Дебют в шахматах

Б

Батарейный мат — это ситуация в шахматах, когда игрок объявляет мат двумя (или более) фигурами, которые составляют батарею.

Батарея — это ситуация в шахматах, когда две (или более) дальнобойные фигуры одного цвета располагаются на одной вертикали, горизонтали или диагонали для усиления потенциала атаки.

Белопольный слон — это слон белых или черных, который передвигается по диагоналям белого цвета.

Бешеная фигура — это прием в шахматах, когда фигура добровольно стремится отдать себя вражескому королю с целью поставить мат в будущем.

Кстати…
В статье мы рассказываем про этот прием подробнее на примере ладьи.

Блиц — это шахматная партия, в которой у каждого игрока есть не более 10 минут на обдумывание ходов.

Блокада — это стратегический прием в шахматах, при котором игрок располагает свою фигуру перед опасной пешкой соперника с целью остановить ее наступление.

Блокировка — это тактический прием, при котором одну фигуру соперника заставляют блокировать путь для отступления другой, более ценной.

Быстрые шахматы — это шахматная партия, в которой у каждого игрока есть больше 10, но меньше 60 минут на обдумывание ходов.

З

Забор — это пешечная цепь или ряд.

Завлечение — это прием в шахматах, при котором игрок заманивает короля или фигуру противника на неудачное поле.

Закрытая игра — это ситуация в шахматах, когда партию играют при закрытом центре, который перегорожен пешечной цепью.

Закрытый дебют — это вид дебюта, при котором игра начинается с любого хода, кроме e4.

Замурование — это прием в шахматах, при котором дальнобойная фигура ограничивается в движении или лишается возможности ходить.

Запечатанный ход — ситуация, в которой игрок должен запечатать в конверт свой следующий ход, если игра откладывается.

Засада — это позиция дальнобойной фигуры за своей или чужой фигурой, после ухода которой перед ней открывается линия для действий.

Захват пункта — это тактический прием, при котором игрок захватывает какое-либо важное поле на стороне соперника. Защита — это действия игрока, которые помогают отразить наступление соперника

Защита — это действия игрока, которые помогают отразить наступление соперника.

Защита Алехина — это дебют, при котором игра начинается с ходов e4 Kf6. Названа в честь А. А. Алехина.

Защищенная проходная пешка — это такая пешка, которая защищена другой пешкой.

Зевок — это грубая ошибка игрока, которая ведет к мату, материальной потере или ухудшению позиции.

Дебютная подготовка шахматистов

Наиболее активное развитие теории дебюта, создание принципиально новых начал и основных их вариантов пришлось на период до 20 века. Уже ко второй половине 20 века исследование дебютов в основном свелось к анализу отдельных вариантов, возникающих в тех или иных уже известных началах. Благодаря нескольким векам развития дебютной теории и, в значительной степени, появлению мощных компьютеров и качественных шахматных программ, дебют стал, пожалуй, наименее творческой частью шахматной партии. Все основные варианты тщательно проанализированы, иногда вплоть до 15-20 хода, а в отдельных случаях и далее.

Такая проработанность предъявляет очень серьёзные требования к дебютной подготовке шахматистов: даже минимально квалифицированные любители не могут обойтись без изучения хотя бы основных вариантов в наиболее часто играемых дебютах. А для профессионального шахматиста сегодня немыслимо сколько-нибудь успешно играть, не зная всех применяемых в практике дебютов на уровне набора базовых вариантов и не проработав часть из них достаточно глубоко. Подобное положение не всем нравится, многие шахматисты критикуют «чудовищную закомпьютеризованность начальной стадии партии»; неудовольствие вызывает как то, что в дебютной стадии практически не осталось места шахматному искусству, так и тот факт, что владение теорией в известной степени нивелирует шахматистов: даже не лучшие игроки, начиная партию «на своей территории», в пределах хорошо известных им дебютных систем, могут в начале партии на равных играть с гораздо более сильными противниками.

