Пат в 3 хода

использованная литература

  • Александр, CHO’D. (1973), , Нью-Йорк: Harper & Row, ISBN 978-0-0601-0048-3
  • Авербах, Юрий (1996-08-01), Шахматные игры в миттельшпиле: основные знания , Cadogan Chess , ISBN 978-1-8574-4125-3
  • Бенко, Пал (май 2006 г.), «Баффлеры Бенко», Chess Life (май): 49
  • Бенко, Пал (январь 2008 г.), «Чемпионат мира 2007 г.», Chess Life (январь): 48–49
  • Эванс, Ларри (1970-08-20), шахматный катехизис , Саймон и Шустер , ISBN 978-0-6712-0491-4
  • Эванс, Ларри (2009-11-06), Этот безумный мир шахмат , Cardoza Publishing , ISBN 978-1580422185
  • Хорошо, Рувим ; Бенко, Пал (2003) , Основные шахматные концовки , Дэвид Маккей, ISBN 0-8129-3493-8
  • Фокс, Майк; Джеймс, Ричард (1993), Еще более полный шахматный наркоман (2-е изд.), Лондон: Faber & Faber , ISBN 978-0-5711-7040-1
  • Голомбек, Гарри (1977), Энциклопедия шахмат Голомбека , Crown Publishers, ISBN 0-517-53146-1
  • Гриффитс, Питер (1992), Изучение финала , American Chess Promotions, ISBN 0-939298-83-X
  • Хупер, Дэвид ; Уилд, Кеннет (1992), «пат», Oxford Companion to Chess (2-е изд.), Oxford University Press, ISBN 0-19-280049-3
  • Каройи, Тибор ; Аплин, Ник (2007), Виртуоз эндшпиля Анатолий Карпов , New In Chess , ISBN 978-90-5691-202-4
  • Кауфман, Ларри (2009), «Мидл- игра Цугцванг и ранее неизвестная партия Бобби Фишера», Chess Life (сентябрь): 35
  • МакКрари, Джон (2004), «Эволюция специальных правил жеребьевки», Chess Life (ноябрь): 26–27.
  • Минев, Николай (2004), Практическое руководство по ладейному эндшпилю , Russell Enterprises, ISBN 1-888690-22-4
  • Мюллер, Карстен ; Лампрехт, Франк (2001), Фундаментальные шахматные концовки , Gambit Publications, ISBN 1-901983-53-6
  • Мюррей, HJR (1913), История шахмат , Oxford University Press, ISBN 0-19-827403-3
  • Нанн, Джон (2009), Понимание шахматных эндшпилей , Gambit Publications , ISBN 978-1-906454-11-1
  • Пахман, Людек (1973), Атака и защита в современной шахматной тактике , Дэвид Маккей
  • Ройкрофт, AJ (1972), шахматы из пробирки, книги Stackpole, ISBN 0-8117-1734-8
  • Sunnucks, Anne (1976) , Энциклопедия шахмат (2-е изд.), Лондон: Robert Hale Ltd , ISBN 978-0-7091-4697-1

Примеры

Диаграмма 1

а б c d е ж грамм час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б c d е ж грамм час

Ход черных находится в тупике (см. Эндшпиль «король и пешка против короля» ). Берн против Пилсбери, 1898 г.

Диаграмма 2

а б c d е ж грамм час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б c d е ж грамм час

Ход черных в патовой ситуации.

Диаграмма 3

а б c d е ж грамм час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б c d е ж грамм час

Ход черных в патовой ситуации.

Диаграмма 4

а б c d е ж грамм час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б c d е ж грамм час

Ход черных находится в патовой ситуации (см. « Ферзь против пешечного эндшпиля» ).

Диаграмма 5

а б c d е ж грамм час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б c d е ж грамм час

Ход черных в патовой ситуации (см. Неправильный слон , Неправильная ладья ).

Когда черные ходят, черные оказываются в тупике на диаграммах с 1 по 5. Пат является важным фактором в эндшпиле — например, расстановка эндшпиля на диаграмме 1 довольно часто актуальна в игре (см. Король и пешка против короля ) . Положение на диаграмме 1 произошло в игре 1898 года между Амосом Берном и Гарри Пиллсбери, а также в игре 1925 года между Савилли Тартаковером и Ричардом Рети . Такая же позиция, за исключением того, что она переместилась в электронную , имела место в игре 2009 года между Гатой Камским и Владимиром Крамником .

