О роли шахмат в современном обществе

Первые чемпионы мира и позиционная игра

Вильгельм Стейниц никогда не встречался за доской с Морфи, завершившим карьеру прежде, чем первый чемпион мира получил известность. Теория Стейница, отрицавшего чрезмерно агрессивную игру, лежит в основе современных шахмат. Он любил принимать гамбиты, закрывать позицию и постепенно усиливать свое положение, реализуя материальное преимущество. В свои лучшие годы Стейниц не знал себе равных в позиционной игре, в 1886 году став первым официальным чемпионом мира.

Вильгельм Стейниц, первый официальный чемпион мира. Фотография из Википедии.

Стейниц оставался чемпионом мира до 1894 года, когда он был побежден Эмануилом Ласкером (10-5). Матч-реванш, состоявшийся еще через три года, завершился еще убедительнее, со счетом 10-2. Ласкер оставался чемпионом мира 27 лет, больше, чем кто-либо другой в истории шахмат.

Позиционные шахматы Стейница и Ласкера завоевывали все большую популярность. До 1920-х годов господствовало мнение, что начале партии противники обязаны бороться за контроль центра пешками. Самыми распространенными дебютами того времени были испанская партия, ферзевый гамбит, французская защита и дебют четырех коней. В этих дебютах игра обычно развивается спокойно, и противники заняты накоплением небольших позиционных плюсов: захватом пространства, ключевых полей, диагоналей и вертикалей.

Эмануил Ласкер, второй чемпион мира по шахматам. Фотография из Германского федерального архива, CC

Хосе-Рауль Капабланка победил Ласкера в 1921 году, став третьим чемпионом мира. Стиль Капабланки до сих пор считается воплощением максимально лаконичного ясного позиционного мастерства. Он стремился избегать тактически сложных позиций, стремясь получить небольшое преимущество, которое доводил до победы в эндшпиле. Он отличался непревзойденным мастерством разыгрывания окончаний. Сильнейшие шахматные компьютерные программы современности находят очень мало погрешностей в его технике эндшпиля. Капабланка являлся чемпионом мира на протяжении всего шести лет, но и сегодня он считается одним из сильнейших шахматистов всех времен.

Хосе-Рауль Капабланка, третий чемпион мира. Фотография из Википедии.

В 1920-х годах возникло новое течение шахматной мысли, гипермодернизм. Главное открытие гипермодернистов заключалось в том, что можно контролировать центр фигурами, не занимая его пешками. Эта идея отразилась в партиях и дебютных находках шахматистов нового поколения: Арона Нимцовича, Ефима Боголюбова, Рихарда Рети и Эрнста Грюнфельда. В это время создавались новые начала и схемы развития: дебют Рети, защиты Нимцовича, Грюнфельда и Бенони.

Наверное, самым ярким образцом гипермодернизма является защита Алехина, названная по имени ее изобретателя, четвертого чемпиона мира Александра Алехина). Идея этой защиты заключается в том, чтобы спровоцировать белых на движение вперед центральных пешек, а потом атаковать неустойчивый пешечный центр. Сегодня Алехина помнят не как гипермодерниста, а как первого шахматиста динамичного стиля — он мог играть как тактически и агрессивно, так и спокойно и позиционно. Алехин был чемпионом мира с 1927 по 1935 год, когда он уступил в матче Максу Эйве. Алехин победил Эйве в матч-реванше в 1937 году и оставался чемпионом до своей смерти в 1946 году. Он является единственным чемпионом мира, ушедшим из жизни непобежденным.

Александр Алехин, четвертый чемпион мира. Фотография: George Bain/Библиотека Конгресса, Википедия.

Это интересно: Шацкии озера и отдых на них.

«Рекорд нашей семьи»

— Вашей маме в январе этого года исполнилось 100 лет. В чём секрет её долголетия?

— Железная воля, стойкость и большой запас жизненных сил. Например, в 1977 году она перенесла болезнь Боткина (гепатит А), была в очень тяжёлом состоянии. Попала в отделение, где было 15 пациентов, и только двое из них выжили — она и молодая девушка.

