Жертвы в шахматах

Виды шахматных гамбитов

Классификация дебютов с жертвой фигуры основана на трех возможных исходах. Среди них:

  • принятие гамбита — соперник соглашается с жертвой, рассчитывая на получение материального преимущества в обмен на позиционные уступки;
  • отказ от взятия пешки или фигуры— партия продолжается без принятия жертвы;
  • контргамбит — игрок совершает встречную жертву в течение следующих 2-3 ходов, надеясь на перехват инициативы.

В таблице приведены примеры некоторых гамбитов.

Название Нотация Описание
Королевский 1. e2-e4 e7-e5 2. f2-f4 Белые предлагают черным взять пешку. Конечная цель — создание численного преимущества в центре и атака по линии f
Отказанный ферзевый 1.d4 d5 2.c4 е6 Белые отдают пешку на c4 для получения перевеса в центре и быстрого развития позиции. Черные не принимают жертву
Волжский 1. d2-d4 Кg8-f6 2. c2-c4 c7-c5 3. d4-d5 b7-b5 Черные предлагают оппоненту фланговую пешку. Мотив — получение преимущества на ферзевом фланге белых посредством слона, выводимого на поле g7
Принятый ферзевый 1. d2-d4 d7-d5 2. c2-c4 d5:c4 Черные берут отдаваемую белыми пешку и стремятся удержать свою позицию
Контргамбит Фалькбеера 1. e2-e4 e7-e5 2. f2-f4 d7-d5 Интерпретация королевского гамбита. Черные не принимают жертву, предлагая белым встречный вариант для взятия пешки

Э

Эндшпиль — это заключительная часть шахматной партии.

Эполетный мат — это мат, при котором ладьи, стоящие по обе стороны от своего короля, забирают у него поля для отступления.

Этюд — это шахматная задача, составленная шахматным композитором (этюдистом), для решения которой нужно найти закономерность или идею.

Термины в шахматах могут поставить новичка в тупик, но со временем и они станут привычными. Надеемся, что наш глоссарий поможет начинающим игрокам узнать больше о том, как в шахматах называются различные ходы, партии, замена пешки на фигуру и другие понятия игры.

Если вы хотите и дальше изучать этот благородный спорт не только по словарям шахматных терминов, начните заниматься вместе с опытным наставником. На онлайн-курсах по шахматам в Skysmart тренер поможет определить уровень и наметить шаги для развития. Вместе с ним вы изучите шахматную терминологию, разберете звездные партии гроссмейстеров и сыграете десятки захватывающих партий.

Заметки [ править ]

  1. Матанович, Александар , изд. (1997). Энциклопедия шахматных дебютов . C (3-е изд.). Югославия: Шахматный информатор . п. 216, № 51. ISBN 86-7297-035-7. 6.Bxf7 + Kxf7 7.Ng5 + Kg8 8.Ne6 Qe8 9.Nxc7 Qg6 10.0-0 (10.Nxa8? Qxg2 — / +) 10 … Rb8 11.dxe5 Nxe5 (11 … dxe5 12.f4 = / ∞ ) 12.Kh1 Qh5 13.f3 h6 14.Qd4 Nc6 15.Qd3 Qa5 16.N7d5 = / ∞ С. Миркович
  2. ↑ Horowitz, Al (28 декабря 1967). . Нью-Йорк Таймс . Проверено 7 марта 2011 года .
  3. Рудольф Шпильман, «Искусство жертвовать в шахматах», 1995, Дувр, ISBN 0-486-28449-2 
  4. . ChessGames.com . Проверено 8 августа 2010 года .
  5. . Chessgames.com .
  6. . Chessgames.com .
  7. . Chessgames.com .
  8. . Chessgames.com . Проверено 1 февраля 2012 года .

Правила перемещения пешек, их действия

Понять, как ходит пешка в шахматах, несложно. Фигура перемещается вперед на 1 поле. Есть одно исключение: если она передвигается первый раз с первоначальной позиции, можно поставить ее не на соседнюю впереди, а на вторую клетку. Это правило часто используется любителями и опытными шахматистами.

