анатолия Карпова и Гарри Каспарова обещало стать настоящим событием.

Человек против машины

Каспаров интересовался высокими технологиями и принял участие в необычном опыте. Создатели компьютерной программы Deep Blue решили провести матч с сильнейших шахматистом мира. Первый матч гроссмейстера и машины состоялся в 1996 году и закончился победой Каспарова, хоть он и проиграл первую партию. В 1997 году компьютеру удалось взять реванш. Доработанная версия Deep Blue победила со счётом 3,5:2,5.

Задача из программы Гарри Каспарова

Каспаров заподозрил, что машине помогал человек, но разработчики отказались предоставить лог-файлы своего детища, чем лишь бросили ещё большую тень подозрения. На этом проект был свёрнут, а сам Каспаров в дальнейшем отказался играть с компьютером.

Проблема определения разума

Задача из программы Гарри КаспароваФото: slavssoft.ru

Мы не знаем. Даже эксперты и люди на передовой компьютерных наук все еще сомневаются насчет того, что именно происходит внутри мозга человека.

Мы вполне отдаем себе отчет, что искусственный разум по-прежнему является инструментом. Будет ли нам удобно сосуществовать с машинами, которые могут выполнять нашу работу лучше и быть при этом физически сильнее? Каспаров отмечает, что люди постоянно стремились облегчить свой труд путем создания машин и механизмов.

Шахматист отмечает, что скептически относится к AGI (тип ИИ, способный освоить любую задачу, которую посильно решить или выполнить человеку). Каспаров сомневается, что машине удастся переиграть человека вне закрытых систем. Машины, по его мнению, могут превзойти человека только в закрытой системе, поскольку ее создает сам человек.

«Дэвид Сильвер (создатель AlphaZero — алгоритма-победителя в мире шахмат) не ответил на мой вопрос о том, могут ли машины устанавливать свои собственные цели», — рассказывает Каспаров. «Это определенный пробел в его определении интеллекта. Люди способны ставить цели и искать пути их достижения. Машина может делать только второе».

Чемпионы по шахматам

Когда Фэн-Сюн Сю прибыл в США с Тайваня в 1982 году, он и представить не мог, что станет частью интенсивного соперничества между двумя командами, которые почти десять лет пытались создать лучший шахматный компьютер в мире. Сю прибыл в Университет Карнеги — Меллон в Пенсильвании, чтобы изучать дизайн интегральных схем, из которых делают микрочипы, но также давно интересовался компьютерными шахматами

На него обратили внимание разработчики Hitech, компьютера, который в 1988 году первым обыграл гроссмейстера, и попросили помочь с разработкой аппаратного обеспечения

Популярные статьи  Сергей Рублевский будет тренировать женскую сборную России

Вскоре Сю рассорился с командой Hitech, когда увидел архитектурный косяк в предложенном ими дизайне. Вместе с другими аспирантами он начал разработку собственного компьютера ChipTest, опираясь на архитектуру шахматной машины Bell Laboratory. Собственная технология ChipTest использовала «очень широкомасштабную интеграцию», чтобы сочетать тысячи транзисторов на одном чипе и позволить компьютеры находить 500 000 шахматных ходов ежесекундно.

Хотя команда Hitech стартовала раньше, Сю и его коллеги скоро догнали ее с преемником ChipTest. Deep Thought — названный в честь компьютера из книги Дугласа Адамса «Автостопом по галактике» — объединил два специализированных процессора Сю и научился анализировать 720 000 ходов в секунду. В 1989 году он выиграл World Computer Chess Championship, не проиграв ни одной игры.

Но в том же году Deep Thought проиграл Гарри Каспарову, действующему чемпиону мира по шахматам. Чтобы обыграть лучшего гроссмейстера мира, Сю и его команда должны были зайти намного дальше. Но теперь у них была поддержка компьютерного гиганта IBM.

Задача из программы Гарри Каспарова

Каспаров выиграл ту игру

Шахматные компьютеры работают, присоединяя числовое значение к положению каждой фигуры на доске, используя формулу «функции оценки». Эти значения затем можно обрабатывать и перебирать в поисках лучшего хода. Первые шахматные компьютеры, такие как Belle и Hitech, использовали несколько кастомных чипов для выполнения оценочных функций и затем комбинировали результаты.

