Шахматная задача, кто за что борется ?

Развитие творческой активности

Многие выдающиеся шахматисты были известными творцами. Например, шестой чемпион мира, Василий Смыслов, прекрасно играл на фортепиано. Михаил Таль, великий мастер комбинаций, добившийся успехов и на мировой шахматной арене, был художником. В то же время справедлива и обратная картина: многие деятели культуры находили мотивы для творчества в состязании умов на черно-белой доске. Это и режиссер Стэнли Кубрик, и писатель Владимир Набоков, и поэт-исполнитель Владимир Высоцкий. Этот список можно продолжать долго.

Во многом такая помощь для творческих людей достигается за счет ассоциативности и бесконечности шахматных стратегий, красоты отдельных сюжетов игры.

Правила Стейница

1. Право атаковать в шахматах имеет сторона, владеющая преимуществом, и должна атаковать, иначе рискует растерять свое преимущество. Атака ведется на самый слабый пункт в позиции неприятеля.

2. Защищающийся должен отражать удары неприятеля, следовать его мысли, угадывать его намерения, но в то же время не упускать случая провести встречный удар, перейти в нужный момент в контратаку. Защита — временное подчинение воле противника. Защищаться труднее, чем атаковать.

3. В равных позициях стороны маневрируют, стремясь изменить равновесие в свою пользу. При правильной игре сторон, равная позиция вновь приводит к равным позициям.

4. Преимущество может состоять из одного большого неделимого преимущества и из ряда мелких преимуществ. Задача ведущего позиционный бой — накапливать мелкие преимущества, стремясь превратить временные преимущества в постоянные.

Постоянные премущества и недостатки: материальный перевес, плохая позиция короля, наличие проходной пешки, слабые пешки, слабые поля, слабость периферии (для белопольного или чернопольного слона), пешечные островки, сильный пешечный центр, преимущество двух слонов, владение открытой вертикалью, владение открытой диагональю, владение горизонталью.

Временные преимущества и недостатки: неудачная позиция одной фигуры, дисгармония в расположении фигур, перевес в развитии, фигурное давление в центре, перевес в пространстве.

Правила при игре с разносторонними рокировками

1. Учесть, что противник почти обязательно бросится штурмовать вашу позицию на другом конце доски. Вопрос стоит: кто кого? Нужно твердо помнить, что успеха достигнет тот, кто первым захватит инициативу и заставит противника перейти к обороне, после чего все его активные действия на другом конце доски станут бессмысленными.

2. Предусмотреть, чтобы противник не опередил вас на другом фланге, не вынудил перейти к обороне. Всегда помнить, в случае потери инициативы, ваш штурм лишь ослабит вашу собственную позицию.

3. До рокировки подготовить штурм двумя-тремя пешечными ходами на той стороне доски, где вы задумали вести наступление. Такие предварительные действия окончательно не выясняют еще вашего плана и ведут к выигрышу драгоценного времени.

4. Во время штурма внимательно следить за флангом, где противник штурмует позицию вашего короля. В случае необходимости, сделать там 1-2 оборонительных хода, чтобы задержать продвижение вражеской армии.

5. Сделать полный расчет пешечного штурма, так как его проведение требует 5-7 ходов для вскрытия вертикалей.

При игре с разносторонними рокировками, путей к отступлению нет — точность расчета становится решающим фактором.

Перед рокировкой следует учесть:

1. Положение собственных штурмующих пешек: как далеко они продвинуты, сдвоены они или изолированы, могут ли без больших потерь двинуться с места, не ослабит ли их продвижение позиции ваших фигур.

2. Положение пешек противника. Всякое выдвинутое положение вражеской пешки дает возможность поскорее за нее «зацепиться» и тем самым вскрыть вертикаль. Поэтому обороняющийся обязан избегать продвижения своих пешек навстречу штурмующим отрядам врага, а атакующий — стараться вынудить такое продвижение.

3. Позицию собственных фигур и фигур противника на пути продвигающихся пешек. Чужие фигуры дают лишние темпы — нападая на фигуры пешками, вы заставляете их ходить; свои отнимают время, затраченное на отвод мешающих фигур. Поэтому перед рокировкой в разные стороны, вы обязаны отвести с пути своих пешек свои же фигуры.