Поскольку главной задачей является уничтожение фигур противника, нужно знать, как ест пешка. Она может срубить фигуру, стоящую на соседнем поле, расположенном по диагонали, при этом не имеет значения, какая фигура стоит на этой клетке. Пешка может срубить любую фигуру, исключая короля.

Зная, как рубит пешка, игрок может вывести ее из сложного положения. Оно возникает если белый и черный солдат подошли друг к другу, стоят на вертикали на соседних полях «лоб в лоб». Для ферзя, короля, ладьи такая ситуация предоставляет возможность взять противника. Но пешка такого хода сделать не может, «встреча» с другим солдатом из вражеской армии блокирует обоих, не позволяет перемещаться дальше. Пешки из такого положения могут выйти, только срубив фигуру противника по диагонали. Иногда приходится подставлять своего слона или коня, чтобы освободить ей дорогу.

Популярные статьи  Задача из редкой книжки Плаксина

Благодаря тому, что бьет пешка в шахматах по диагонали, нередко в игре возникает «вилка», так называется положение, когда по обеим диагоналям находятся фигуры противника. Для владельца пешки ситуация предоставляет возможность выбора, какую из них выгоднее будет побить.

Есть еще один интересный вариант, который является прерогативой пешки. Эта ситуация может возникнуть, когда делается первый ход фигурой на два поля вперед. В этом случае можно провести взятие пешки на проходе, рассмотреть такую ситуацию можно на примере:

  1. белая пешка делает свой первый ход b2-b4;
  2. на клетке a4 стоит черная пешка;
  3. черная пешка сбивает белую «на проходе» ходом a4-b2.

Такой результативный ход предусмотрен только для «съедения» пешки, ни одну другую фигуру по таким правилам взять нельзя. Кроме того, срубить пешку можно только при совершении первого хода на 2 клетки. О возможности взятия пешек на проходе необходимо помнить, в некоторых случаях такой ход может кардинально изменить ход партии.

Жертвовать или нет?

Гроссмейстер очень любил жертвовать материал. В молодости он делал это почти в каждой партии. Примеры комбинаций Таля с жертвами давно стали классикой шахматного искусства.

Шахматы. Великолепная ЖЕРТВА ФЕРЗЯ в исполнении ГЕНИАЛЬНОГО Михаила Таля!

Смотрите это видео на YouTube

С другой стороны, четырехкратный чемпион СССР всегда охотно принимал жертвы, даже если видел их тайное предназначение. Ему доставляло удовольствие мобилизоваться и в дальнейшем удерживать лишний материал.

Вообще-то, жертва не так уж часто встречается в шахматной практике и не является обязательным приемом для получения преимуществ. Победы можно добиться и в спокойно позиционной борьбе, применяя рациональные и неяркие с виду решения. Не каждый эффектный ход становится эффективным. И всё же мы любим в шахматах атаку с красивыми комбинациями и упорную изобретательную защиту.

Выбор за вами.

Ф

Ферзевый гамбит — это закрытый дебют, при котором игра начинается с ходов 1. d4 d5 2. c4…

Ферзевый фланг — половина шахматной доски со стороны начальной позиции ферзя.

Ферзь — это шахматная фигура, которая ходит на любое количество полей по горизонтали, вертикали и диагонали, на которых она находится, и берет на них фигуры.

Кстати…
Ферзь — самая сильная фигура в шахматах, и знать типичные матовые конструкции с ней важно, чтобы хорошо играть. Поэтому советуем узнать больше о ходе и силе ферзя

Фианкетто — это фланговое развитие слонов. Для белых — Сb2 и Сg2, для черных — Cb7 и Сg7.

Фигурно-пешечный центр — это ситуация на шахматной доске, когда центр занят пешками и другими фигурами.

Форпост — это расположение фигуры (чаще всего коня) за центром доски, когда она защищена другой своей фигурой.

Форсирование — это ситуация в шахматах, когда один игрок вынуждает соперника сделать выгодный ему ход.

Форточка — это продвижение на одно поле пешки, которая защищает короля, чтобы при шахе у него была возможность отойти.

Французская защита — это дебют, при котором игра начинается с ходов e4 e6.

Примеры

Жертва отклонения

Аронян против Свидлера , 2006 г.