Мы не сдались, наняли сиделку, моя сестра с дочерью изучили всю литературу по теме. Оказалось, что народная медицина советует есть побольше лука и чеснока. Мама сырой лук не ест, чеснок в любом виде не выносит, но вот тушёный лук по 100 грамм ела каждый день из расчёта два грамма на один килограмм веса. Она весила примерно 50 кг. И в 91 год шейка бедра у неё срослась. Заведующий отделением, когда мы сделали рентгеновский снимок, сказал, что впервые видит, чтобы в таком возрасте кость срослась естественным образом.

О роли шахмат в современном обществе

Вообще, в нашей семье и по мужской, и по женской линии, сколько мы можем охватить, дольше всех жила её мама, моя бабушка. 91 год — это был рекорд нашей семьи. 

— Мама чемпиона побила все рекорды. А чем занимаются жена, дети, внуки, играют ли они в шахматы?

— Жена у меня историк-архивист. Она стала экспертом в области живописи. Дочь заканчивает МГИМО, факультет международной журналистики. Она родилась в 1999 году. Я говорю ей, что она одновременно счастливый и несчастный человек, потому что родилась на переходе из тысячелетия в тысячелетие. И кто-то, иронизируя, может сказать: «Она из прошлого тысячелетия». Дочка — человек пишущий, у неё хорошее перо. Сейчас она пока набирается знаний, хорошо знает литературу. Так что я думаю, что профессию она правильно выбрала, по себе.

—Как вы пережили пандемию? Это было идеальное время для любителей шахмат, не правда ли?

— Шахматы — один из тех видов занятий, которому подходит онлайн-формат. В период самоизоляции и закрытия стран я поддержал инициативу Французской федерации шахмат, мы провели всемирный турнир по интернету. Было много участников, удалось собрать €6,5 млн евро, которые были направлены в больницы Евросоюза для излечения инфицированных коронавирусной инфекцией. 

Также я провёл детский турнир для москвичей и жителей Московской области. В нём приняли участие и дети из других регионов России. В середине апреля, когда уже все истосковались по реальному занятию, в соревнованиях приняли участие 1666 мальчиков и девочек в возрасте до 14 лет.

— Вы не думали о том, чтобы создать серьёзную интернет-площадку для любителей шахмат?

— Она уже есть, и давно. Я не следил за последней статистикой, но, ещё когда я баллотировался в президенты Международной шахматной федерации в 2010 году, в системе онлайн игралось больше 400 миллионов партий в год.

Есть клубы, есть программы, которыми мы пользуемся. В интернете нет проблемы расстояний. Вы заходите в систему, нажимаете на кнопочку, выбираете — блиц, быстрые шахматы, пятиминутные, трёхминутные — и ждёте партнёра на другом краю света, он может зайти хоть под псевдонимом. Если у вас есть свободные полчаса, то вы сыграли шесть партий в пятиминутные шахматы, получили удовольствие и занялись другими делами.

Популярные статьи  Fritz Trainer, Ris Robert. Mastering Pattern Recognition in the Opening (SDVL)

Игра на время: как в шахматах появились часы

Сложно представить, но до XIX века шахматные соревнования проводились без ограничения времени, а одна партия могла затянуться на сутки. В 1851 году на международном турнире в Лондоне партию Вильямса — Маклоу пришлось остановить, так как противники заснули.

Всё изменилось в 1883 году, когда шахматист-любитель Томас Брайт Уилсон сконструировал первые часы для ограничения времени партии. Это был механизм с парой циферблатов, установленных на разных концах балансира. На часах Брайта ещё не было кнопок и флажков — флажок, сигнализирующий о скором окончании времени, появится только в 1899 году.

Часы, изобретённые Томасом Брайтом, производства Fattorini & Sons, 1902–1914 гг. Фото: Luke Honey

А в 1988 году Бобби Фишер запатентовал часы, которыми шахматисты пользуются до сих пор. Механизм добавляет определённое количество секунд за каждый сделанный ход, и если игрок укладывается в этот лимит, то флажок на часах не падает.

Часы Фишера получили поддержку в Международной шахматной организации, ФИДЕ, и были впервые применены на матче между Фишером и Спасским в 1992 году. Электронные часы DGT FIDE появились в 1994 году.

