Пешки в движении

Ф

Ферзевый гамбит — это закрытый дебют, при котором игра начинается с ходов 1. d4 d5 2. c4…

Ферзевый фланг — половина шахматной доски со стороны начальной позиции ферзя.

Ферзь — это шахматная фигура, которая ходит на любое количество полей по горизонтали, вертикали и диагонали, на которых она находится, и берет на них фигуры.

Кстати…
Ферзь — самая сильная фигура в шахматах, и знать типичные матовые конструкции с ней важно, чтобы хорошо играть. Поэтому советуем узнать больше о ходе и силе ферзя

Фианкетто — это фланговое развитие слонов. Для белых — Сb2 и Сg2, для черных — Cb7 и Сg7.

Фигурно-пешечный центр — это ситуация на шахматной доске, когда центр занят пешками и другими фигурами.

Форпост — это расположение фигуры (чаще всего коня) за центром доски, когда она защищена другой своей фигурой.

Форсирование — это ситуация в шахматах, когда один игрок вынуждает соперника сделать выгодный ему ход.

Форточка — это продвижение на одно поле пешки, которая защищает короля, чтобы при шахе у него была возможность отойти.

Французская защита — это дебют, при котором игра начинается с ходов e4 e6.

использованная литература

  1. Хупер и Уилд (1996), стр. 124–25. мимоходом.
  2. ^

Список используемой литературы

  • Барден, Леонард (1980), Играйте в шахматы лучше с Леонардом Барденом, Octopus Books Limited, стр. 11, ISBN  0-7064-0967-1
  • Брейс, Эдвард Р. (1977), Иллюстрированный словарь по шахматам, Hamlyn Publishing Group, стр. 213, г. ISBN  1-55521-394-4
  • Эйве, Макс; Хупер, Дэвид (1959), , Dover (перепечатка 1976 г.), ISBN  0-486-23332-4
  • Хорошо, Рувим; Бенко, Пал (2003), Основные шахматные окончания (1941) (отредактированная ред.), Маккей, ISBN  0-8129-3493-8
  • Хупер, Дэвид; Уилд, Кеннет (1996) , «пешка», Оксфордский товарищ по шахматам (2-е изд.), Oxford University Press, п. 294, г. ISBN  0-19-280049-3

М

Маневр — это план, который чаще всего связан с перемещением фигуры из менее активной позиции в более активную.

Мат — главная цель шахматной партии; шах, от которого нет защиты.

Материал — обобщающее название для фигур в шахматах.

Материальное преимущество — это перевес в количестве или качестве фигур, который игрок приобрел в результате комбинации или зевка соперника.

Мельница — это комбинация, при которой игрок во время атаки чередует шахи и вскрытые шахи.

Мертвая позиция — это позиция, при которой ни один из игроков не сможет поставить мат королю соперника любой серией оставшихся ходов.

Миниатюра — это шахматная задача или этюд, в котором играют не более семи фигур.

Миттельшпиль — это середина шахматной партии.

Мишень — это фигура или поле на шахматной доске, которое является целью игрока.

Мост — это прием в ладейных окончаниях, при котором ладья не дает королю выйти и проводит пешку в ферзи

Как ходит пешка в шахматах

Первая особенность солдатиков-пешек в том, что они не могут перемещаться назад. Вторая — начиная со второго хода, пешка может ходить всего по одной клеточке за раз. А вот первый ход является исключением — игрок имеет право и поставить пешку на одну клетку вперед, и переместить ее на два. Бьет пешка на одну клеточку в диагональном направлении и в обе стороны. Вот и вторая особенность этих маленьких гордых фигурок: ходят они по одному принципу, а бьют — по другому, чем отличаются от всех остальных.

Пешки в движении

Казалось бы, что еще интересного может таить в себе пешка. Но от нее в игре может зависеть многое. Ведь дойдя до последнее горизонтали (противоположной начальной для этого игрока), эта маленькая фигурка может стать кем угодно, кроме, конечно, короля. Нужно только запомнить, что такая «подмена» считается полноценным ходом.

Есть у пешек и свои правила. Например, так называемое «взятие на проходе». Оно подразумевает, что если пешка другого игрока перешла через битое поле, то может быть беспрепятственно сбита. Однако и здесь есть своя особенность: правило действует только при следующем ходе, через ход этим преимуществом воспользоваться уже нельзя.