а б c d е ж грамм час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б c d е ж грамм час

Позиция после 24.exd4 ??

На диаграмме гроссмейстер Аронян ошибочно сыграл 24. exd4 , открывая электронную вертикаль ладьи черных. После того, как Свидлер сыграл 24 … Re1 + , Аронян сдался, потому что ход черных вынуждает ответить 25.Rxe1 (или 25.Qf1 Qxf1 ), после чего белый ферзь оказывается без защиты и, следовательно, проигрывает.

Популярные статьи  Александр Толуш

Этот особый тип жертвы также получил название «трюк с крюком и лестницей», поскольку белый ферзь ненадежно находится наверху «лестницы», в то время как ладья находится внизу, поддерживая ее.

Самоубийственная жертва

Эванс против Решевского , 1963 год

а б c d е ж грамм час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б c d е ж грамм час

Черный, чтобы двигаться

Черные сыграли 1 … Qxg3 и белые сыграли вничью 2. Qg8 +! Kxg8 (на любом другом ходу черные получат мат) 3. Rxg7 +! . Белые намерены продолжать шах на седьмой , и если черные когда-нибудь возьмут ладью, это будет пат.

Этот сейв от Эванса был назван « Мошенничество века». Ладья белых известна как головорез .

Жертва без принуждения

Найдорф — Решевский , 1952 г.

а б c d е ж грамм час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б c d е ж грамм час

Позиция после 13 … h6 14. h4

На этот раз Решевский получает жертву. Белые только что сыграли h2 – h4. Если черные забирают коня, они должны отдать своего коня на f6, чтобы избежать мата на h7. Вместо этого он просто проигнорировал приманку и продолжил развитие.

Позиционная жертва

Спасский против Таля , 1971

а б c d е ж грамм час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б c d е ж грамм час

Черные сыграли 14 … d4

В этой партии черные сыграли 14 … d4! 15. Кxd4 Кd5 . В обмен на принесенную пешку черные получили полуоткрытую вертикаль , диагональ, форпост на d5 и оседлали белых обратной пешкой на d3. В итоге игра была сыграна вничью.

Жертвовать матом

а б c d е ж грамм час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б c d е ж грамм час

Белые ходят

Следующий пример показывает принудительную жертву слона белыми. Белые могут форсировать мат двумя ходами на диаграмме слева следующим образом: 1. Bg6 + hxg6 2. Qxg6

Жертва ферзя приводит к задушенному мату

МакКоннелл против Морфи , 1849 г.

а б c d е ж грамм час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б c d е ж грамм час

Черный, чтобы двигаться

В этой позиции черные ходят 22 … Qg1 +, вынуждая белую ладью взять ферзя черных путем 23. Rxg1 ; король не может забрать ферзя, потому что он был бы под шахом со стороны коня на h3. Вытеснив ладью из позиции, где она защищала линию f, в позицию, где она не позволяла королю сделать ход, черный конь поставил задушенный мат путем 23 … Nf2 # .

Что такое гамбит в шахматах

Гамбит в шахматах — это дебют, в котором жертвуется пешка или легкая фигура для получения различных выгод.

Широкую известность получил гамбит Морра, применяемый в Сицилианской защите: 1.e4 c5 2.d4 cd 3.c3. Белые отдают пешку ради быстрого развития позиции.

В качестве жертвы при розыгрыше гамбитного дебюта могут выступать одна или несколько фигур. Целью шахматиста, играющего гамбит, становится:

  • получение инициативы,
  • быстрое развитие позиции,
  • расположение фигур в центре для обеспечения пространственного доминирования,
  • розыгрыш ранее придуманной комбинации.

Жертва позволяет добиться преимущества по ходу партии. Пик востребованности гамбитов пришелся на 18 и 19 века. Дебюты с жертвой пешек или фигур оставались доминирующими на протяжении двух столетий. Развитие дебютной теории привело к постепенному отказу от обмена фигурами на первых ходах партий

Но гамбиты остаются важной частью изучения основ шахмат и формирования навыков счета ходов у юных игроков. Гамбитный стиль можно рассматривать как хорошо изученный и надежный способ для начала поединка между начинающими шахматистами

Виды жертв в шахматах

Жертвы в шахматах можно разделить на несколько видов.