Одним из способов преодоления проблемы исследованности дебюта может стать распространение случайных шахмат Фишера, в которых «механическая» дебютная подготовка (заучивание вариантов) из-за случайности начальной позиции теряет смысл.

Дополнительно: Как играть дебют. Суэтин

Прислушивайтесь к себе

Понимание собственных слабостей и сильных сторон — ключевая способность любого шахматиста.

Будьте честны перед собой. Это — единственный способ выбрать дебют, который вам подойдет. Шанс на то, чтобы вырасти как игрок. Чувствуете в себе силы вести борьбу в эндшпиле? Пробуйте Берлинскую защиту. Любите атаковать и вести активную фигурную игру? Ищите те дебюты, которые позволят добиться открытых и динамичных позиций.

Определились с дебютным репертуаром? Здорово, опробуйте его в онлайн-партиях или в ходе тренировок. Посмотрите: что работает, а над чем следует подумать на досуге. Используйте разные варианты, ищите свежие идеи. Проигрывать всегда неприятно, но лучше допустить поражение в ходе подготовки. Не отказывайтесь от дебютных ходов, которые не принесли победы. Изучите их глубже.

Муки выбора

Многие шахматисты поддаются веяниям моды и играют популярные дебюты. Но я не верю в этот способ. То, что подходит одному человеку, необязательно сможет использоваться другим столь же успешно. Выбор дебюта похож на заказ костюма у опытного мастера — пиджак и брюки создаются по индивидуальным меркам. В шахматах детали оказываются не менее важными, чем в искусстве шитья. Выбор дебюта должен отражать особенности игрового стиля каждого игрока.

Популярные статьи  Карпов обыграл Сейравана

Что это означает? Все просто: дебют должен соответствовать вашему стилю, а не наоборот! Не выбирайте какой-либо вариант только потому, что он успешно применяется кем-то другим. Успех других игроков связан с хорошим знанием позиций и точным пониманием того, какие ходы допустимы в миттельшпиле и эндшпиле.

Любите стремительные атаки, вам удается игра в наступательном ключе? Отлично! В этом случае ход 1.e4 за белых или Сицилианская защита для черных станут вашим лучшим выбором.

Предпочитаете размеренный темп партии и нуждаетесь в пространстве для маневров? Попробуйте играть 1.d4 за белых или Французскую защиту при владении черными фигурами (классическая альтернатива —1… e5).

У вас есть шахматный кумир, повлиявший на ваш игровой стиль? Изучите его или её дебютный репертуар. Удостоверьтесь, что эти варианты подойдут для ваших партий.

Важно учитывать и количество времени, которое вы можете потратить на изучение дебютных ходов. Существуют варианты, которые обязательно следует запомнить наизусть, а есть такие, в которых главное знать общие схемы

Наличие значительного количества времени для погружения в теорию дебютов — редкая возможность. Нет проблем, если вы обладаете необходимыми ресурсами. При ограниченном количестве часов, которые вы можете посвятить изучению дебютных ходов, концентрируйтесь на системном восприятии информации. Нет ничего страшного в том, чтобы забыть последовательность пары ходов

Важно понимать, как развивается позиция на доске. Наблюдайте за сильными шахматистами и их действиями в дебюте

К

Капкан — это тактический шахматный прием для ловли фигуры соперника, который неизбежно ведет к ее потере.

Каталонское начало — это шахматный дебют, который начинается с ходов 1. d4 d5 2. c4 e6 3. g3 Kf6 4. Cg2.

Комбинационная игра — это игра, которая сосредоточена на конкретных действиях против соперника, на нападении и создании угроз против объектов в расположении его сил.

Комбинация — это форсированный вариант с жертвой, который приводит к мату или позволяет выиграть материал.

Контратака — это атака в ответ на атаку соперника.

Конь — это шахматная фигура, которая ходит буквой Г на три поля по вертикали или горизонтали, а затем на два поля по горизонтали или вертикали и берет на них фигуры.

Кстати…
О том, как ходит конь в шахматах и какие приемы он умеет выполнять, мы уже рассказывали в блоге.