Позиция на диаграмме 4 — это пример взятия пешки против ферзя . Подобные патовые ситуации часто могут спасти игрока от проигрыша явно безнадежной позиции (см. « Ферзь против пешечного эндшпиля» ).

Какая бывает ничья

Ничья — это, пожалуй, самый необычный результат партии, и есть довольно много случаев, в которых в шахматах объявляется ничья. Сейчас мы подробно разберем каждый из них.

Ничья в результате типовой ничейной ситуации

Типовая ничейная позиция — это позиция, при которой продолжать игру практически не имеет смысла. Разберем несколько примеров.

Позиция с двумя голыми королями:

Белый и черный короли лишены своей армии, поэтому, как бы мы ни ходили, получится ничья.

Позиции с легкой фигурой и королем:

В позиции с двумя королями все понятно: нет армии — нет выигрыша. Но почему же, когда в шахматах остался один король и легкая фигура, это ничья, ведь один воин у нас имеется?

Все дело в цене этого воина. Одной легкой фигуры недостаточно, чтобы поставить мат, как бы король и эта фигура ни старались. Уж очень мало полей эта фигура может отнять у короля. Максимум, на что будут способны король и легкая фигура, — это пат.

Интересный факт
Два слона и король ставят мат, а два коня и король, как правило, нет.

А теперь — маленький тест на внимательность! Вы играете белыми. Куда нужно пойти королем?

В позиции с двумя конями тоже может быть непросто. Чтобы не попасться в матовую ловушку, нужно остерегаться полей a1, h1, a8, h8, и тогда игра точно закончится ничьей.

Еще одна типовая ничейная позиция — это пат. Более подробно о ней вы можете узнать в нашей статье про пат, а сейчас мы лишь разберем несколько примеров.

Ничья при пате

Самая известная ничья в шахматах называется пат. В положении пата один из игроков теряет возможность сделать какой-либо ход по правилам шахмат. Партия заканчивается ничьей сразу же, как только на доске возникает пат.

Примеры патовых ситуаций в игре:

Ничья при троекратном повторении позиции или вечном шахе

Троекратное повторение позиции означает, что одно и то же положение фигур возникло в партии 3 раза.

Если игрок хочет закончить такую партию вничью, то он сам должен зафиксировать это повторение, так как одна из сторон может не заметить, что позиция повторилась, или не согласиться с ничьей.

Важно
Если одна из фигур пришла в движение, троекратное повторение позиции начинает новый отсчет.

Пример троекратного повторения позиции:

  1. Kf3 Kc6

  2. Kd2 Ke7

  3. Kf3 Kc6

  4. Kd2 Ke7

  5. Kf3 Kc6.

Здесь именно позиция с ходами Kf3 Kc6 (без изменения позиции других фигур) повторяется 3 раза. После этого белые или черные могут требовать присуждения ничьей.

Частный случай троекратного повторения позиции в шахматной игре — это . Здесь работает то же правило — позиция должна повториться три раза, но при этом добавляется новое условие: одна из сторон не может скрыться от шаха, если только соперник, который ставит шах, не захочет это допустить. Чтобы вечный шах не длился действительно вечно, игроки фиксируют ничью по правилу троекратного повторения позиции.

Пример вечного шаха:

  1. Крh2 Фh4

  2. Крg1 Фe1

  3. Крh2 Фh4

  4. Крg1 Фe1

  5. Крh2 Фh4.

Важно
Если вы не отследили троекратное повторение позиции и она повторилась 4 раза и более, все равно можно требовать ничью, но только если позиция при этом не поменялась.

Ничья при соглашении игроков

Игроки могут согласиться на ничью, даже если типовой ничейной позиции на доске не сложилось. Тот, кто хочет сыграть партию вничью, должен:

  1. Предложить сопернику ничью.

  2. Если предложение принято — пожать руку противнику.

  3. Остановить часы.

Важно
Предлагать ничью во время игры нужно именно в таком порядке, иначе эти жесты будут восприняты как согласие на поражение. В некоторых турнирах работает правило 40 ходов: ничья не может быть предложена раньше 40-го хода

Это тоже следует учитывать.