«Проблема для моего отца»

— Вы прошли путь от секции при заводе до высшего шахматного титула. Какие моменты вы считаете судьбоносными для своей карьеры?

— В то время, когда я рос, к шахматам был повышенный интерес. В СССР был голод шахматной литературы. Я помню, как был безумно счастлив, когда смог в Челябинске купить свою первую книгу о турнире претендентов 1959 года.

Весь Советский Союз был охвачен шахматными педагогами. У нас практически в каждой области были специалисты, которые отсматривали соревнования, чемпионаты крупных городов и пытались найти способных детей. Была глубоко эшелонированная система выявления талантов.

Когда я впервые выехал из своего города на чемпионат области, мне было восемь лет. В девять я уже уехал на чемпионат России среди юношей. Тогда меня опекал металлургический завод. И в неполные десять лет я стал чемпионом города среди мужчин и уже играл в команде металлургического завода на первой доске. Кандидатом в мастера по шахматам я стал в 11 лет.

О роли шахмат в современном обществе

  • РИА Новости

В сопровождение мне значимый в Советском Союзе металлургический завод посылал ведущего инженера-металлурга, который на две недели уезжал со мной в командировку. Сейчас трудно представить, чтобы какое-то производство посылало одного из ведущих инженеров своего завода или компании сопровождать молодого спортсмена.

— На этом заводе работали ваши родители? 

— Это как раз была проблема для моего отца, потому что он был главным инженером другого завода. И шахматисты его предприятия приходили к нему с обидой, что его сын выступает против них.

— Почему вы выбрали секцию именно на этом заводе? 

— Тогда у нас на каждом крупном предприятии были секции и команды, но металлургический завод явно превосходил все остальные. Мы устраивали матчи с «Магниткой», где работало в лучшие времена до 100 тысяч человек. А у нас на заводе, по-моему, восемь тысяч.

С командой металлургического завода я проехал практически все металлургические предприятия Южного Урала, был в Чебаркуле, Челябинске, Магнитогорске.

Бумажная машина и компьютерные шахматы

Параллельно с часовыми механизмами развивались шахматные программы и компьютеры. В конце 1940-х — начале 1950-х к работе над программированием шахматного компьютера подключились Клод Шеннон и Алан Тьюринг.

В 1948 году Тьюринг написал первый алгоритм, по которому человек, не умеющий играть в шахматы, мог обыграть профессионала. Алгоритм назвали «Бумажной машиной», потому что, по сути, он являлся прародителем кода, но был записан на обычном листе бумаги и воспроизводился человеком.

В 1952 году появилась первая компьютерная шахматная машина — MANIAC I, которая с помощью алгоритма MiniMax позволила выбирать наилучший из всех возможных ходов. MANIAC I разработал Николас Метрополис, американский математик и физик, до этого работавший в команде Оппенгеймера над созданием ядерного оружия.

MANIAC расшифровывается как Mathematical Analyzer, Numerical Integrator, and Computer — математический анализатор, числовой интегратор и компьютер. Но в лаборатории машину шутя называли Metropolis and Neumann invented awful contraption — «Метрополис и Нейман изобрели ужасную штуковину». Николас Метрополис в своей работе использовал архитектуру Джона фон Неймана — венгеро-американского физика и математика, создателя одной из первых ЭВМ.

О роли шахмат в современном обществе
Пол Стейн и Ник Метрополис играют в шахматы на компьютере MANIACФото: Музей науки Брэдбери

Первый турнир между машинами прошёл через 18 лет после создания MANIAC, в 1970-м. Победу одержал компьютер производителя Control Data Corporation.

Следующей технологической новинкой стал Deep Thought — первый компьютер, в 1988 году победивший гроссмейстера в очном поединке. Его преемник Deep Blue, шахматный компьютер компании IBM, выиграл у действующего на тот момент чемпиона мира Гарри Каспарова (объявлен в России иностранным агентом).

Интересные шахматные факты

История шахмат богата интереснейшими событиями, необычными фактами, удивительными теоретическими открытиями и творческими достижениями.