Кооперативный мат — это шахматная задача, при которой черные помогают белым поставить мат черному королю в заданное количество ходов.

Королевский гамбит — это дебют в шахматах, который начинается с ходов 1. e2—e4 e7—e5 2. f2—f4.

Королевский фланг — половина шахматной доски со стороны начальной позиции короля.

Король — это шахматная фигура, которая ходит и берет фигуры на любом соседнем поле, если оно не находится под ударом фигур соперника. Именно от короля зависит результат партии, а почему — можно узнать из этой статьи.

Коэффициент Бухгольца — показатель, помогающий определить места, которые занимают участники в турнире по шахматам.

Крепость — это позиция в шахматах, при которой сильнейшая сторона не может усилить свою позицию и добиться победы, несмотря на преимущество.

Крестообразная связка — это самый сложный вид связки, при которой фигура связана двумя фигурами противника по пересекающимся линиям.

Кригшпиль — общее название нескольких вариантов шахмат, где шахматист не видит полностью расположение фигур соперника.

П

Пат — это положение, при котором у игрока не остается ходов, но при этом король не стоит под шахом. Подробнее о том, что такое пат, можно узнать из другого нашего материала.

Перегрузка — это ситуация в шахматах, когда фигура защищает сразу несколько других фигур и из-за этого не справляется со своими задачами.

Перекрытие — это прием в шахматах, при котором игрок перекрывает линии для атаки и защиты фигур соперника, чтобы нарушить их взаимодействие.

Пешечная вилка — это разновидность приема «двойной удар», при которой пешка атакует две фигуры противника и более.

Пешечная цепь — это пешки одного цвета, которые расположены по диагонали и защищают друг друга.

Пешечные гонки — это ситуация в шахматах, когда своя пешка и пешка соперника наперегонки идут к противоположному полю, чтобы стать ферзем.

Пешечный штурм — это наступление пешек на королевском фланге соперника с целью вскрыть вертикали для ладей и ферзя.

Пешка — это шахматная фигура, которая ходит на одно поле вперед по вертикали и берет другие фигуры при ходе на одно поле вперед по диагонали. Первый ход пешка может сделать на два поля. Также она может стать другой фигурой (кроме короля), если займет поле на последней горизонтали соперника.

Популярные статьи  Подборка не самых известных этюдов Рихарда Рети

Пешки-неберучки — это две пешки, которые не может взять король соперника.

Пешкоедство — это плохая привычка шахматиста забирать все пешки соперника, не думая о последствиях.

План — это несколько ходов в шахматах, которые связаны одной целью.

Плохой слон — это такой слон, которого блокируют собственные или вражеские пешки, отнимают у него поля и ограничивают его подвижность.

Позиционная игра — это ситуация, в которой игрок проводит планомерные маневры фигурами и пешками, чтобы улучшить свою позицию и ослабить позицию соперника.

Позиционное преимущество — это особенности расположения фигур и пешек на доске, которые позволяют игроку планировать ходы с учетом слабостей противника.

Позиция фигуры — любое положение фигуры на шахматной доске в любой период партии.

Поле — одна из 64 клеток на шахматной доске.

Полуоткрытая линия — это вертикаль, на которой стоят пешки противника, но нет своих пешек.

Полуоткрытый дебют — это вид дебюта, при котором белые начинают с хода e4, а черные оставляют свою королевскую пешку на месте и делают в ответ любой ход, кроме e5.

Полупат — это позиция, в которой у короля нет ходов, но есть один ход другой фигурой.

Поля превращения — это шахматные поля восьмой горизонтали для белых пешек и первой горизонтали для черных пешек, встав на которые они могут превратиться в другую фигуру.

Превращение пешки — это ситуация во время шахматной партии, когда пешка доходит до противоположного поля на стороне соперника и превращается в фигуру большей ценности.

Преимущество двух слонов — ситуация, в которой у одного из игроков есть два слона, а у его противника — слон и конь либо два коня.

Промежуточный ход — это сильный и неожиданный ход, который помогает улучшить позицию.