Защищенная проходная

Защищенная проходная пешка — это пешка, защищенная пешками того же цвета. Одинокий король не в состоянии справиться с защищенной проходной пешкой противника, ведь для этого необходимо уничтожить пешку, которая защищает проходную пешку. Посмотрите диаграмму ниже и оцените позицию. Ход черных. Белый король находится далеко и не может защитить свои пешки. Может ли черный король уничтожить обе пешки противника?

Чтобы съесть защищенную проходную пешку g6, черный король должен уничтожить пешку f5, но если король побьет на f5, то последует g7 и пешка пройдет в ферзи. Черному королю остается крутиться около пешек, но в это время на подмогу подоспеет белый король и исход партии будет решен.

Какие фигуры могут поставить двойной удар

Двойной удар — это тактический прием, который доступен каждой фигуре в шахматах! Да-да, и даже королю. Ведь каждая шахматная фигура может нападать на вражеские фигуры и съедать их, а значит, двойной удар способен сделать каждый воин шахматного королевства.

Двойной удар королем

Король не та фигура, которая стремится перейти в атаку в начале игры. Однако, когда фигур становится немного и партия переходит в эндшпиль, король ведет себя как настоящий полководец и бежит на поле сражения.

Пример двойного удара королем по черному коню и слону:

Пешки в движении

А теперь давайте немного попрактикуемся: попробуйте найти двойной удар королем. Ход черных.

Пешки в движении

Двойной удар пешкой

Пешка кажется не самым опасным воином шахматного королевства, однако не спешите судить об этой фигуре только по ее цене. Даже пешка может наносить колкие двойные удары!

Пример двойного удара пешкой по черному ферзю и ладье:

Пешки в движении

И еще одна задача на отработку двойного удара в шахматах. Ход черных. Приведите одну из своих боевых пешек в движение и нанесите ей опасный двойной удар.

Пешки в движении

Двойной удар легкими фигурами

Часто именно легкие фигуры и пешки могут наносить первые двойные удары

Важно помнить о том, что фигуры должны помогать друг другу. Например, двойные удары конем в дебюте нередко проходят не без помощи слона

Вот вам пара хороших примеров работы коня и слона:

  1. Конь пробирается в лагерь соперника и наносит двойной удар по королю и ладье, в то время как слон его защищает.

  2. Обратная ситуация: слон под защитой коня во вражеском лагере.

Шахматный факт
Двойной удар конем и пешкой в шахматах называется вилкой.

А теперь — время практики! Везде ход белых. Попробуйте найти двойные удары легкими фигурами в позициях ниже:

Пешки в движении

Двойной удар тяжелыми фигурами

Двойной удар ладьей в шахматах прост в исполнении. Чтобы ладья показала свою силу в этом приеме, она должна пробраться к двум вражеским фигурам по открытой линии.

Примеры двойного удара ладьей:

Пешки в движении

А вот самые хитрые и неожиданные двойные удары может наносить ферзь. Это неудивительно, ведь он может нападать во все стороны издалека. Более того, ферзь способен на тройные (а то и больше) удары!

Посмотрите на картинку ниже и попробуйте ответить на вопрос: какой это удар? Двойной? Тройной? А может быть, шестерной?

Пешки в движении

А вот и разгадка: всего-то и нужно мысленно провести прямые линии от ферзя к каждой фигуре. Если вы умудрились найти здесь шестерной удар ферзем, вы большие молодцы!

Пешки в движении

Но давайте перейдем к реальным примерам двойного удара ферзем. Поверьте, они будут не менее удивительны.

Вот пример двойного удара ферзем в дебюте. Открытый король и незащищенная фигура могут стать легкой мишенью для ферзя. Именно белый король и слон попали под прицел черного ферзя.

Пешки в движении

Даже чемпионы мира могут недоглядеть и пропустить двойной удар! Предлагаю вам поймать в ловушку самого Анатолия Карпова и поставить ему двойной удар ферзем:

Пешки в движении

Размещение и движение

В отличие от других фигур, пешки не могут двигаться назад. Обычно пешка движется вперед на одно поле, но при первом движении пешка имеет возможность продвинуться на два поля. Пешки не могут использовать начальное продвижение на два поля, чтобы перепрыгнуть занятое поле или взять. Любая фигура, стоящая непосредственно перед пешкой, другом или противником, блокирует ее продвижение. На второй диаграмме пешка c4 может перейти на c5; пешка на е2 может перейти на е3 или е4.