4. Расположение собственных фигур, способность их поддержать штурм, ворваться в образующийся пролом в позиции. Если ваши фигуры расположены вдалеке от того места, где вы штурмуете, то при прорыве не будете иметь достаточно сил для того, чтобы использовать эту выгоду. Перед началом штурма необходимо тщательно обдумать вопрос о возможности подведения резервов к важнейшему участку доски.

Правила при игре с односторонними рокировками

1. Фигурная атака — нападающий концентрирует на королевском фланге наибольшее число своих фигур, подводя в случае нужды резервы, затем добирается до вражеского короля, используя слабые пункты в его резиденции, или захватывает открытые вертикали и диагонали.

2. Пешечный штурм — только, если центр надежно защищен (стабилизирован) и противник полностью лишен возможности провести там контрудар , полезно бывает подключить к атаке пешки.

Совершенствует навыки решения проблем

Шахматная партия – это как одна большая загадка, которую нужно решить, при этом решить на ходу, так как ваш противник все время меняет условия. В 1992 году в рамках исследования почти полтысячи школьников были разделены на три группы. Первая группа занималась традиционными уроками математики, вторая заменяла математику шахматами, начиная со второго класса, а третья – с первого. В результате в ходе централизованного тестирования оценки третьей группы выросли очень заметно, а также третья группа внушительно обошла первую по результатам.

Молитва для Троицкой поминальной субботы. Прочитайте ее 6 июня

Незнакомец помог матери-одиночке, у которой не было денег на ремонт машины

Женщина делает перекус на работу для мужа. Люди сказали, что она с ним нянчится

Эндшпиль

1. Не спешить: а) выигрываешь время, б) выяснить позицию, повторять ходы, в) усложнять, нагнетать напряжение в позиции с соперником, которому это не нравится.

2. Иметь план, схему конечной позиции.

Популярные статьи  Мат в 6 ходов, автор Т. Зирс

3. Короля — в центр. Король должен быть активным.

4. Правильно обменять легкие фигуры, выяснив слон дороже или дешевле коня будет в конце игры.

5. При хорошем взаимодействии фигур, при возможности их легко перебрасывать с фланга на фланг, целесообразно вскрывать игру на двух флангах и атаковать одновременно.

6. В ладейных окончаниях, инициатива намного весомее, чем материальное преимущество.

7. Открытые линии имеют ценность в тех случаях, когда на них есть объекты для атаки или когда линия служит коммуникацией для переброски фигур (обычно ладей) к главному участку боя.

Улучшает вашу память

Шахматная задача, кто за что борется ?

Игроки в шахматы знают, что данная игра улучшает память. Быть хорошим игроком – значит помнить все ходы, которые совершил ваш противник, а также все время вспоминать, какие из них могут быть в том или ином случае наиболее эффективными с вашей стороны. Это не только пустые слова, есть и научные доказательства. В ходе двухлетнего исследования в 1985 году группе студентов была предоставлена возможность в любое время играть в шахматы. В результате их оценки повысились абсолютно по всем предметам, а преподаватели отметили, что эти студенты стали демонстрировать лучшую память и лучшие организационные навыки. То же исследование было повторено с детьми – и результаты подтвердились. Дети, которые играли в шахматы, стали лучше все запоминать, а их вербальные навыки также улучшились.

Ценность фигур

Правила в шахматах нужно неукоснительно соблюдать. Играть рекомендуется без фанатизма, то есть, не рискуя понапрасну фигурами. На игровой доске важна каждая пешка. Ведь если в вашей армии не останется бойцов, то с кем вы пойдете в атаку для того, чтобы поставить мат. Однако ошибок в игре не избежать и иногда приходится жертвовать представителями игровой армии. Что из них отдавать – решать вам, ниже мы приведем таблицу с их ценностью:

  • Ферзь – 9 очков;
  • Ладья – 5 очков;
  • Слон и Конь – по 3 очка;
  • Пешка – 1 очко.

Очки не влияют на результат. Они лишь дают понять игроку, что он теряет, отдавая материал сопернику, и что приобретает, когда его берет. Описание всех участников настольной баталии были приведены выше.