Промежуточный шах — это неожиданный шах, который помогает разрушить планы соперника или получить преимущество.

Прорыв — это прием в шахматах, при котором игрок жертвует пешку, чтобы отвлечь пешку соперника и образовать свою проходную пешку.

Проходная пешка — это пешка, путь которой свободен от пешек соперника. При этом на соседних вертикалях либо нет вражеских пешек, либо они не атакуют поля, через которые должна пройти пешка.

Пуанта — это самый трудный, впечатляющий ход в маневре или комбинации.

Пуля — ускоренный вариант блица, при котором на обдумывание ходов игрокам дают не более двух минут.

М

Маневр — это план, который чаще всего связан с перемещением фигуры из менее активной позиции в более активную.

Мат — главная цель шахматной партии; шах, от которого нет защиты.

Материал — обобщающее название для фигур в шахматах.

Материальное преимущество — это перевес в количестве или качестве фигур, который игрок приобрел в результате комбинации или зевка соперника.

Мельница — это комбинация, при которой игрок во время атаки чередует шахи и вскрытые шахи.

Мертвая позиция — это позиция, при которой ни один из игроков не сможет поставить мат королю соперника любой серией оставшихся ходов.

Миниатюра — это шахматная задача или этюд, в котором играют не более семи фигур.

Миттельшпиль — это середина шахматной партии.

Мишень — это фигура или поле на шахматной доске, которое является целью игрока.

Мост — это прием в ладейных окончаниях, при котором ладья не дает королю выйти и проводит пешку в ферзи

О

Обратный мат — это шахматная задача, при которой белые заставляют черных поставить мат в заданное число ходов.

Оппозиция — это положение, при котором между королями остается одна (короткая оппозиция) или 3–5 клеток (длинная оппозиция).

Отвлечение — это прием в шахматах, когда игрок выставляет фигуру-приманку, чтобы фигура соперника ушла с позиции защиты более важной фигуры. Отдаленная проходная пешка — это такая пешка, на вертикали которой не стоят пешки соперника, а также ее отделяет не менее двух вертикалей от других вражеских пешек

Обычно стоит близко к краю шахматной доски

Отдаленная проходная пешка — это такая пешка, на вертикали которой не стоят пешки соперника, а также ее отделяет не менее двух вертикалей от других вражеских пешек. Обычно стоит близко к краю шахматной доски.

Открытая линия — это вертикаль на шахматной доске, на которой нет пешек.

Открытый дебют — это дебют, который начинается с ходов e4 e5 белых и черных.

Открытое нападение — это нападение, при котором фигура или пешка уходит с линии действия другой нападающей фигуры.

Отложенная партия — это партия в шахматы, которую пришлось остановить и перенести на другой день.

Отсталая пешка — это пешка, которая не может продвигаться вперед, т. к. ей угрожает взятие, и при этом ее не могут защитить соседние пешки, которые уже продвинулись вперед или были разменяны.

Отталкивание плечом — это прием в шахматах, при котором игрок оттесняет вражеского короля, находящегося в квадрате пешки, чтобы не пропустить его на линию перед этой пешкой.

Популярные статьи  Подборка задач под названием "Последний ход"

Освобождение поля — это тактический прием, с помощью которого игрок освобождает занятое своей фигурой поле, чтобы на него могла встать более сильная фигура.

Островки — это группы соединенных пешек, которые разделены вертикалями без пешек.

С

Связанные проходные пешки — это проходные пешки, которые стоят на соседних линиях.

Связка — это тактический прием в шахматах, когда фигуру ставят на линию, где находится несколько фигур противника. Если позади стоит король или другая ценная фигура, то фигура посередине не сможет отойти и станет связанной.

Сильный пешечный центр — это центр, который защищают пешки и фигуры.

Сицилианская защита — это самый популярный дебют за черных, при котором игра начинается с ходов e4 с5.

Сквозной удар — это ситуация на шахматной доске, когда линейная фигура связывает две фигуры противника на одной линии.