Популярные статьи  Задача Бруха и Бремера, мат в 7 ходов
а б c d е ж г час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б c d е ж г час

Первоначальное размещение пешек

а б c d е ж г час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б c d е ж г час

Пешка может перейти на поле прямо перед собой, если это поле пусто. Пешка начального ранга имеет возможность переместить два поля за один ход.

Захват

В отличие от других фигур, пешка не захватывает в том же направлении, в котором движется. Пешка захватывает вперед по диагонали одно поле влево или вправо (см. Схему).

Еще одно необычное правило — мимоходом захватить. Это может произойти после того, как пешка продвинется на два поля, используя свой первоначальный вариант двухшагового хода, и пройденное поле атаковано вражеской пешкой. Вражеская пешка имеет право взять ходовую пешку «попутно» — как если бы она продвинулась только на одно поле. Захватывающая пешка перемещается на поле, через которое прошла перемещенная пешка (см. Схему), а перемещенная пешка удаляется с доски. Возможность взятия ходовой пешки мимоходом должно выполняться на ходу сразу после двойного шага пешки, иначе он будет проигран до конца игры.

Пример обычного захвата

а б c d е ж г час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б c d е ж г час

Пешка может захватить ладью или коня, но не слона, который блокирует движение пешки прямо вперед.

Пример мимоходом

а б c d е ж г час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б c d е ж г час

Если предположить, что черная пешка только что переместилась с c7 на c5, белая пешка может захватить ее, переместившись на c6.

Мимоходом был добавлен в 15 веке, чтобы компенсировать недавно добавленное правило начального хода с двумя квадратами (Hooper & Whyld 1992: 124). Без мимоходомпешка на своем начальном поле могла безопасно обойти поле, контролируемое продвинутой пешкой противника. Мимоходом является единственным взятием в шахматах, в котором взятая фигура не заменяет взятую фигуру на том же поле.

Продвижение

Пешка, которая продвигается до противоположной стороны доски (первая позиция соперника), считается продвинутый на другую фигуру по выбору этого игрока: ферзя, ладью, слона или коня того же цвета. Пешка немедленно (до следующего хода соперника) заменяется новой фигурой. Поскольку редко выбирается фигура, отличная от ферзя, повышение часто называют «ферзем». Когда выбирается какой-то другой кусок, он известен как недооценка. Изделие, которое чаще всего выбирают из-за недостаточной рекламы, — это рыцарь, используется для выполнения Шах и мат или вилка получить значительный чистый прирост материала. Недостаточное продвижение также используется в ситуациях, когда повышение до ферзя даст немедленное тупик. Выбор продвижения не ограничивается захваченными предметами; таким образом, теоретически игрок может иметь на доске одновременно до десяти коней, десяти слонов, десяти ладей или девяти ферзей. Хотя эта крайность почти никогда не встречается на практике, в 11-й игре матча на первенство мира 1927 года Хосе Рауль Капабланка и Александр Алехин у каждой было по две ферзя в игре с 65 по 66 ход. Хотя в некоторых более тонких наборах действительно есть дополнительный ферзь каждого цвета, в большинстве стандартных шахматных наборов дополнительных фигур нет, поэтому физическая фигура, используемая для замены продвинутой пешки на доске, обычно является той, которая была ранее взята. В неформальных играх, когда правильная фигура недоступна, второй ферзь часто обозначается переворачиванием ранее взятой ладьи или размещением двух пешек на одном поле. Однако в турнирных играх это неприемлемо и может привести к тому, что арбитр решит, что перевернутая фигура на самом деле является ладьей.

Как ходят шахматные фигуры?

Как только вы научитесь правильно расставлять фигуры на шахматной доске, можно переходить к изучению правил их передвижения. Итак:

Король передвигается на одну клетку, но в любом направлении. Это необходимо для того, чтобы недопустить мата после получения шаха от соперника.