Жертвовать или нет?

Гроссмейстер Михаил Таль очень любил жертвовать материал. В молодости он делал это почти в каждой партии. Примеры комбинаций Таля с жертвами давно стали классикой шахматного искусства.

С другой стороны, четырехкратный чемпион СССР Виктор Корчной всегда охотно принимал жертвы, даже если видел их тайное предназначение. Ему доставляло удовольствие мобилизоваться и в дальнейшем удерживать лишний материал.

Вообще-то, жертва не так уж часто встречается в шахматной практике и не является обязательным приемом для получения преимуществ. Победы можно добиться и в спокойно позиционной борьбе, применяя рациональные и неяркие с виду решения. Не каждый эффектный ход становится эффективным. И всё же мы любим в шахматах атаку с красивыми комбинациями и упорную изобретательную защиту.

Нотация – запись шахматной партии

Нотация – это схема условных знаков, предназначенных для записи шахматной партии, которую должны знать даже начинающие игроки. Это необходимо для того, чтобы научиться:

  • Самостоятельно записывать игровые партии;
  • Читать и понимать специальную литературу;
  • Играть «в слепую»
  • Разбирать уже сыгранные партии с целью их анализа и работы над ошибками.

Подробное описание каждой партии на листе бумаги позволит вам анализировать свои победы и поражения. Существует несколько видов шахматных нотаций. Чаще всего используется алгебраическая. Разобрать с ней помогут приведенные фото. На них можно увидеть, что доска состоит из 64 клеток, каждая из которых имеет свое условное обозначение.

Свое обозначение имеет и каждый персонаж:

  • Кр (К) – король;
  • Ф (Q) – ферзь;
  • Л (R) – ладья;
  • К (N) – конь;
  • С (C) – слон;
  • П (p) – пешка.

Далее следует познакомиться с системой знаков, в том числе и означающих результаты игры. Вот основные из них:

  • + — шах;
  • ++ — двойной шах;
  • # — мат;
  • Х – взятие фигуры;
  • 0-0 – рокировка;
  • !! – отличный ход;
  • ?? – грубая ошибка и т.д.

Основные термины записи игровой партии должны знать даже начинающие шахматисты. Они позволят самостоятельно разрабатывать удачные стратегии, гарантирующие победу в игре.

Виды жертв в шахматах

Жертвы в шахматах можно разделить на несколько видов.

Временная жертва

Такая жертва является элементом тактического комбинационного удара. Например:

  • мы отдаем слона за пешку, но в результате неотвратимо выигрываем через 1-2 хода ладью или ферзя;
  • жертвой своей ладьи заманиваем вражеского короля на поле, где он через пару-тройку ходов получает мат.

Шахматная задача, кто за что борется ?

Взгляните на позицию выше. Белые временно жертвуют ферзя, взяв коня на d5. Однако уже следующим ходом они ставят «вилку» конем на поле f6 и отыгрывают ферзя, оставаясь с лишней фигурой.

Главный признак этого типа жертвы – получение серьезного материального преимущества или даже выигрыш партии в ближайшие несколько ходов. Отсюда и название − временная. Встречаются и более сложные многоходовые комбинации. Но смысл мнимой жертвы остается тем же – временный «подарок», который вернется жертвующему с лихвой через несколько ходов.

Реальная жертва

Этот вид жертвы не предполагает ускоренных вариантов, ведущих к мату или возврату материала сторицей. Чаще всего цель приема иная. Например — захват инициативы и нарастающая атака на слабый фланг, которая приводит в итоге к капитуляции противника. Реальные жертвы иногда применяют под цейтнот соперника. Получивший жертву начинает напрасно тратить драгоценное время для поиска её смысла и нервничает, делая следующие ходы.

Некорректная жертва

Некорректной считается жертва, которая при правильной игре противника не дает никакого ожидаемого материального преимущества. Еще её называют ошибочной. Такие жертвы происходят по следующим причинам:

  • банальный собственный просчет,
  • лихой риск в надежде на ошибку соперника.

Кстати, опытные шахматисты, садясь играть с любителями бесшабашной атаки с жертвами, намеренно провоцируют соперника на «щедрость». Более глубокое понимание позиции позволяет им видеть, что в большинстве случаев жертвы «кавалериста» не будут тщательно продуманными.