Крутые шахматные принты

Одно из самых интересных событий произошло с венгерским мастером Яношем Флешем. Будучи тяжело больным, он решился провести сеанс одновременной игры на 52 досках вслепую. И это ему удалось.

Тринадцать с половиной часов продолжался этот исторический марафон. Мир, затаив дыхание, следил за игрой малоизвестного маэстро. По истечении четырех часов падает в обморок… нет, не Янош, а комментатор партий. Напротив, сеансер чувствует себя уверенно и спокойно. 

А через несколько дней при очередном медицинском обследовании выяснилось, что болезнь отступила. Кажется невероятным, но все было именно так.

Уместным будет вспомнить и саму игру вслепую, производящую неизгладимое впечатление на окружающих. Кажется невероятным, что человеческий мозг может удерживать в памяти десятки шахматных партий и при этом тщательным образом анализировать множество возникающих вариантов. 

Однако это так. Утверждают, что еще в 1266 году никому не известный маэстро выиграл таким образом одновременно две партии. Дальше — больше:

  • XIV‒XV века. Али аш-Шатранджи играет 4 партии, не глядя на доску.
  • XVIII век. Сенсация, зафиксированная во французской «Энциклопедии» Д. Дидро и д,Аламбера. Франсуа-Андре Даникан Филидор, известнейший французский шахматист и композитор, дает сеанс вслепую на трех досках.
  • В дальнейшем гениальный американец Пол Морфи увеличивает количество соперников до десяти. 
  • Иоганн Цукерторт и Джозеф Блекберн — 16 досок.
  • 1902 год. Москва. Гарри Нельсон Пильсбери играет вслепую на 22 досках.
  • 16 июля 1934 года А. Алехин в Чикаго дает сеанс одновременной игры, не глядя на доску, с 32 соперниками. 
  • На сегодня официальный рекорд игры вслепую принадлежит гроссмейстеру Тимуру Гарееву, игравшему на 48 досках. 
Популярные статьи  Подборка этюдов Мартина Мински

Не меньший интерес представляет наибольшее количество участников сеанса одновременной игры. Так вот, 24 декабря 2010 года их количество составило 20,5 тысячи человек. А рекордсменом среди сеансеров является десятикратный чемпион Ирана Эхсан Ген Магами, сразившийся с 604 соперниками и одержавший при этом 580 побед.

Другой уникальный феномен — это сестры Полгар, добившиеся выдающихся успехов и завоевавшие все мыслимые титулы и награды в мире шахмат. Но самое интересное обстоятельство заключается не в этом. А в том, что их отец — известный венгерский педагог Ласло Полгар — сумел впечатлить свою будущую супругу Клару Альтбергер рассказами о том, какими талантливыми станут их дети. Что впоследствии и произошло. 

А ведь суть его метода заключается не во врожденном таланте, а в упорном и настойчивом воспитании, совмещенном с обучением.Ученые подсчитали, что самая длинная шахматная партия может длиться 5949 ходов. Мало того, число возможных партий на шахматной доске значительно превышает количество атомов в обозримой Вселенной.

И наконец, самый интересный из всех интересных фактов. Сколько нужно времени, чтобы научиться играть в шахматы и обыгрывать всех, всех, всех? Всего-то 4 часа!!!

Именно столько времени понадобилось программе Alpha Zero, чтобы самостоятельно обучиться и победить лучшего из искусственных шахматных интеллектов. Самое удивительное, что в нее были заложены только правила игры. До всего остального — к чему весь шахматный мир шел полторы тысячи лет и пока не дошел — она додумалась сама!

Искусственный интеллект и шахматы

Первая онлайн-площадка для игры в шахматы, Internet Chess Club, появилась ещё в 1992 году. А в 2007-м был создан сайт chess.com, где пользователи могли играть онлайн, выбирать соперника вне зависимости от географического положения, сохранять сыгранные партии, а также делиться друг с другом шахматными историями.

Это и сегодня самый популярный сайт для игры в шахматы. Он предоставляет широкий спектр возможностей. Например, помимо вышеперечисленного, игроки могут анализировать свои партии с помощью шахматного движка Stockfish, одного из сильнейших на данный момент.