Проблема заключалась в том, что связь между микросхемами была медленной и потребляла большую вычислительную мощностью. С ChipTest Сю удалось перепроектировать и переупаковать процессоры в один чип. Это устранило ряд накладных расходов на обработку и существенно увеличило вычислительную скорость. В то время как Deep Thought мог обрабатывать 720 000 ходов в секунду, Deep Blue использовал большое количество процессоров, которые запускали одни и те же вычисления одновременно, чтобы проанализировать 100 000 000 ходов в секунду.

Увеличение числа ходов, которые мог обрабатывать компьютер, было важным, потому что шахматные компьютеры традиционно использовали методы «полного перебора» (грубой силы, брутфорса). Люди-игроки учатся из прошлого опыта мгновенно исключать определенные действия. Шахматные машины в то время не обладали такой способностью и вместо этого должны были полагаться на свою способность заглядывать вперед и смотреть, что может случиться при каждом возможном ходе. Они использовали полный перебор, анализируя колоссальные числа ходов, вместо того чтобы сосредоточиться на определенном типе ходов, который сработал бы наверняка. Увеличение числа ходов, которые машина могла видеть одновременно, позволяло ей заглядывать намного дальше в будущее.

К февралю 1996 года команда IBM снова вызвала Каспарова на бой, в этот раз с Deep Blue. Хотя машина впервые обыграла чемпиона мира в обычном временном режиме, общий матч Deep Blue проиграл со счетом 4:2. Его 100 000 000 ходов в секунду было недостаточно, чтобы обыграть способность человека к выработке стратегии.

Чтобы увеличить число ходов, команда начала модернизацию машины, исследуя, как бы оптимизировать большое количество процессоров, работающих параллельно

Наконец, образовалась машина с 30 процессорами, которые, что очень важно, контролировали 480 кастомных интегральных схем, созданных специально для игры в шахматы. Этот кастомный дизайн позволил команде мощно оптимизировать параллельные вычисления между чипами

Результатом стала новая версия Deep Blue (Deeper Blue), способная находить 200 000 000 ходов в секунду. На каждую возможную стратегию машина могла просчитывать до 40 ходов наперед.

Игры Каспарова против компьютера в шахматы

Между тем мир шахматных игровых автоматов существенно развился со времен победы Deep Blue. Несмотря на свой опыт работы с Deep Blue, в 2003 году Каспаров согласился сразиться с двумя самыми известными шахматными машинами — Deep Fritz и Deep Junior. Оба раза ему удалось избежать поражения, хотя он все так же делал ошибки, которые приводили к ничьей. И все же обе машины обыграли своих оппонентов в 2004 и 2005 годах.

Junior и Fritz ознаменовали изменение подхода к разработке систем для компьютерных шахмат. В то время как Deep Blue был специально разработанным компьютером, полагающимся на грубую силу своих процессоров, анализирующих миллионы ходов, новые шахматные машины были программами, которые используют методы обучения для минимизации требуемых поисков. Это позволило им обойти метод грубой силы всего лишь с вычислительными возможностями обычного персонального компьютера.

Несмотря на этот прорыв, у нас все еще нет шахматных машин, которые напоминали бы человеческий интеллект в процессе игры — да им и не нужно. Люди совершают ошибки, потому что они эмоциональны и боятся за свою репутацию. Машины, с другой стороны, беспощадно используют логические расчеты в процессе игры. Однажды у нас могут появиться компьютеры, которые действительно думают по-человечески, но история последних 20 лет привела к развитию систем, которые точны в высокой степени исключительно потому, что являются машинными.

Реванш Каспарова против компьютера

Отказ IBM от просьбы Каспарова провести матч-реванш и последующий демонтаж Deep Blue не сделал ничего, чтобы погасить подозрения. IBM также задержала выпуск подробных записей компьютера, чего также требовал Каспаров, до момента вывода Deep Blue из эксплуатации. Но последующий подробный анализ журнала компьютера добавил новые факты в историю и пролил свет на серьезные ошибки Deep Blue.

С тех пор есть предположения, что Deep Blue одержал победу только из-за ошибки в коде во время первой игры. Один из дизайнеров Deep Blue сказал, что когда глюк помешал компьютеру выбрать один из ходов, которые он анализировал, он вместо этого сделал случайный ход, который Каспаров неверно истолковал как более глубокую стратегию.