Популярные статьи  Биография Хоу Ифань

Окончание игры, шах и мат

Мы уже разобрались с тем, с чего начать, теперь пришло время узнать, как правильно закончить. Победой считается мат сопернику. Попытки загнать его в «ловушку» – в этом и состоит суть шахматной игры. Если король оказывается под ударом, ему объявляется шах, означающий, что он вправе сделать спасающий его ход или закрыться от шаха.

Мат – это капитуляция всей шахматной армии, которая не смогла защитить своего главнокомандующего, и он попал в расставленные противником сети. Чем быстрее он поставлен, тем выше считается квалификация участника. Победу в турнирах подтверждают арбитры, внимательно следящие за ходом битвы и не допускающие ни одного невозможного хода.

Учебники

Старшеклассникам советую начинать знакомство с шахматной наукой по «Учебникам шахматной игры» кубинца Хосе Рауля Капабланки и немца Эмануила Ласкера. Новичкам на первых порах будет тяжело изучать современные партии: нынешние гроссмейстеры вобрали в себя опыт большой истории шахмат и даже с подробными комментариями их игра будет не понятна начинающим.

После изучения основ можно браться за избранные партии известных шахматистов

Обратите внимание на комментированные сборники игр XIX и XX века — они есть почти о каждом из выдающихся игроков. Тринадцатый чемпион мира по шахматам Гарри Кимович Каспаров написал пятитомник «Мои великие предшественники» — он выбрал наиболее интересные партии предыдущих чемпионов мира и детально их проанализировал

Основные принципы шахматной стратегии

Перечислим несколько стратегических правил позиционной игры в разных частях шахматной партии.

В дебюте, чтобы позиция была стратегически удачной, нужно занимать пешками центр, развивать коней и слонов ближе к центру, захватывать пространство, делать рокировку.

В эндшпиле (конце шахматной партии) возрастает роль короля — он должен быть активным и помогать своим проходным пешкам.

Наибольшая часть стратегических правил и принципов связаны с игрой в миттельшпиле — середине шахматной партии. Именно в миттельшпиле важнее всего правильно выстроить план своих действий, чтобы максимально усилить активность своей позиции и подготовить атаку на короля соперника.

В середине партии нужно стараться каждым ходом улучшать расположение своих фигур:

  • Ладей лучше всего располагать на открытой линии (линии, на которой нет пешек или есть только пешка противника).

  • Слоны лучше всего чувствуют себя на открытых диагоналях, слоны не должны упираться в свои пешки.

  • Для коня лучшее место — форпост, укрепленное своей пешкой положение в лагере соперника.

  • Ферзь чаще всего играет ведущую роль в атаке, поэтому в середине партии он переводится в сторону короля соперника, создавая ему матовые угрозы под защитой других своих фигур.

  • Пешки стремятся к захвату центра и пространства, для этого лучше всего надвигать свои центральные пешки на вражескую половину доски.

Рассмотрим ситуацию на диаграмме. Материальное соотношение (количество фигур и пешек) равное. Но стратегически белые обладают огромным перевесом: их фигуры намного более удачно расположены и их позиция более активна. Белая ладья с1 расположена на открытой линии, чернопольный слон занимает важную большую диагональ, конь отлично стоит в центре на укрепленном пункте е5, белые владеют центром и пространством за счет выгодной пешечной структуры. А в позиции черных много недостатков: неразвитые или плохо развитые фигуры, ослабленный король, слабые пешки.

Важный вывод
Стратегические недостатки позиции соперника — это ваши преимущества! Поэтому при оценке позиции мы также обращаем внимание на слабости и неудачно расположенные фигуры.

К стратегическим недостаткам в шахматах можно отнести:

  • Наличие слабых пешек. Есть три основных типа пешечных слабостей: изолированная пешка (на соседних вертикалях с которой нет пешек того же цвета, а значит, защищать ее должны будут фигуры), сдвоенные пешки (расположенные на одной вертикали, препятствуя движению друг друга), отсталая пешка (пешка, которая не может догнать пешку своего цвета на соседней линии).