С 2008 года Stockfish активно развивается. А поскольку у него открытый исходный код, его периодически используют в интересных экспериментах. Так, в 2021 году исследователь искусственного интеллекта из Массачусетского технологического института Лекс Фридман создал бесконечный матч между двумя Stockfish на постоянно растущей доске. Нейросети разыгрывают комбинации великих шахматистов — Карлсена, Фишера, Каспарова, Спасского, Таля, Карпова.

Что такое Шахматы, их суть

Итак, что такое шахматы? Конечно, шахматы несут определенные знания для человека. Считается, что они были переданы во время рассвета Египетской цивилизации через Гермеса Трисмегиста.

Однако существуют сведения, что шахматы существовали еще во время Лемурийской цивилизации, а это было сотни тысяч лет назад. Само собой, на планете Земля сначала не было людей вообще. И первые жители Земли – это существа с Созвездия Плеяд и Орион, а потому и шахматы пришли оттуда.

По своей эзотерической сути шахматы выражают собой черно-белый узор из квадратов, который напоминает всем людям о безбрежности и бесконечности всего поля бытия и важности ориентации в нем

Суть шахматной доски

Можно сказать, что узор шахматной доски выражает собой сложную версию креста или пересекающихся крестов, выражающих взаимозависимую природу всего Мироздания. Вот такая шахматная сетка, представленная в виде пересечений квадратов, и каждое пересечение выражает собой портал или вихрь энергии, где реальности и нереальности сливаются.

И вроде бы шахматы – просто игра и выражение культуры человечества, все же они несут именно знания чередования противоположностей в Мироздании.

В давние времена люди знали свою роль в такой игре бытия, знали, что жизнь бесконечна, и что именно мировоззрение определяет, кем они будут, и какие изменения нужно внести в свою жизнь.

Шестьдесят четыре клетки шахматной доски объясняют построение энергии в существующей реальности. Черное поддерживает белое, а белое поддерживает черное.

И по своей сути шахматная доска есть символ противоположностей: мужское и женское, свет и тьма, инь-янь.

Зачем школе из плохого района шахматы

В школе, которую возглавляет Томас-Эль, учатся преимущественно дети из бедных и зачастую неполных афроамериканских семей, живущих в неблагополучных районах Делавэра. Обычно у таких ребят очень мало возможностей получить хорошее образование: им гораздо труднее не только поступить в вуз, но даже просто окончить школу.

Томас-Эль хорошо знает, каково приходится его ученикам. Он и сам выходец из такого же плохого района, где уровень преступности зашкаливал, а многие молодые люди не доживали до 18 лет. Мать будущего педагога одна растила восьмерых детей и не могла отправить их в хорошие школы. Но мальчику повезло с учителями: с их помощью он смог завершить обучение и получить степень бакалавра в университете.

«Превосходные учителя мотивируют обычных детей делать необыкновенные вещи», — не устает повторять Салом Томас-Эль.

Став педагогом сам, он начал искать ответ на вопрос, как помочь реализовать свой потенциал каждому ребёнку, а особенно детям, которые на пути к успеху сталкиваются с серьёзными препятствиями: бедностью, насилием, пренебрежением и низкими ожиданиями со стороны общества. Именно шахматы стали одним из инструментов решения этой задачи.

Кадр: фильм «Шахматист»

В начале своей карьеры Томас-Эль использовал игру на уроках математики. «Я начал учить детей математике на шахматной доске: кони ходят прямыми углами, слоны ходят по диагонали; доска — это большой квадрат, в котором 64 маленьких квадрата… Чего я поначалу не осознавал, так это того, что не просто учу детей математике, но и даю им интеллектуальный капитал», — рассказывал учитель.

Став директором школы, Томас-Эль закупил шахматные наборы и предложил ученикам играть во время завтраков и ланчей. А потом и вовсе стал открывать школу по субботам, чтобы ребята могли там и очередную партию разыграть, и поучиться, и получить субботний обед. Всё это позволяло им не только улучшить успеваемость, но и подумать о своём жизненном выборе.