Ферзь перемещается в любом направлении на нужное количество клеток. Он считается самой ценной фигурой на доске.

Слон движется по диагонали на любое количество клеток. Черный слон передвигается по черным клеткам, а белый слон, соответственно – по белым.

Конь ходит буквой «Г» на 3 клетки. Главной его особенностью является то, что он может перепрыгивать через любые препятствия, что непозволительно даже ферзю. Такая способность коня является очень ценной.

Ладья может двигаться по прямой, по вертикали или горизонтали — то есть либо вперед, либо назад, но на любое количество клеток.

Как ходит пешка в шахматной армии знают даже начинающие игроки – на одну, максимум – на 2 клетки и только вперед. Представителей армии противника они атакуют исключительно по диагонали. Если пешка достигнет противоположного края доски, она получает право на превращение — стать конем, слоном, ладьей или ферзем, и получить больше возможностей для передвижения. Соблюдения всех вышеперечисленных движений требуют правила шахмат, в которых четко прописано, как ходят шахматные фигуры во всех разновидностях матчей, от классики до пули.

Легче всего изучить, как ходят фигуры в шахматах в картинках. Это – азы шахматной грамоты, которая преподается детям. Запомнив, как должны стоять и передвигаться по доске белые и черные, можно переходить изучению специальных возможностей, их всего две – взятие на проходе и рокировка.

ЛАДЬЯ

Человек-ладья уверен в себе и в своих взглядах. Его картина мира незыблема и однозначна, мир состоит из двух измерений, поэтому он плоский. «Черное или белое», «прекрасное или ужасное» – суждения ладьи категоричны. Компромиссы воспринимаются как предательство, тактичность как слабость, вежливость как неуверенность в себе. И психологически, и телесно это «тяжелый человек»: фигура плотная, походка медленная и уверенная. «У носорога плохое зрение, но это не его проблема» – весьма подходящий анекдот. Ладья вырастает в семье с жесткими правилами, не подлежащими обсуждению. Как в фильме «Дежа вю», когда герои оказываются в советской столовой: «К котлетам – картошка, к сосискам – макароны. Меняться нельзя!»

Конечно, у ладьи много подавленной агрессии, которая адресована строгим воспитателям из детства. Но истинная причина скрывается за теми или иными социально приемлемыми предлогами. Нередко ладья становится борцом за чьи-то права (обиженных лемуров Мадагаскара) или, наоборот, становится ярым борцом с кем-то (националистом). В обоих случаях ладья борется очень включенно, агрессивно и бескомпромиссно. Переубедить ладью сложно. Поэтому ладье нужно развивать психологическую гибкость.

Таковы все ярые революционеры и инквизиторы, которые во имя добра сделали много зла.

В

Вариант — серия ходов в шахматах, которые логически связаны друг с другом.

Вертикаль — восемь полей, которые расположены снизу вверх на шахматной доске.

Вечный шах — это ситуация во время шахматной партии, когда король не может избежать повторяющихся шахов, что приводит к ничьей.

Взятие на проходе — это ситуация в шахматах, когда игрок берет пешкой пешку соперника, которая сделала ход на два поля из начального положения и встала при этом рядом по горизонтали с вражеской пешкой.

Кстати…
О том, , мы уже рассказывали в нашем блоге.

Взятие фигуры — это ход в шахматах, при котором игрок перемещает свою фигуру на поле, занятое фигурой соперника. При этом последняя покидает шахматную доску.

Вилка — это разновидность приема «двойной удар», при которой фигура атакует две фигуры противника и более.

Висячие фигуры — это шахматные фигуры на доске, которые лишены защиты со стороны других фигур.

Вскрытие линии — это прием в шахматах, при котором одна фигура освобождает линию от неприятельской фигуры, чтобы по ней могла ходить другая, более сильная фигура.

Вскрытое нападение — это тактический прием в шахматах, при котором одна фигура открывает линию для нападения не на короля, а на другую ценную фигуру соперника.

Вскрытый шах — это тактический прием в шахматах, при котором одна фигура отступает, открывая шах стоящей за ней фигуры.

Выжидательный ход — это ход в шахматах, который не улучшает и не ухудшает положение игрока, а помогает только передать ход сопернику.