Слабое превращение — это такое превращение, когда пешка становится любой другой фигурой, кроме ферзя.

Слабые фигуры — это те фигуры, которые стоят неудачно.

Славянка — жаргонное название славянской защиты, шахматного дебюта, который начинается с ходов 1. d2—d4 d7—d5 2. c2—c4 c7—c6.

Слон — это шахматная фигура, которая ходит на любое количество полей по диагонали и берет на них фигуры.

Спертый мат — это мат, при котором свои фигуры отнимают у короля все поля для отступления.

Стратегия — это способ достичь преимущества над противником.

Кстати…
Узнать больше о стратегии и тактике в шахматах вы сможете из нашего материала.

Ф

Ферзевый гамбит — это закрытый дебют, при котором игра начинается с ходов 1. d4 d5 2. c4…

Ферзевый фланг — половина шахматной доски со стороны начальной позиции ферзя.

Ферзь — это шахматная фигура, которая ходит на любое количество полей по горизонтали, вертикали и диагонали, на которых она находится, и берет на них фигуры.

Кстати…
Ферзь — самая сильная фигура в шахматах, и знать типичные матовые конструкции с ней важно, чтобы хорошо играть. Поэтому советуем узнать больше о ходе и силе ферзя

Фианкетто — это фланговое развитие слонов. Для белых — Сb2 и Сg2, для черных — Cb7 и Сg7.

Фигурно-пешечный центр — это ситуация на шахматной доске, когда центр занят пешками и другими фигурами.

Форпост — это расположение фигуры (чаще всего коня) за центром доски, когда она защищена другой своей фигурой.

Форсирование — это ситуация в шахматах, когда один игрок вынуждает соперника сделать выгодный ему ход.

Форточка — это продвижение на одно поле пешки, которая защищает короля, чтобы при шахе у него была возможность отойти.

Французская защита — это дебют, при котором игра начинается с ходов e4 e6.

Д

Дальнобойная фигура — это шахматная фигура, которая может перемещаться на всю длину линии: ферзь, ладья, слон.

Двойной удар — это тактический прием в шахматах, при котором одна фигура атакует сразу две фигуры соперника.

Двойной шах — это ситуация в ходе приема «вскрытый шах», когда фигура, освобождая линию для шаха, тоже объявляет шах.

Дебют — это первая часть шахматной партии. Подробнее о шахматных дебютах вы можете узнать из нашей статьи.

Детский мат — это самая простая ловушка, которая чаще всего встречается в партиях начинающих. Один из вариантов ходов: 1. е4 е5 2. Сс4 Сс5 3. Фf3 Кc6 4. Фxf7#. О том, как поставить детский мат, мы тоже уже рассказывали.

Диагональ — это ряд клеток одного цвета, которые идут по косой линии на шахматной доске.

Диагональная оппозиция — это ситуация, при которой короли расположены наискосок через одну клетку друг от друга.

Диаграмма — это графическое изображение позиции на шахматной доске, которое используют в журналах, книгах и т. д.

Доминация — это контроль игрока над группой полей.

Дурацкий мат — это мат, который ставят в результате самой короткой партии за 2 хода: 1. f4 е6 2. g4 Фh4#.

Н

Нападение — ход шахматной фигуры, угрожающий фигуре соперника.

Начальная позиция — это положение фигур на доске, которое сохраняется до совершения первого хода.

Кстати…
Прочитайте нашу статью, если вы пока не знаете или забыли, как расставить шахматные фигуры на доске.

Неравноценный размен — это ситуация во время шахматной партии, когда при размене игрок получил одну или несколько фигур, которые не соответствуют по ценности отданной.

Ничья — мирное окончание шахматной партии, когда никто из соперников не выиграл и не проиграл.

Нотация — это запись ходов в течение шахматной партии с помощью специальных обозначений.

Оцените статью
Павел Алексеев
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Дебют в шахматах
Мат в 2 хода (Sentinel Chess) - сказочная композиция
Мат в 2 хода (Sentinel Chess) — сказочная композиция