Задача из программы Гарри Каспарова

Та самая игра против IBM

Ему удалось выиграть игру, и ко второму раунду ошибка была исправлена

Но чемпион мира был, похоже, настолько потрясен превосходным интеллектом машины, что не смог восстановить свое самообладание и заиграл слишком осторожно. Он даже упустил шанс выйти из тактики открытой линии, когда Deep Blue допустил «ужасную ошибку»

Какое бы утверждение Каспарова на тему матча ни было верным, они указывают на то, что его поражение было частично сведено к слабостям человеческой натуры. Он переоценил некоторые ходы машины и стал излишне беспокоиться о ее способностях, допуская ошибки, которые в конечном счете привели к его поражению. Deep Blue не владел даже и близко методами искусственного интеллекта, которые сегодня помогают компьютерам побеждать в гораздо более сложных играх, таких как го.

Но даже если Каспаров был запуган больше, чем должно было быть, нет никаких сомнений в потрясающих достижениях команды, создавшей Deep Blue. Ее способность обыграть лучшего в мире игрока в шахматы была основана на невероятной вычислительной мощности, которая привела к созданию программы суперкомпьютеров IBM, которая проложила путь для передовых технологий современности. Что еще более удивительно, так это тот факт, что проект Deep Blue был не амбициозным проектом одного из крупнейших производителей компьютеров, а студенческой работой 1980-х.

Ошибка Каспарова против компьютера

Основа претензий Каспарова предъявлена к ходу, который компьютер сделал во второй игре матча, первой победной игре для Deep Blue. Каспаров сыграл так, чтобы вынудить противника забрать подставную пешку, жертвенную фигуру, позволяющую заманить машину в ловушку. Эту тактику Каспаров использовал против человеческих оппонентов в прошлом.

Но следующий ход Deep Blue удивил Каспарова. Каспаров назвал его «человекоподобным». Джон Нанн, английский гроссмейстер, описал его как «удивительный» и «выдающийся». Этот ход разбил план Каспарова и перевернул его стратегию. Он так переволновался, что не смог вернуться в игру и отдал ее. Что еще хуже, он так и не оправился, сыграл вничью три следующих игры и допустил роковую ошибку, которая привела к поражению в последней игре.

Тот ход был основан на стратегическом преимуществе, которое игрок получает от создания открытой линии, столбца квадратов на доске (если смотреть сверху), на котором нет фигур. Она может создать атакующий маршрут, как правило, для ладей или ферзей, поскольку нет пешек, блокирующих путь. Во время тренировки с гроссмейстером Джоэлом Бенджамином команда Deep Blue выяснила, что открытая линия не только позволяет вывести на нее ладью. Тактика включала вывод фигур на линию и выбор момента, когда можно их открывать.

Задача из программы Гарри Каспарова

Программисты изменили тактику Deep Blue

Когда программисты это поняли, они переписали код Deep Blue, чтобы включить эти ходы. Во время игры компьютер использовал позицию с возможной открытой линией, чтобы оказать давление на Каспарова и заставить его защищаться на каждому ходу. Это психологическое преимущество в конечном итоге задавило Каспарова.

Когда Каспаров проиграл, в дело пошли теории заговоров и спекуляции. Конспирологи утверждали, что IBM привлекла человека во время матча. IBM отрицает это, заявляя, что в соответствии с правилами единственное человеческое вмешательство произошло между играми, чтобы исправить ошибки, обнаруженные во время игры. Она также отвергла утверждение о том, что программирование было адаптировано к стилю игры Каспарова. Вместо этого они полагались на способность компьютера находить огромное количество возможных ходов.

Популярные статьи  Мат в 3 хода, автор А. Есьман

Детство и юность

Гарик Вайншейн (1974 год)

Гарри Кимович Каспаров (урожденный Вайншейн) родился 13 апреля 1963 года в Баку. Родители Гарика — отец Ким Моисеевич Вайнштейн (еврей по национальности) и мать Клара Шагеновна Каспарова (армянка) были инженерами. До 11 лет Гарри носил фамилию отца, однако мать, испугавшись набравших обороты антисемитских настроений, решила дать ему свою фамилию.

По некоторым сведениям, родители обнаружили недюжинный талант сына, когда он в 5 лет помог отцу решить шахматный этюд. По советской традиции, мальчика отдали в секцию при доме пионеров. После кончины отца, умершего от саркомы, мать уволилась из НИИ и полностью посвятила себя карьере будущего чемпиона.