Выигрыш фигуры — это неравноценный размен, когда игрок отдает фигуру или несколько фигур и забирает за нее более ценную фигуру соперника.

Сдвоенные пешки

Сдвоенные пешки — пешки одного цвета, расположенные на одной вертикали. В большинстве случаев надо избегать такой структуры, особенно в эндшпиле. Взглянем на следующую диаграмму:

Популярные статьи  Еще одна задача Лошинского и Умнова

На доске материальное равновесие, но на ферзевом фланге одна белая пешка на b4 фактически сдерживает продвижение 3 черных пешек. Тогда как связанным белым пешкам на королевском фланге гораздо проще добраться до полей превращения.

Будучи ещё и изолированными, сдвоенные пешки часто становятся объектами для атаки. Их приходится защищать только фигурами, что автоматически делает позицию уязвимой.

Как происходит сдваивание пешек? В результате разменов.

* * *

Стратегия

В пешечная структура, расположение пешек на шахматной доске, в основном определяет стратегический колорит игры. В то время как другие фигуры обычно можно переместить в более выгодные позиции, если они временно плохо расположены, плохо расположенная пешка ограничена в своем движении и часто не может быть перемещена таким образом.

а б c d е ж г час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б c d е ж г час

Закрытые пешечные цепи в Французская защита после 1.e4 e6 2.d4 d5 3.e5

Поскольку пешки бьют по диагонали и могут быть заблокированы от движения прямо вперед, пешки противника могут заблокироваться по диагонали. из двух или более пешек каждого цвета, где каждый игрок контролирует клетки одного цвета. На диаграмме черные и белые сцепили свои пешки «d» и «е».

Здесь у белых есть долгосрочный преимущество. Белым будет легче, чем черным, найти хорошие поля для своих фигур, особенно с учетом . Черный, напротив, страдает на c8, что мешает черным пешкам найти хорошее поле или помочь на королевском фланге. С другой стороны, центральные пешки белых несколько и уязвимы для нападения. Черные могут подорвать пешечную цепь белых немедленным … c5 и, возможно, более поздним … f6.

Изолированная пешка

а б c d е ж г час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б c d е ж г час

У черных изолированная пешка на d5.

Пешки на соседних рядах могут поддерживать друг друга в атаке и защите. Пешка, у которой нет дружественных пешек в соседних рядах, называется изолированная пешка. Поле перед изолированной пешкой может стать стойкой слабостью. Любая фигура, поставленная прямо впереди, не только блокирует продвижение этой пешки, но и не может быть отогнана другими пешками.

На диаграмме у черных изолированная пешка на d5. Если убрать все фигуры, кроме королей и пешек, слабость этой пешки может оказаться фатальной для черных на поле боя. эндшпиль. в миттельшпиль Однако у черных немного больше свободы передвижения, чем у белых, и они могут разменять изолированную пешку до того, как последует эндшпиль.

Пройденная пешка

От Fine & Benko

а б c d е ж г час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б c d е ж г час

Белые побеждают любой стороной.

Пешка, которая не может быть заблокирована или взята вражескими пешками при продвижении в переход, является проходная пешка. На диаграмме у белых есть защищенный проходная пешка на c5 и у черных вне проходная пешка на h5. Поскольку в эндшпиле часто выигрывает игрок, который может первым продвинуть пешку, наличие проходной пешки в эндшпиле может иметь решающее значение, особенно защищенная проходная пешка (проходная, защищенная пешкой). В этом ключе пешка большинство, большее количество пешек, принадлежащих одному игроку на одной стороне шахматной доски, является стратегически важным, потому что его часто можно превратить в проходную.

Положение на диаграмме может показаться примерно равным, потому что у каждой стороны есть король и три пешки, а позиции королей примерно равны. По правде говоря, белые выигрывают в этом эндшпиле благодаря защищенной проходной пешке, независимо от того, какой игрок ходит первым. Черный король не может находиться по обе стороны доски одновременно — для защиты изолированной пешки «h» и предотвращения продвижения пешки «c» в превращение. Таким образом, белые могут взять пешку h и выиграть партию (:56).

Сдвоенная пешка

а б c d е ж г час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б c d е ж г час

У черных сдвоены пешки «c».