«Школьники, которые играют в шахматы, умеют критически мыслить и решать проблемы. Игра учит думать на два, три, четыре шага вперёд, даёт ученику возможность принимать отличные решения в очень ответственные моменты. Ребёнку, который живёт в непростом районе, такие решения, меняющие жизнь, приходится принимать каждый день. Он должен постоянно отдавать себе отчёт в том, с кем он общается или по какой улице ему пойти вечером», — объяснял Томас-Эль в интервью.

Со временем ученики Томаса-Эля начали не просто играть в шахматы, а участвовать и даже побеждать в турнирах. Их успеваемость в школе повысилась, а сами дети стали самостоятельнее, увереннее в себе и ответственнее, развили стойкость и избавились от негативных установок. «Они осознали, что необязательно родиться умным, им можно стать. Причём становятся умными в результате упорной работы, а не потому что родители были умными. Чтобы пришёл успех, надо потрудиться», — рассказывает педагог.

В шахматы в школе под руководством Томаса-Эля играют как мальчики, так и девочки. Девичьи команды участвуют и в чисто женских, и в смешанных турнирах: они многократно играли против старшеклассников, студентов и мужчин много старше себя. И побеждали. Одна из таких команд Директора Эля (так педагога называют ученики и коллеги) провела без поражений три года подряд.

Популярные статьи  Пат в 3 хода

«Когда эти девушки учатся играть в шахматы, они показывают, что интеллект выходит за рамки наших расовых и гендерных предрассудков. Они показывают людям, что так же умны, как и все остальные», — объясняет Томас-Эль. По этой же причине он называет шахматы «великим уравнителем».

Кадр: фильм «Шахматистка»

Сегодня очевидно, что подход педагога работает: многие из его учениц после школы получили стипендии в таких престижных учебных заведениях, как Корнеллский университет и Университет Вирджинии. Некоторые из них сами стали учителями и вернулись в школы, чтобы помочь другим детям из своих районов найти верную дорогу, как когда-то Томас-Эль и его коллеги помогли им.

Особенности игры

Игра появилась полторы тысячи лет назад в Индии, хотя сейчас китайцы оспаривают данное первенство. Шахматы смогли завоевать весь мир и обрести миллионы поклонников. В этом нет ничего удивительного, так как в этой бесконечно мудрой игре каждый обретет желаемое и найдет свое направление. 

Ведутся неутихающие споры по поводу того, чем являются шахматы: наукой, искусством или спортом? Каждый шахматист в той или иной степени художник, ученый и спортсмен. Замечательно, не правда ли?! К этому можно еще добавить: психолог, юрист, дипломат.

Крутые шахматные принты

О роли шахмат в современном обществеО роли шахмат в современном обществеО роли шахмат в современном обществеО роли шахмат в современном обществеО роли шахмат в современном обществеО роли шахмат в современном обществе

Особенность этой игры заключается в том, что двое соперников ведут борьбу на строго определенном участке шахматной доски по установленным правилам за ограниченное время. В распоряжении того и другого находится армия из шестнадцати фигур, передвигающихся по вертикалям, горизонталям и диагоналям с целью дальнейшего взаимодействия между собой и фигурами противника для того, чтобы добиться победы, поставив мат королю соперника. 

Для незнающего человека все это звучит несколько загадочно, но это только подогревает интерес к древней игре. Шахматную партию можно записывать, чтобы в дальнейшем подвергнуть ее глубокому анализу с целью совершенствования собственного мастерства. Кроме того, сам процесс игры, участие в соревнованиях позволяют развивать навыки и способности, заложенные в каждом индивидууме.

Польза шахмат для взрослых

О роли шахмат в современном обществеШахматы — одна из немногих логических игр, при которой активизируется весь мозг целиком (работают оба полушария), и в этом главное достоинство данной игры.

Шахматные баталии  в любом возрасте  —  отличный тренажер для развития логики и абстрактного мышления, тренировки кратковременной и долговременной памяти, внимания, концентрации…

Если вы увлеклись шахматами будучи ребенком, то  став взрослым, сможете  достичь немалых высот, поскольку  в вашем  случае мозг способен  использовать практически все свои ресурсы.

Развитые с детства быстрота и креативность мышления  смогут помочь продвинуться по карьерной лестнице, а творческий подход к решению шахматных задач — находить оригинальные решения и в жизни.