Задача из программы Гарри Каспарова

Несмотря на детские мечты о профессии врача (так он хотел спасти неизлечимо больного отца), первые серьезные успехи к нему пришли в шахматах — в 9 лет Каспаров перворазрядник, а в 10 лет уже КМС. Вскоре он уезжает на учебу в школу Ботвинника, куда попал по рекомендации своего будущего наставника Александра Никитина.

Задача из программы Гарри КаспароваГарри Каспаров и величайший шахматный тренер Александр Никитин

Уже в это время, маэстро Ботвинник отмечал недюжинные аналитические способности бакинца. «Это исключительный шахматный талант, очень напоминающий Алехина, но весьма субъективен и скоропалителен в своих решениях», выскажется о своем ученике Ботвинник.

Задача из программы Гарри КаспароваС юным Гарри Каспаровым занимается сам Михаил Ботвинник

1980 год ознаменовался для будущего шахматного короля присвоением звания гроссмейстера (в 17 лет) и окончанием школы с золотой медалью. Перед молодым человеком открывались широчайшие перспективы, но Гарри поступил в Бакинский педагогический институт иностранных языков, который с успехом окончил.

Задача из программы Гарри КаспароваГарри Каспаров с матерью, Кларой Шегеновной

Шахматы

В 1973 г. Гарри Каспаров был принят в шахматную школу Михаила Ботвинника. Ботвинник сразу разглядел талант в мальчике, в связи с чем поспособствовал тому, чтобы с ним занимались по индивидуальной программе.

В следующем году Гарри принял участие в детском турнире, где ему удалось сыграть с гроссмейстером Юрием Авербахом и выиграть у него. Когда ему было около 12 лет он стал чемпионом СССР по шахматам среди юниоров. Интересен факт, что большинство соперников Каспарова были старше его на несколько лет.

В 1977 г. юноша вновь оказался победителем чемпионата. После этого он выиграл очередной турнир и в 17 лет стал мастером спорта по шахматам. Тогда же он с отличием окончил школу и стал студентом Азербайджанского пединститута, выбрав отделение иностранных языков.

В 1980 г. на соревнованиях в Баку Каспарову удалось выполнить норму гроссмейстера. Он был объявлен чемпионом турнира, не проиграв ни одной партии. Тогда же он занял 1-е место на юниорском чемпионате мира, проходившего в Германии.

В последующие годы спортивной биографии Гарри Каспаров продолжил занимать призовые места, приобретая все большую популярность в обществе. В 1985 г. он стал 13-м чемпионом мира в истории шахмат, сумев переиграть самого Анатолия Карпова.

Интересен факт, что Каспаров оказался самым молодым чемпионом мира в истории шахмат – 22 года 6 месяцев и 27 дней.  Стоит заметить, что именно Карпов считался наиболее серьезным соперником Гарри. Более того, их соперничество называли – «два К».

В течение 13 лет Каспаров оставался лидером престижного рейтинга «Эло» с коэффициентом 2800 баллов. В 80-х годах он 4 раза побеждал на Всемирных Шахматных олимпиадах в составе советской сборной.

Задача из программы Гарри КаспароваКаспаров после победы на чемпионате мира FIDE в 1985 г.

После распада СССР Гарри продолжил увеличивать свои победы на крупнейших турнирах. В частности, он 4 раза завоевывал 1-е место на олимпиадах, выступая за сборную России.

В 1996 г. мужчина основал виртуальный Шахматный клуб Каспарова, который пользовался большим спросом в Сети. После этого была запущена компьютерная игра Гарри против компьютера «Deep Blue». Первая партия завершилась победой спортсмена, вторая – машины.

Спустя 3 года шахматист одержал победу в поединке против всех пользователей интернета, организованном организацией «Microsoft». Интересно, что тогда за игрой Каспарова с шахматистами-любителями, продолжавшейся 4 месяца, наблюдало свыше 3 млн человек.

В 2004 г. Гарри стал чемпионом России по шахматам, а в следующем году публично заявил, что бросает спорт ради политики. Он сказал, что в шахматах смог достичь всего, о чем мечтал.

Политика

Когда президентом РФ был избран Владимир Путин, Каспаров ему симпатизировал. Он полагал, что новому главе государства удастся поднять страну с колен и сделать ее демократичной. Однако вскоре мужчина разочаровался в президенте, став одним из его оппозиционеров.

Позже Гарри Кимович возглавил оппозиционное движение «Объединенный гражданский фронт». Вместе со своими сторонниками он критиковал политику Путина и всей действующей власти.