Временная жертва

Такая жертва является элементом тактического комбинационного удара. Например:

  • мы отдаем слона за пешку, но в результате неотвратимо выигрываем через 1-2 хода ладью или ферзя;
  • жертвой своей ладьи заманиваем вражеского короля на поле, где он через пару-тройку ходов получает мат.
Популярные статьи  Защита Чигорина

Взгляните на позицию выше. Белые временно жертвуют ферзя, взяв коня на d5. Однако уже следующим ходом они ставят «вилку» конем на поле f6 и отыгрывают ферзя, оставаясь с лишней фигурой.

Главный признак этого типа жертвы – получение серьезного материального преимущества или даже выигрыш партии в ближайшие несколько ходов. Отсюда и название − временная. Встречаются и более сложные многоходовые комбинации. Но смысл мнимой жертвы остается тем же – временный «подарок», который вернется жертвующему с лихвой через несколько ходов.

Реальная жертва

Этот вид жертвы не предполагает ускоренных вариантов, ведущих к мату или возврату материала сторицей. Чаще всего цель приема иная. Например — захват инициативы и нарастающая атака на слабый фланг, которая приводит в итоге к капитуляции противника. Реальные жертвы иногда применяют под цейтнот соперника. Получивший жертву начинает напрасно тратить драгоценное время для поиска её смысла и нервничает, делая следующие ходы.

Некорректная жертва

Некорректной считается жертва, которая при правильной игре противника не дает никакого ожидаемого материального преимущества. Еще её называют ошибочной. Такие жертвы происходят по следующим причинам:

  • банальный собственный просчет,
  • лихой риск в надежде на ошибку соперника.

Кстати, опытные шахматисты, садясь играть с любителями бесшабашной атаки с жертвами, намеренно провоцируют соперника на «щедрость». Более глубокое понимание позиции позволяет им видеть, что в большинстве случаев жертвы «кавалериста» не будут тщательно продуманными.

Противодействие гамбитам

Опытные шахматисты предпочитают отвечать на гамбитные дебюты одним из трех способов:

  • контргамбит,
  • игнорирование жертвы,
  • удержание позиций после взятия фигуры.

Теоретическое обоснование контргамбита было предложено вторым чемпионом мира по шахматам — Эммануилом Ласкером. Он настаивал на том, что игрокам не стоит удерживать приобретенный материал — при первой возможности его следует вернуть. Это обеспечит шахматиста возможностью завоевать преимущество в центре и перехватить инициативу у оппонента. Встречная жертва может вывести соперника из равновесия и спровоцировать его ошибку.

Отклонение жертвы — не менее эффективный психологический прием. Ожидания шахматиста, играющего гамбит, не оправдываются, план на ближайшие ходы рушится.

Третий принцип, заключающийся в удержании позиции после взятия фигуры соперника, активно применялся Виктором Корчным. Гроссмейстер предпочитал брать пешки оппонентов в любой ситуации. После этого он умело защищал свои позиции, добиваясь не только материального, но и тактического перевеса. Выдержав давление соперника, Корчной использовал дополнительный материал для результативного завершения партии.

М

Маневр — это план, который чаще всего связан с перемещением фигуры из менее активной позиции в более активную.

Мат — главная цель шахматной партии; шах, от которого нет защиты.

Материал — обобщающее название для фигур в шахматах.

Материальное преимущество — это перевес в количестве или качестве фигур, который игрок приобрел в результате комбинации или зевка соперника.

Мельница — это комбинация, при которой игрок во время атаки чередует шахи и вскрытые шахи.

Мертвая позиция — это позиция, при которой ни один из игроков не сможет поставить мат королю соперника любой серией оставшихся ходов.

Миниатюра — это шахматная задача или этюд, в котором играют не более семи фигур.

Миттельшпиль — это середина шахматной партии.

Мишень — это фигура или поле на шахматной доске, которое является целью игрока.

Мост — это прием в ладейных окончаниях, при котором ладья не дает королю выйти и проводит пешку в ферзи

Оцените статью
Павел Алексеев
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Жертвы в шахматах
Вариант дракона
Вариант Дракона в «сицилианке»