Этюд Андрея Чернова в пешечном эндшпиле

Что такое эндшпиль в шахматах?

Эндшпиль (Endspiel) в переводе с немецкого означает «конец игры». Переход к этой стадии партии происходит после миттельшпиля. Например, эндшпиль, или окончание, может получиться в случае множественного размена фигур. То есть главный признак эндшпиля — небольшое количество фигур (кроме пешек) или даже их отсутствие.

Пример перехода в эндшпиль:

  1. …d5

  2. exd5 Kxd5

  3. Kxd5 Лxd5

  4. Лxd5 Лxd5

  5. Лxd5 Cxd5.

Пример перехода в эндшпиль с одними пешками:

  1. Лxe7 Крxe7

  2. Фe3 Фe6

  3. Фxe6 Крxe6.

Пример перехода в эндшпиль сразу из дебюта:

  • …Kxe4

  • d4 Kd6

  • Cxc6 dxc6

  • dxe5 Kf5

  • Фxd8 Крxd8.

Интересный факт ♟️
Перейти в эндшпиль, минуя миттельшпиль, иногда можно в дебюте! Самый известный пример такого перехода — знаменитый берлинский эндшпиль, который получается в испанской партии.

Итак, закрепим точную формулировку термина «эндшпиль» в шахматах: это заключительный этап игры. Эндшпиль в шахматах начинается, когда на доске остается мало фигур.

Но как же следует играть с таким небольшим количеством фигур, как поставить мат? Не волнуйтесь, здесь тоже есть свои хитрости и правила борьбы, причем удивительно интересные. Давайте разбираться вместе!

Виды эндшпиля

Пешечный эндшпиль

Пешечный эндшпиль — это вид шахматного окончания с одними пешками и королями. Может показаться, что игра в пешечном эндшпиле очень простая, но все не так очевидно.

В эндшпиле есть ключевые позиции, которые следует знать каждому шахматисту, если он хочет превзойти соперников на этой стадии игры. Одна из таких ключевых позиций возникает именно в пешечном окончании: пешка против короля.

Примеры:

Эти позиции интересны тем, что результат шахматной партии зависит от очереди хода. Если начинает сильнейшая сторона, то она должна выиграть — при условии, что шахматист знает правила игры в этих позициях. А если начинает слабейшая сторона, то результатом партии будет ничья.

Особую роль в этих окончаниях играет оппозиция. Оппозиция — это противостояние королей. Кто первым займет оппозицию, тот и будет диктовать свои условия. В первой позиции нас будет интересовать противостояние королей в одну клетку.

При ходе белых мы занимаем оппозицию и понемногу вытесняем короля с поля превращения пешки:

  1. Крd6 Крe8

  2. Крc7 Кре7

  3. d5 Кре8

  4. d6 Крf8

  5. d7 Крe7

  6. d8Ф.

При ходе черных оппозицию занимает уже черный король, который не дает белому королю пробраться к полю превращения пешки:

  1. …Крc7

  2. d5 Крd7

  3. d6 Крd8

  4. Крс6 Крс8 (снова оппозиция)

  5. d7 Крd8

  6. Кре6 — пат!

А теперь разберем второй пример:

В окончаниях с крайней (ладейной) пешкой слабейшей стороне нужно попасть на поле превращения пешки, и тут уже неважно, кто владеет оппозицией, — всегда будет ничья:

  1. Крс7 Крa6

  2. Крb8 Крb6 (оппозиция здесь не работает, король топчется на месте)

  3. Крa8 a6

  4. Крb8 a7

  5. Крa8 Крa6 — пат!

Для сильнейшей же стороны важно не подпустить короля к этому заветному полю превращения и «оттолкнуть его плечом»:

  1. …Крg6 (отнимаем проход к полю b8)

  2. Крe7 Крg7 (проделываем тот же прием)

  3. Крe8 a3

  4. Крe7 a2

  5. Крe8 a1Ф.

Популярные статьи  Гамбит Шара-Геннинга

Еще одно необычное правило пешечного окончания — это правило квадрата для пешек, которое позволяет нам узнать, сможет ли пешка пройти в ферзи без помощи короля.

Суть его простая: считаем количество клеток, которые осталось пройти пешке к полю превращения, от этого поля отсчитываем то же количество клеток вбок к королю соперника, а далее ведем линию вниз к горизонтали, на которой стоит наша пешка. Получается квадрат, как в примере ниже:

Если вражеский король успевает наступить хотя бы на край квадрата — он догонит пешку, если нет — не сможет догнать.

Пример удачной погони короля за пешкой:

Важно отметить
С каждым ходом пешки ее квадрат становится все меньше. Пример неудачной погони короля за пешкой:

Пример неудачной погони короля за пешкой:

А теперь давайте немного потренируемся. Попробуйте посчитать с помощью правила квадрата, успевает ли ваша пешка оторваться от короля-преследователя. Везде ход черных.