Задача из программы Гарри КаспароваКаспаров на акции протеста

В 2008 г. Каспаров основал оппозиционное общественно-политическое движение «Солидарность». Он вел работу по организации протестных акций, с требованием объявить президенту импичмент. Однако его идеи не получили серьезной поддержки у соотечественников.

Летом 2013 г. шахматист объявил о том, что не собирается возвращаться в Россию из-за рубежа, поскольку желает вести борьбу с «кремлевскими преступниками» на международном уровне.

В следующем году веб-сайт Гарри Каспарова, на котором были размещены призывы к противоправным действиям и массовым митингам, был заблокирован Роскомнадзором. Через несколько лет ЕСПЧ признает блокировку незаконной и обяжет Россию выплатить порталу 10 000 евро.

В 2014 г. Каспаров осудил присоединения Крыма к России. Также он призвал мировое сообщество усилить давление на Путина. В 2017 г. он призвал россиян бойкотировать предстоящие президентские выборы.

Первый рекорд Каспарова

Первый рекорд Каспаров установил в 1976 году. Тогда он к удивлению многих стал чемпионом СССР среди юношей. К участию в соревнованиях допускались представители многих возрастных групп: от совсем ещё детей до 17-18-летних ребят. Гарри тогда был одним из самых юных, конечно, мало кто верил, что 12-летний ребёнок может дать бой более старшим конкурентом. Ожидалось, что Каспаров сможет получить ценный опыт, который пригодится ему в будущем. Но в итоге он стал победителем всесоюзного турнира, установив новый рекорд. Эти соревнования проводились с 1934 года. Но их ещё никогда не выигрывали ребята, которым было 12 лет!

В Баку одарённого ребёнка встретили, как национального героя. Каспаров стал многообещающим мальчиком, который должен был прославить свой город и республику. Заметили этот триумф и за рубежом. Например, одна из кубинских газет «Хувентуд Ребельде» призвала запомнить имя Каспарова.

Задача из программы Гарри Каспарова

Конечно, бурные празднования были в Баку. Там каждый месяц называли лучшего спортсмена республики, победителя определяли спортивные обозреватели ведущих изданий. Спортивные журналисты единогласно проголосовали за Гарри. Естественно, что Каспарова сравнивали с великими гроссмейстерами и пытались вспомнить, каких результатов добивались они в столь юном возрасте. Оказалось, что никто не мог похвастаться такими достижениями.

Тренеры Каспарова обращали внимание на феноменальную память ребёнка. Он продолжал активно штудировать литературу, решать сложнейшие задачи, а из Москвы ему начали отправлять необходимые методические материалы

Трудовой день шестиклассника сильно уплотнился, он прилежно учился, много читал, увлёкся фантастикой, любил энциклопедии.

Любопытно, что Каспаров ещё и был действительно спортивным ребёнком. Он быстро бегал, обожал футбол, в который мог играть целыми днями. Но со временем пришлось всё больше времени уделять шахматам.

В следующем году Каспаров вновь выступил на юношеском чемпионате страны и защитил чемпионский титул. Там он одержал восемь побед и один раз сыграл вничью. От серебряного призёра юный гроссмейстер оторвался на два очка. Бакинец установил новый рекорд: ранее никому не удавалось выигрывать этот турнир два года подряд.

При этом нельзя сказать, что у Гарри вообще не было поражений и неудач. Например, он очень сильно переживал из-за плохого выступления на Кубке ФИДЕ для юношей младшего возраста. Ему два года подряд не удавалось подняться выше третье места. Вероятно, из-за этого он очень нервничал, неудачно проводил концовки решающих партий. Наверняка, сказывались и колоссальные нагрузки, но всё равно Каспаров сумел пройти через эти испытания.

Поединки против компьютера

Каспаров стоял у истоков противостояния человека против искусственного интеллекта. Впервые он померился силами с компьютером еще в далеком 1989 году. Тогда шахматные программы были еще совсем не совершенны, поэтому великий шахматист не оставил шансов машине, легко победив в двух партиях. В 1996 году, американская компания IBM, подготовила для чемпиона мира грозного соперника в лице суперкомпьютера «Deep Blue». Матч, проходивший в Филадельфии, завершился победой Каспарова 4:2. Уже тогда был зафиксирован удивительный факт — проигрыш действующего чемпиона машине в классическом формате шахмат. Однако на следующий год весь мир привело в шок известие о победе искусственного интеллекта. Несмотря на напряженную борьбу, Каспаров уступил со счетом 2,5:3,5.