  • Наличие слабых полей в лагере, особенно рядом с королем. Слабыми полями можно считать пустые клетки, которые не могут быть взяты под контроль пешкой и могут быть атакованы фигурами соперника.

  • Наличие неудачно расположенных фигур. Неудачными можно считать неразвитые фигуры, фигуры, стоящие на краю шахматной доски, а также ограниченные в подвижности и упирающиеся в свои пешки.

  • Раскрытое положение короля (если король не рокирован, либо если пешечное прикрытие его рокировки полностью или частично разрушено).

Рассмотрим подробнее типы слабых пешек на примере диаграммы. В этой позиции 5 из 6 пешек черных являются слабыми: пешки h7 и а7 — изолированные, пешки с6 и с7 сдвоенные (и при этом обоюдно изолированные), пешка е6 — отсталая. У белых нет слабых пешек, их пешки составляют две ровные пешечные цепи.

Итак, перечислим основные факторы стратегической оценки позиции в шахматах:

  1. Положение короля.

  2. Активность фигур.

  3. Перевес в пространстве.

  4. Владение центром.

  5. Пешечная структура, наличие пешечных слабостей.

  6. Владение важными полями и наличие слабых полей.

  7. Владение открытыми линиями.

Конь перед слоном

До сих пор наша стратегия дебюта шахмат состояла из открытия линий, управления центром и не слишком большого количества пешек. Но какие фигуры мы должны развивать первыми? Эмануэль Ласкер, второй чемпион мира по шахматам, знаменито заявил, что мы должны развивать наших коней перед офицерами. Прежде чем мы посмотрим, почему это так, давайте рассмотрим, почему мы должны развивать коней и офицеров перед другими фигурами.

Ну, слишком опасно, чтобы король начал блуждать по доске, в то время как у нашего оппонента все еще есть огромное количество «огневой» мощи. Гораздо лучше, пока уберечь короля.

И, несмотря на то, что ферзь самая сильная фигура, мы также не должны приводить ее в действие слишком рано. Наш оппонент мог бы напасть на него, заставив делать не нужный нам ход, затем получив преимущество в развитии. Противник улучшит свои позиции, пока мы уводим ферзя в безопасное место.

Наконец, ладьи нуждаются в открытых линиях по вертикали и горизонтали, чтобы быть наиболее эффективными, но эти линии редко открываются на ранней стадии. Но, если вы рано выводите ладью, ее можно легко поймать в ловушку.

Популярные статьи  Задача Пауля Кереса. Мат в 3 хода

Хорошо, вернемся к коням и офицерам. Есть несколько причин, по которым мы должны (ни одно из этих «правил» не установлено) развивать коней перед офицерами. Во-первых, они смогут быстрее взять контроль над большим количеством центральных клеток. Сравните Nf3, держит d4 и e5, с ходом Bc4, что влияет только на d5.

Во-вторых, кони могут оказывать влияние на центр, сохраняя при этом защиту. Конь на f3 охраняется пешкой g2; Офицер на c4 открыт для атаки.

И, наконец, офицеры часто влияют на ряд клеток с их исходной позиции, когда одна из центральных пешек была перемещена. Кони должны приблизиться, чтобы принять участие в позиции. Слоны — это фигуры, которые могут действовать из далека.

План игры

План игры в шахматах должен быть всегда. План должен быть максимально приближен к требованиям позиции, исходить из оценки позиции. Прежде чем составлять план, надо решить вопрос, какой план у соперника. В комбинационно-тактических позициях следует заняться расчетом вариантов. В маневренно-стратегических позициях — формулированием общих планов и соображений.

Не перегружать себя непосильными планами. Следует изучать типичные планы. Лучше плохой план, чем вообще играть без плана.

При поиске лучшего хода следует выяснить: выполняет ли этот ход намеченную вами цель, не вносит ли диссонанс в расположение всех фигур, не может ли неприятель использовать слабые стороны этого хода для нанесения опасного встречного контрудара.Прежде чем атаковать, надо хорошо, удачно расставить свои фигуры, ослабить поля противника.

Перед одинокой пешкой противника удобно ставить коня, слона.