Далее мы разберем только примеры позиций шахматного эндшпиля с различными фигурами без изучения каких-либо хитрых правил. За один раз раскрыть все секреты эндшпиля не выйдет. Но это ведь здорово! Есть чему поучиться в будущем.

Легкофигурный эндшпиль

Легкофигурный эндшпиль возникает, когда на доске кроме пешек остается одна или несколько легких фигур. Также бывает просто коневой или слоновый эндшпиль.

Примеры:

Тяжелофигурный эндшпиль

Удивительно, но даже с тяжелыми фигурами возникают самые настоящие эндшпили! Так, может возникнуть позиция с ферзями, ладьями и пешками — она будет называться тяжелофигурным эндшпилем. Позиция с ладьями и пешками называется ладейным эндшпилем. А позиция с ферзями и пешками — ферзевым эндшпилем.

Примеры:

Интересен второй пример: позиция Филидора в ладейном окончании. Теоретически эти позиции сводятся к ничьей за слабейшую сторону, но здесь нужно знать хитрые приемы передвижения, которые должна совершать ладья, чтобы не дать сопернику провести пешку в ферзи.

Теперь вы знаете, что означает термин «эндшпиль» в шахматах, и сможете сами объяснить, что это, простыми словами. Но овладеть мастерством игры в эндшпиле может оказаться непростой задачей. Придется разобраться в основных позициях эндшпиля, таких как позиции Филидора, правило квадрата, игра с проходной пешкой в центре и на краю доски. Поэтому эта стадия шахматной партии требует особого внимания и отдельной практики именно с ключевыми позициями эндшпиля. Однако все может получиться, если добавить к желанию немного усилий. Например, начать заниматься с тренером на онлайн-курсах по шахматам для дошкольников.

Правила игры в эндшпиле

Давайте для начала определимся с целью эндшпиля. Как вы думаете, почему тяжело выиграть, когда фигур на доске мало? Правильно, потому что нам нужны сильные фигуры, чтобы поставить мат. Вот и с целью разобрались: использовать пешки, чтобы превратить их в сильные фигуры. Из примера ниже видно, что черные успевают добиться своей цели на ход быстрее и оставить белых без возможности провести ферзя в ответ.

А теперь перейдем к правилам игры в эндшпиле:

  • используйте короля как активную фигуру. Да-да, вы не ослышались: король в эндшпиле не отсиживается в своем лагере, а чаще всего принимает активное участие в нападениях;

  • ведите пешки в ферзи. Как мы уже упомянули, тот, кто проведет пешку в ферзи раньше соперника, будет иметь большое материальное преимущество при малом количестве фигур;

  • особенно внимательно относитесь к лишнему материалу. Даже одной лишней пешки может быть достаточно для выигрыша в эндшпиле;

  • старайтесь не допускать ошибок, в эндшпиле они особенно опасны. Так происходит опять же из-за малого количества фигур. Просто не будет возможности успеть исправить промах или поставить мат в атаке, как в миттельшпиле.

Популярные статьи  Шахматы для сенсорного телефона

А теперь попробуйте оценить следующие позиции и сказать, у кого лучше расположены фигуры в эндшпиле:

Пешечные окончания с несколькими пешками

Формирование проходной пешки

Кандидат, опекун и помощник

  а б c d е ж грамм ЧАС  
8-е 8-е
7-е 7-е
Шестой Шестой
5 5
4-й 4-й
3 3
2 2
1 1
  а б c d е ж грамм ЧАС  

Белые ходят

На схеме справа вы можете разделить пешек на кандидатов, стражников и помощников . С точки зрения белых пешка на h3 — кандидат. Кандидат еще не является проходной, потому что линия перед ним свободна от черных пешек, но есть по крайней мере один защитник на линии слева или справа от него. Защитником белого кандидата на h3 является черная пешка на g6. Он охраняет линии h и f перед собой. Хотя правило пешечного эндшпиля гласит: кандидат предпочитает! (сначала ходят кандидата, затем помощника), это не означает, что белые должны просто пропустить пешку h на h8. Так как черная гвардия ждет g6, формирование проходной пешки может быть успешным только при поддержке пешки на g3, которая в этом примере является помощницей.