Популярные статьи  Мат в 5 ходов (буква "Т"), автор Илья Шумов

Задача из программы Гарри КаспароваФрагмент матч-реванша суперкомпьютера Deep Blue от IBM и Гарри Каспарова (1997 год). Увы, чемпион мира не смог устоять против машины

С тех пор многие сильнейшие шахматисты пробовали играть с компьютером и нередко проигрывали, как, например, Владимир Крамник в памятном матче против Deep Fritz. Слова Гарри Кимовича о том, что в классических шахматах у компьютера против человека шансов нет, не оказались пророческими. Сегодня даже на обычных планшетах встречается множество приложений, играющих на уровне гроссмейстера, а наиболее мощные программы обладают силой игры, превышающей 3000 единиц по системе Эло.

В конце 90-хх, Каспаров увлекся идеей продвижения шахмат во Всемирную сеть, организовав тематический портал «Клуб Каспарова». В 1999 году под эгидой компании Microsoft он проводит необычный матч против всего мира и выигрывает его.

О рабочих местах

Технологии действительно уничтожают рабочие места, но потом создают новые

Каспаров призывает обратить внимание на статистику, согласно которой творческая составляющая деятельности человека необходима только на 4% рабочих мест в США. Остальные 96% уже «мертвы», но не знают этого

Живых людей пытались научить работать как вычислительные машины. Вполне логично, что сегодня некоторые типы работ и специальности остаются в прошлом. «Мы должны искать возможности для создания рабочих мест, которые подчеркнут наши сильные стороны», — считает Каспаров.

Это все еще задача человека, понимать, какую именно роль должна выполнять та или иная машина, чтобы извлечь из нее максимальную выгоду. В конце концов это всегда комбинация работы человеческого мозга и ИИ.

Каспаров приводит пример с ружьем, которое способно поразить цель на большом расстоянии (1 миля). При таких возможностях даже самое мельчайшее отклонение оружия способно дать промах на 10 метров от цели. Из-за того, что оружие весьма серьезное, даже самое маленькое изменение способно сбить прицел. По сути этот процесс иллюстрирует опасносность взаимодействия человека с машинами, которые нужно контролировать и «направлять».

Об этике использования ИИ

История учит нас, что прогресс невозможно спрятать или подавить. Поэтому если ограничить новейшие технологии в наблюдении и производстве оружия в каком-либо регионе, то это даст неоспоримое преимущество его конкурентам.

«Люди все еще имеют монополию на зло. Проблема не в самом искусственном интеллекте, а в том, что его и другие технологии используют для нанесения ущерба», — Каспаров сравнивает ИИ с зеркалом, которое усиливает как положительное, так и отрицательное. «ИИ — это уникальный инструмент. Он расширяет наше сознание, но это все еще инструмент. У человечества достаточно проблем, которые можно сильно усугубить неправильным его использованием.

Политическая карьера и скандалы

В 2005 году, покинув профессиональные шахматы, Гарри Кимович с головой окунулся в политику, став одним из ярых критиков нынешних властей. Но первые шаги на этом поприще он сделал гораздо раньше. Еще в 1990 году Каспаров был причастен к появлению на свет Демократической партии, а спустя 3 года активно поддерживал политический проект власти «Выбор России». С началом 2000-х он переходит в стан непримиримой оппозиции. Каспаров успел поучаствовать в деятельности целого ряда протестных организаций — «Солидарность», Национальная ассамблея РФ, Всероссийский гражданский конгресс и ряде других. Также он числился в координационном совете российской оппозиции.

Задача из программы Гарри КаспароваЗадержание Каспарова возле здания Хамовнического суда Москвы в августе 2012 года. Гарри Кимович приходил поддержать участниц группы Pussy Riot осквернивших Храм Христа Спасителя. Полиция обвинила Каспарова в том, что во время задержания, он якобы укусил одного из сотрудников

Переехав в 2013 году в США, он продолжает противостояние власти. В 2014 году его ресурс kasparov.ru был официально заблокирован по требованию Генеральной прокуратуры РФ. В этом же году он осудил присоединение Крыма к России, заявив о том, что полуостров по праву должен принадлежать Украине.