После взятия пешкой у игрока могут оказаться две пешки на одном и том же месте. , называется сдвоенные пешки. Сдвоенные пешки значительно слабее, чем пешки, стоящие рядом, потому что они не могут защитить друг друга, их обычно нельзя одновременно защитить соседними пешками, а передняя пешка блокирует продвижение задней. На диаграмме черные играют в невыгодном стратегическом положении из-за сдвоенных пешек c.

Бывают ситуации, когда сдвоенные пешки дают некоторое преимущество, как правило, когда защита последовательных клеток вертикали пешками предотвращает вторжение фигур противника.

Сдвоенные и изолированные пешки обычно являются ощутимой слабостью. Одиночная фигура или пешка перед сдвоенными изолированными пешками блокирует их обоих и не может быть легко выбита. У игрока редко бывает три пешки в ряду, т.е. утроился пешки.

Неправильная ладья пешка

В шахматном эндшпиле со слоном может быть неправильная ладья пешка, в зависимости от цвета квадрата слона. Это приводит к тому, что некоторые позиции рисует в противном случае это было бы победой.

С

Связанные проходные пешки — это проходные пешки, которые стоят на соседних линиях.

Связка — это тактический прием в шахматах, когда фигуру ставят на линию, где находится несколько фигур противника. Если позади стоит король или другая ценная фигура, то фигура посередине не сможет отойти и станет связанной.

Сильный пешечный центр — это центр, который защищают пешки и фигуры.

Сицилианская защита — это самый популярный дебют за черных, при котором игра начинается с ходов e4 с5.

Сквозной удар — это ситуация на шахматной доске, когда линейная фигура связывает две фигуры противника на одной линии.

Слабое превращение — это такое превращение, когда пешка становится любой другой фигурой, кроме ферзя.

Слабые фигуры — это те фигуры, которые стоят неудачно.

Славянка — жаргонное название славянской защиты, шахматного дебюта, который начинается с ходов 1. d2—d4 d7—d5 2. c2—c4 c7—c6.

Слон — это шахматная фигура, которая ходит на любое количество полей по диагонали и берет на них фигуры.

Спертый мат — это мат, при котором свои фигуры отнимают у короля все поля для отступления.

Стратегия — это способ достичь преимущества над противником.

Кстати…
Узнать больше о стратегии и тактике в шахматах вы сможете из нашего материала.

Советы начинающим

Секция шахмат для взрослых и детей дает несколько советов начинающим гроссмейстерам. Следование им обеспечит вам удачную партию и позволит стать настоящим асом в этом виде спорта. Ниже мы приведем основные из них:

  • Обдумывайте каждый ход противника;
  • Разрабатывайте собственный план того, как поставить сопернику шах и мат;
  • Знайте ценность своих фигур.

На некоторые моменты следует обратить особое внимание. Вот они:. Защищайте своего короля

Защищайте своего короля

Даже при правильной расстановке на доске безопасность короля может оказаться под угрозой. Поэтому всегда тщательно продумывайте его защиту, не позволяя сопернику ставить шах и мат. Но в то же время не позволяйте себе спокойно наблюдать за тем, как едят ваши фигуры.

Грамотный гроссмейстер не только держит под защитой своего главнокомандующего, но и разрабатывает удар по противнику.

Контролируйте центр шахматной доски

Держать под контролем нужно, как минимум – 4 центральных клетки. Именно здесь располагаются основные игровые позиции. Фигуры по краям игрового поля меньше вовлечены в игровое сражение и потому они менее поворотливы. Партию невозможно вытянуть одними пешками. Поэтому нужно, не мешкая поочередно вводить в нужные зоны основные силы, которыми вы будете ставить шах и мат партнеру.

П

Пат — это положение, при котором у игрока не остается ходов, но при этом король не стоит под шахом. Подробнее о том, что такое пат, можно узнать из другого нашего материала.

Перегрузка — это ситуация в шахматах, когда фигура защищает сразу несколько других фигур и из-за этого не справляется со своими задачами.

Перекрытие — это прием в шахматах, при котором игрок перекрывает линии для атаки и защиты фигур соперника, чтобы нарушить их взаимодействие.

Пешечная вилка — это разновидность приема «двойной удар», при которой пешка атакует две фигуры противника и более.

Пешечная цепь — это пешки одного цвета, которые расположены по диагонали и защищают друг друга.