С точки зрения белых: кандидат: h3 помощник: g3 собственная защита: c4, g3, h3 чужая защита: c6, d7, g6

С точки зрения черных: Кандидат: d7 Помощник: c6 Собственная защита: c6, d7, g6 Иностранная защита: c4, g3, h3

Чтобы помочь кандидату добиться прорыва, обычно требуется, чтобы рядом с кандидатом было как минимум столько же помощников, сколько и иностранных охранников. Ход белых может начать прорыв ходами h3 — h4, g3 — g4, h4 — h5. Также черные могут подготовить прорыв ходом d7 — d5. Поскольку прорыв черных происходит быстрее, чем у белых, белые не должны начинать с 1. h3 — h4, а вместо этого использовать 1.c4 — c5, чтобы воспользоваться тем фактом, что кандидат черных на d7 все еще отстает от своего помощника на c6. Таким образом, черная пешка на d7 остается позади .

Пешечный прорыв

Пешки прорыв является насильственным формированием проходной пешки на жертве пешки .

  а б c d е ж грамм ЧАС  
8-е 8-е
7-е 7-е
Шестой Шестой
5 5
4-й 4-й
3 3
2 2
1 1
  а б c d е ж грамм ЧАС  

прорвать

Этот мотив был показан Карло Козио еще в 1766 году . Целью пешечного прорыва является формирование далеко продвинутой проходной . Ход белых выигрывает: 1. b6! cxb6 2. a6! bxa6 3. c6 и c6 — c7 — c8D.
Белые также выигрывают после 1.… axb6 2. c6! bxc6 3. a6 вместе с a6 — a7 — a8D.
Если очередь черных, то они могут предотвратить этот прорыв ходом b7 — b6 (но не ходом 1.… c7 — c6? 2. a6! (Или 1.… a7 — a6? 2. c6!)) Или ходом 1. … Kf5 войти в поле пешки c, чтобы прорыв уже не приводил к успеху (после 2. b6 cxb6 3. a6 bxa6 4. c6 Ke6 король останавливает пешку).

Популярные статьи  Подборка этюдов Мартина Мински

Еще один прорыв в пешечном окончании можно найти в статье о Карло Сальвиоли . Мотив встречается и в рыцарских окончаниях, потому что там тоже нет дальнобойных фигур.

Избежание тупика

Рудольф Тешнер

  а б c d е ж грамм ЧАС  
8-е 8-е
7-е 7-е
Шестой Шестой
5 5
4-й 4-й
3 3
2 2
1 1
  а б c d е ж грамм ЧАС  

Ход белых побеждает

Если пешки стоят рядом с краем доски (во 2-м или 7-м ряду, или на линиях b или g), в качестве защиты используется патовая игра .

Решение:

1. Kc3! Крb5 2. b4! Ka4 Теперь после 3. Kc4? Черный патт. 3. b5! Kxb5 4. Kb3 и противостояние белых ведет к захвату одного из полей a4 или c4, что обеспечивает победу.

При конвертации пешки в ферзя в особых позициях может возникнуть пат. Этого часто можно избежать с помощью недостаточного продвижения .

  а б c d е ж грамм ЧАС  
8-е 8-е
7-е 7-е
Шестой Шестой
5 5
4-й 4-й
3 3
2 2
1 1
  а б c d е ж грамм ЧАС  

Ход белых побеждает

Только немедленное превращение в башню приносит прибыль:

1. c7 — c8T! Ka7 — b7 и белые выигрывают.

В следующих двух примерах показаны позиции, в которых субпревращение в ладью также приводит к пату.

  а б c d е ж грамм ЧАС  
8-е 8-е
7-е 7-е
Шестой Шестой
5 5
4-й 4-й
3 3
2 2
1 1
  а б c d е ж грамм ЧАС  

Ход белых побеждает

Только частичное превращение в коня приводит к выигрышу (превращение в слона приводит к ничьей только из-за ):

1. b7 — b8S +! Ka6 — b7 2. Nb8 — d7 Kb7 — c7 3. Nd7 — e5 Kc7 — b6 4. Ka4 — b4 a7 — a6 5. Ne5 — c4 + Kb6 — c6 6. Kb4 — a5 Kc6 — d5 7. Nc4 — b6 + Kd5– d6 8. Ka5xa6 после взятия черной пешки белая пешка на краю может продвинуться в последний ряд при поддержке коня и таким образом привести белых к победе.

  а б c d е ж грамм ЧАС  
8-е 8-е
7-е 7-е
Шестой Шестой
5 5
4-й 4-й
3 3
2 2
1 1
  а б c d е ж грамм ЧАС  

Ход белых побеждает

Только частичное превращение в слона приводит к выигрышу (превращение в коня, с другой стороны, ведет к потере белых пешек и, следовательно, к ничьей):

1. d7 — d8L! Kc6 — d5 2. Bd8 — f6 c7 — c5 3. d4xc5 Kd5xc5 Теперь белые без труда превратят оставшуюся пешку в ферзя и выиграют партию.

Оцените статью
Павел Алексеев
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Этюд Андрея Чернова в пешечном эндшпиле
Спутница Султан-Хана — Фатима