В 2014 году Каспаров проиграл выборы президента ФИДЕ Кирсану Илюмжинову, позднее заявив, что эта международная организация превратилась в структуру, прикрывающую деятельность российских спецслужб. Увы, на это история не закончилась. Ещё в январе 2014 года, американские репортеры рассказали о контракте, который якобы заключил Каспаров с главой Шахматной федерации Сингапура Игнатиусом Леонгосом. Согласно контракту, Каспаров должен был заплатить 1 миллион долларов сингапурцу, если тот окажет ему всестороннюю поддержку на выборах президента ФИДЕ.

Позже стало известно, что это был лишь проект контракта. В окончательном же соглашении, взятка была завуалирована, деньги передавались «на поддержку развития шахмат в стране». В результате Каспаров не только проиграл выборы Илюмжинову, но и подмочил свою репутацию. Щекотливость ситуации состояла в том, что ярый борец с коррупцией, оказался кондиционером. После данного инцидента, за Каспаровым приклеилось прозвище «Грязный Гарри».

Детство и юность

Каспаров уже в детстве проявил огромный талант. Будущий гроссмейстер родился в Баку (Азербайджан) в семье инженеров-радиотехников. В детстве Гарри рано научился читать, у него обнаружили отличный музыкальный слух. И в семье думали о том, на каком инструменте мальчик будет играть. При этом никто не учил ребёнка играть в шахматы, но зато их любили его родители. Они с удовольствием решали задачи и этюды, которые публиковались в газетах и журналах. В свою очередь Гарри молча наблюдал за увлечением родителей, а уже в пятилетнем возрасте сообщил ошарашенным старшим, что знает наизусть всю доску и может назвать каждое поле. Ребёнок тут же подтвердил это на практике.

Задача из программы Гарри Каспарова
Родители Гарри Каспарова

Ещё большее удивление родителей вызвало то, что ребёнок сумел решить трудную задачу, над которой они бились уже довольно долго.

Уже на следующий день после решения сложной задачи ребёнка отвели в шахматный кружок Дворца пионеров Баку, это произошло в 1970 году. Тогда Каспарову уже исполнилось семь лет, его взяли в первый класс. Первый тренер Гарри Кимовича, Олег Приворотский, вряд ли мог представить, что его маленький ученик дорастёт до таких высот. Изначально тренер уделял не так много внимания ребёнку, не считая его особо одарённым, но со временем наставник осознал, насколько талантлив юный шахматист.

Уже в следующем году Гарри выполнил норму третьего разряда. Он любил возиться с шахматной литературой, что способствовало его прогрессу и самостоятельному обучению.

Первый серьёзный триумф Каспарова произошёл в 10-летнем возрасте. Шахматист провёл девять партий блиц-турнира на приз газеты «Баку». Причём, соперниками Гарри были взрослые, что не помешало ему выиграть все партии. Примечательно, что Каспарову приходилось всё время стоять на ногах: из-за небольшого роста он просто не доставал до фигур.

После успешного выступления на том турнире Каспарову присвоили первый разряд, а также включили в юношескую команду Азербайджана.

Задача из программы Гарри Каспарова
Гарри Каспаров в детстве

В 1973 году Каспаров съездил на Всесоюзные спортивные игры молодёжи. Там он себя уже действительно здорово проявил. После турнира мальчику предложили начать заниматься в легендарной школе Ботвинника. У этой школы была впечатляющая репутация, попасть туда было очень сложно, а брали лишь избранных.

Каспарову хоть и предложили перейти в школу, но гарантии, что он там окажется, не было. Ему также надо было пройти конкурс и проявить свои способности. Он в итоге сумел выдержать все испытания и его зачислили в школу.

Весной 1974 года в Москве проходил финал турнира на приз газеты «Комсомольская правда». От бакинского Дворца пионеров приехал и Каспаров. Тогда он уступил Погулаевскому, Тайманову и Талю, но сами партии с такими противниками уже значили очень многое. К тому же, Каспаров сумел сыграть вничью с Геннадием Кузьминым — призёром чемпионата СССР, а завершил турнир Гарри триумфом — победой в партии с Юрием Авербахом — опытным московским гроссмейстером.

Ещё через год Каспаров впервые сыграл с Карповым, их первая встреча закончилась победой Анатолия.

Оцените статью
Павел Алексеев
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Задача из программы Гарри Каспарова
Глава 29 конь, пешка и король дают мат в один ход. шахматы для самых маленьких
Мат в 2 хода с перестановкой коня