Пешечные гонки — это ситуация в шахматах, когда своя пешка и пешка соперника наперегонки идут к противоположному полю, чтобы стать ферзем.

Пешечный штурм — это наступление пешек на королевском фланге соперника с целью вскрыть вертикали для ладей и ферзя.

Пешка — это шахматная фигура, которая ходит на одно поле вперед по вертикали и берет другие фигуры при ходе на одно поле вперед по диагонали. Первый ход пешка может сделать на два поля. Также она может стать другой фигурой (кроме короля), если займет поле на последней горизонтали соперника.

Популярные статьи  Мат в 3 хода, автор П. Стригунов

Пешки-неберучки — это две пешки, которые не может взять король соперника.

Пешкоедство — это плохая привычка шахматиста забирать все пешки соперника, не думая о последствиях.

План — это несколько ходов в шахматах, которые связаны одной целью.

Плохой слон — это такой слон, которого блокируют собственные или вражеские пешки, отнимают у него поля и ограничивают его подвижность.

Позиционная игра — это ситуация, в которой игрок проводит планомерные маневры фигурами и пешками, чтобы улучшить свою позицию и ослабить позицию соперника.

Позиционное преимущество — это особенности расположения фигур и пешек на доске, которые позволяют игроку планировать ходы с учетом слабостей противника.

Позиция фигуры — любое положение фигуры на шахматной доске в любой период партии.

Поле — одна из 64 клеток на шахматной доске.

Полуоткрытая линия — это вертикаль, на которой стоят пешки противника, но нет своих пешек.

Полуоткрытый дебют — это вид дебюта, при котором белые начинают с хода e4, а черные оставляют свою королевскую пешку на месте и делают в ответ любой ход, кроме e5.

Полупат — это позиция, в которой у короля нет ходов, но есть один ход другой фигурой.

Поля превращения — это шахматные поля восьмой горизонтали для белых пешек и первой горизонтали для черных пешек, встав на которые они могут превратиться в другую фигуру.

Превращение пешки — это ситуация во время шахматной партии, когда пешка доходит до противоположного поля на стороне соперника и превращается в фигуру большей ценности.

Преимущество двух слонов — ситуация, в которой у одного из игроков есть два слона, а у его противника — слон и конь либо два коня.

Промежуточный ход — это сильный и неожиданный ход, который помогает улучшить позицию.

Промежуточный шах — это неожиданный шах, который помогает разрушить планы соперника или получить преимущество.

Прорыв — это прием в шахматах, при котором игрок жертвует пешку, чтобы отвлечь пешку соперника и образовать свою проходную пешку.

Проходная пешка — это пешка, путь которой свободен от пешек соперника. При этом на соседних вертикалях либо нет вражеских пешек, либо они не атакуют поля, через которые должна пройти пешка.

Пуанта — это самый трудный, впечатляющий ход в маневре или комбинации.

Пуля — ускоренный вариант блица, при котором на обдумывание ходов игрокам дают не более двух минут.

Окончание игры, шах и мат

Мы уже разобрались с тем, с чего начать, теперь пришло время узнать, как правильно закончить. Победой считается мат сопернику. Попытки загнать его в «ловушку» – в этом и состоит суть шахматной игры. Если король оказывается под ударом, ему объявляется шах, означающий, что он вправе сделать спасающий его ход или закрыться от шаха.

Мат – это капитуляция всей шахматной армии, которая не смогла защитить своего главнокомандующего, и он попал в расставленные противником сети. Чем быстрее он поставлен, тем выше считается квалификация участника. Победу в турнирах подтверждают арбитры, внимательно следящие за ходом битвы и не допускающие ни одного невозможного хода.

Б

Батарейный мат — это ситуация в шахматах, когда игрок объявляет мат двумя (или более) фигурами, которые составляют батарею.

Батарея — это ситуация в шахматах, когда две (или более) дальнобойные фигуры одного цвета располагаются на одной вертикали, горизонтали или диагонали для усиления потенциала атаки.

Белопольный слон — это слон белых или черных, который передвигается по диагоналям белого цвета.

Бешеная фигура — это прием в шахматах, когда фигура добровольно стремится отдать себя вражескому королю с целью поставить мат в будущем.