Начав заниматься шахматами, вы сможете обрести способность быстро выделять главное, замечать нюансы… А, анализируя, собирая и обобщая разбросанную по доске информацию, научитесь планировать  ходы наперед,  тщательно продумывать стратегию  игры, чем поднимите  на нужный уровень свои интеллектуальные способности.

Настойчивость в достижении цели, активность, вера в успех, выдержка, рассудительность, ответственность за принятые решения, объективная оценка других людей, конкурентоспособность — лишь малая часть важных и необходимых для жизни качеств, которые вы разовьете благодаря шахматам.

О роли шахмат в современном обществе

Многие психологи пытались исследовать феномен шахмат. Например, Альфреду Бинэ и Петру Рудику удалось практическим путем доказать, что шахматы формируют именно логическое мышление, а не просто механическое запоминание ходов.

В современной реальности медики выдвинули гипотезу о том, что игра в шахматы, поддерживая  умственную деятельность человека в постоянном активном состоянии, станет  отличной профилактикой болезни Альцгеймера,  защитит мозг от увядания. Люди, старше 75 лет, постоянно играющие в шахматы, меньше подвержены риску развития деменции и других проблем с памятью.

О роли шахмат в современном обществе

Зачем ребенку шахматы?

Для ребенка, который привык к монотонной жизни — школа-дом-компьютер,  вряд ли аргументом записаться в секцию шахмат станет то, что в них играет даже Шварценеггер…

А ведь в эту игру играют и художники, и музыканты, и знаменитые актеры, выдающиеся политические   деятели,  руководители стран…

Именно дети могут получить максимальную пользу от этого вида спорта.
И, хотя в шахматы  можно начинать играть в любом возрасте,  лучше начать обучение в детстве, с момента, когда ребенок  начинает четко мыслить.

«Шахматы — это почти идеальная модель игры для интеллектуального воспитания детей. Шахматы — это все…» — сказал В.Предеин, международный мастер спорта, и с этим трудно не согласиться…

Тем, кто решит попробовать свои силы в изучении шахмат, пригодится онлайн-школа «Шахматы с Жориком».

Занимаясь этой интеллектуальной игрой, ребенок разовьет

  • усидчивость и концентрацию внимания;
  • быстроту реакции (внешне спокойная и размеренная игра часто требует быстрых решений и решительных действий. Ребенок научится оперативно принимать решения в любой ситуации за пределами игрового процесса);
  • крепость характера и силу воли (в критической ситуации сможет собраться и продолжить сражение, хладнокровно отбить неожиданный тактический удар);
  • чувство ответственности (оставаясь один на один со своим противником, придется самостоятельно искать правильное решение, ведь победа или поражение в игре целиком зависит только от него: один неверный ход — и партию уже не спасти…);
  • фантазию и воображение;
  • предвидение результатов своей деятельности;
  • самодисциплину и много других качеств, которые пригодятся ему и в детстве, и во взрослой жизни…

Шахматы научат ребенка не только радоваться победам, но и достойно принимать поражения: сталкиваясь с неудачами, он будет  становиться сильнее и мудрее.

Уникальность шахмат в том, что они в игровой форме  учат детей думать, тем самым отличаясь  от  школьных предметов, нагружающих  память информацией, но не дающих при этом навыков самостоятельной умственной работы. Развивая логику, мышление, память и другие умственные способности ребенка, игра формирует правильную  адекватную самооценку, важную   для человека  в любом возрасте.

Шахматы могут помочь  преодолеть  отставание в развитии у детей,  у подростков — убрать агрессию, а  взрослым  — уберечь ребенка от нежелательных, антисоциальных тяготений, привычек, дурных компаний…

Шахматы станут для ребенка не только увлекательной игрой, но и оригинальным способом познания себя и окружающего мира, прямым путем к хорошей успеваемости.  Доказано, что дети, играющие в шахматы успешнее в учебе, чем остальные.

https://youtube.com/watch?v=LTNp8CM7Asw%3F

Оцените статью
Павел Алексеев
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

О роли шахмат в современном обществе
Теймур Раджабов