При сильном пешечном центре, надо при возможности продвигать пешки, или атаковать на флангах. Если есть проходная, защищенная пешка и ее нельзя двигать, то надо начинать атаку на другом фланге, отвлечь силы противника от нее.

Никогда не следует делать пешечные ходы на том фланге, где вы слабее.

При клинообразном пешечном построении, надо его подорвать пешками же.

При решении вопроса о правильности жертвы надо учитывать:

1. Корректна ли жертва.

2. Попытаться подтвердить сделанный вывод расчетом главных вариантов, получающихся после жертвы.

3. Перед тем, как сделать ход, необходимо оценить другие, более спокойные пути игры. Может быть они короче и вернее ведут к победе.

4. Характер и стиль партнеров. Кому по стилю выгодна жертва: вам или ему? Если он любит комбинационную игру, а вы — спокойную, стоит воздержаться от жертвы. Если вам достаточно ничьи, зачем рисковать.

Улучшает концентрацию

Эксперты по шахматам могут выглядеть как рассеянные, немного странные ученые, но правда заключается в том, что те гримасы, которые они корчат во время игры, являются результатом предельной концентрации, которой требует игровой процесс. И именно концентрацию вы можете улучшить, играя в шахматы. Если вы отвлечетесь или подумаете о чем-то другом хотя бы на мгновение, это может привести к тому, что вы проиграете партию, так как ваш противник не обязан отчитываться вам, как именно он походил. Большое количество исследований по всему миру раз за разом подтверждают, что способность концентрироваться становится лучше благодаря игре в шахматы.

Выявите корень проблем

Кризис — время удивительных возможностей. Он показывает, что нам следует задуматься о качестве своей игры и выявить причину спада в результатах. Сделав это, вы удивитесь: истинная причина проблем будет существенно отличаться от ваших первоначальных предположений.

Не так давно один из моих учеников столкнулся с затяжной полосой неудач. Юноша потерял почти 100 очков рейтинга в онлайн-партиях. Он прекратил играть (избавившись от эффекта снежного кома!) и попросил меня о помощи. Парень был уверен в том, что совершает много ошибок и проигрывает из-за них. Но анализ партий показал, что это не так. Он просто не использовал свои дебютные наработки, Во многих случаях мой ученик импровизировал, хотя мог воспользоваться готовым решением, которое принесло бы победу в парии вместо обидного проигрыша.

Как мы решили проблему? Мальчик на неделю отказался от онлайн-партий и сосредоточился на изучении предыдущих поединков. Одно неожиданное открытие сменяло другое. Результат? Отыгрыш потерянного и дополнительные 50 очков рейтинга. Кризис в игре стал импульсом для неспешного осмысления прежних результатов.

Этот пример остается одним из многих. Расскажу ещё о двух ситуациях.

Другой мой ученик был уверен, что корень его проблем — слабые дебюты. Но истиной причиной многочисленных поражений были неверные тактические решения во время партии. Это серьезная проблема для юных шахматистов, которую я планирую раскрыть в одной из следующих статей.

Мой пример столь же показателен: я стал гроссмейстеров и за следующий год не смог прибавить ни одного пункта в рейтинге. Печально, не правда ли? Случившееся заставило меня провести тщательный анализ. Что я увидел? Ужасные ошибки в счете вариантов и неверные решения в сложных ситуациях. Последующие полгода я усердно работал над устранением выявленных слабостей с помощью моего тренера — гроссмейстера Владимира Акопяна. Результатом стал быстрый набор 100 баллов рейтинга Эло — их стало 2600 вместо прежних 2500.

Мой совет прост: ищите человека, который поможет вам анализировать сыгранные партии. Обращайтесь к тренеру, коллеге, другу. К тому, кто обладает большим опытом и играет лучше вас. Он заметит то, что вы можете пропустить: важные детали и мелкие ошибки.

Ваша задача — справиться с нарастающим количеством проблем как можно быстрее. Не стесняйтесь просить кого-либо о помощи.

Гарри Каспаров в своей замечательной книге «Шахматы как модель жизни» писал:

Оцените статью
Павел Алексеев
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Шахматная задача, кто за что борется ?
Задача на мат в 1 ход и статья о Петре Свидлере