Кстати…
В статье мы рассказываем про этот прием подробнее на примере ладьи.

Блиц — это шахматная партия, в которой у каждого игрока есть не более 10 минут на обдумывание ходов.

Блокада — это стратегический прием в шахматах, при котором игрок располагает свою фигуру перед опасной пешкой соперника с целью остановить ее наступление.

Блокировка — это тактический прием, при котором одну фигуру соперника заставляют блокировать путь для отступления другой, более ценной.

Быстрые шахматы — это шахматная партия, в которой у каждого игрока есть больше 10, но меньше 60 минут на обдумывание ходов.

З

Забор — это пешечная цепь или ряд.

Завлечение — это прием в шахматах, при котором игрок заманивает короля или фигуру противника на неудачное поле.

Закрытая игра — это ситуация в шахматах, когда партию играют при закрытом центре, который перегорожен пешечной цепью.

Закрытый дебют — это вид дебюта, при котором игра начинается с любого хода, кроме e4.

Замурование — это прием в шахматах, при котором дальнобойная фигура ограничивается в движении или лишается возможности ходить.

Запечатанный ход — ситуация, в которой игрок должен запечатать в конверт свой следующий ход, если игра откладывается.

Засада — это позиция дальнобойной фигуры за своей или чужой фигурой, после ухода которой перед ней открывается линия для действий.

Захват пункта — это тактический прием, при котором игрок захватывает какое-либо важное поле на стороне соперника. Защита — это действия игрока, которые помогают отразить наступление соперника

Защита — это действия игрока, которые помогают отразить наступление соперника.

Защита Алехина — это дебют, при котором игра начинается с ходов e4 Kf6. Названа в честь А. А. Алехина.

Защищенная проходная пешка — это такая пешка, которая защищена другой пешкой.

Зевок — это грубая ошибка игрока, которая ведет к мату, материальной потере или ухудшению позиции.

Исходное положение и перемещение

в б против d е ж грамм час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
в б против d е ж грамм час

Пешки могут перемещаться по клеткам того же столбца, отмеченным точкой их цвета.

в б против d е ж грамм час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
в б против d е ж грамм час

Положение пешек в начале игры

В начале игры у каждого игрока есть восемь пешек, размещенных во втором ряду перед другими фигурами (второй ряд для белых и 7 ряд для черных). Положение пешек определяется по-разному

  • По их координатам (столбец; ряд): например, пешка b2 , e4 или h7 ;
  • По названию их столбца: пешка , пешка f и т. Д.
  • Для названия комнаты, перед которой они находятся в начале игры: пешечная башня , пешка-королева , пешка, король , пешка сумасшедшей леди.
  1. Из исходного положения пешка может двигаться вперед на одно или два деления по выбору игрока. Квадрат, в котором он заканчивается, должен быть пустым в начале, так же как и квадрат, который может быть переполнен, если игрок решит переместить его на два квадрата одновременно.
  2. Затем пешка продвигается на одно поле за раз, не меняя столбца, а только в сторону пустого поля.
  3. Пешка не может ни отступить, ни отвести назад, ни в сторону.

На диаграмме точками обозначены возможности передвижения белых пешек, черными точками — возможности черной пешки.

Вопреки стойкой легенде, нельзя одновременно продвигать две пешки одного поля на первом ходу игры.

Разъем

Общее правило

в б против d е ж грамм час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
в б против d е ж грамм час

Возможности взятия пешек

Пешка уходит вперед по диагонали. Пешка может забрать, продвинувшись на одно поле по диагонали, любую фигуру соперника, которая там есть. Взятие не является обязательным.

На схеме белые точки обозначают возможности взятия белых пешек, черные точки — возможности черных пешек.

Примечание: белые пешки b2 и черные c3 могут ловить друг друга. С другой стороны, белые пешки е6 и черные е7 не могут ни взять друг друга, ни продвинуться, они блокируют друг друга, тогда мы говорим о заблокированных пешках .

Снято мимоходом

Удержание в проходе — это ход, при котором одна пешка берет другую сразу после того, как другая пешка сделала двойной шаг.

Оцените статью
Павел Алексеев
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Пешки в движении
Быстрый мат в шахматах - варианты и комбинации
Мат в 1 ход. Маневр Рети!