Ничья по правилу 50 ходов

Пожалуй, самая редкая ничья получается по правилу 50 ходов. Иногда шахматная игра все никак не может закончиться и одна из сторон не хочет добровольно соглашаться на ничью. Тогда в бой вступает правило 50 ходов: если на доске после последнего хода пешки ни одна из фигур не поменялась и прошло 50 ходов, можно требовать ничью.

Да, иногда в шахматах могут встретиться вредины, готовые биться до конца.

Что такое пат в шахматах?

Пат в шахматах — это положение, при котором у одной из сторон при ее ходе заканчиваются какие-либо возможные по правилам ходы.

Важно!
В ситуации пата король в безопасности, то есть не находится под шахом.

А вот и первый пример, чтобы разобраться, что такое патовая ситуация в шахматах. Здесь белый король зажат в тиски тремя черными фигурами: они отбирают у него поля для отступления. Ни одна из этих фигур шах королю не ставит, а других фигур для хода у белых просто нет, поэтому получается пат.

Пат в 3 хода

Закрепим, что означает пат в шахматах, на еще одном примере

Обращаем внимание сначала на положение белого короля: шаха нет, возможных по правилам ходов также нет. Но в этом примере у белых есть две пешки и конь

Ни одна из этих фигур не может сделать ход по правилам, так как пешкам мешают черные фигуры, а коню — свои собственные пешки. Положение на шахматной доске патовое.

Пат в 3 хода

А что же будет, если в шахматной партии получится пат? Неужели нужно сдаваться? Или в этой ситуации соперник может сделать два хода подряд? Не переживайте, сейчас все подробно расскажу.

Перспективы шахмат «пат = мат»

Введение «беспатовых» шахмат, безусловно, изменит картину современных шахмат. Но станут ли они от этого ярче, острее, динамичнее, зрелищнее? Чем плох ничейный исход партии? Это естественный результат, если играют равные по силе мастера. Проблема не в ничьих, а в содержании партии: красивая ничья может быть гораздо интереснее невыразительного выигрыша. Проблема не в ничьих, а в быстрых ничьих, не основанных на игровой ситуации. В этом плане хорошо себя показали софийские правила.

Правило пата потребует пересчета большого объема теории, и не случится ли так, что вместо быстрых ничьих мы получим быстрые выигрыши и плюс к этому – осторожную игру без ярких комбинаций? Договорные игры не преодолеть никакими правилами. «Разруха не в клозетах» (С)

Проблема большого количества ничьих не возникает на турнирах более низкого уровня. Почему же спорт убивает искусство в шахматах? Изменениями правил можно пытаться повернуть ситуацию, но подход нужен комплексный и постепенный. Шахматы – игра с богатыми традициями, очень легко экспериментами нарушить гармонию. То же «беспатовое» правило стоит попробовать на отдельном турнире и оценить результат.

Кардинально же проблему ничейной смерти на данный момент, похоже, решают лишь некоторые альтернативные варианты шахмат, но… это уже совсем другие шахматы.

Максим Наумов, GAMBITER.RU

Каким бывает пат?

Пат в 3 ходаЗабавно, но у такой комбинации есть различные вариации. Например:

  • «Обоюдный»
  • «Зеркальный»
  • «Чистый»
  • «Экономичный»
  • «Правильный»

Давайте рассмотрим каждый по отдельности.

«Обоюдный»

Название говорит само за себя. Очень редко случаются ситуации, в которых ходов не имеет не только человек, который должен ходить на данный момент, но и его противник. То есть, возможность хода теряют все фигуры, которые остались на шахматном поле. Вот уж самая настоящая ничья. Все бы войны так заканчивались…

«Зеркальный»

«Зеркальным» патом называют позицию, когда вокруг короля остаются пустые клетки. Все пустые клетки. Теоретически, есть восемь пустых клеток, в которые король может «сходить», однако, ходить туда нельзя, так как они заблокированы другими фигурами, возникает угроза шаха. Немного чаще встречается зеркальный мат, однако комбинация тоже имеет место быть.

«Чистый»

Комбинация, при которой все поля вокруг короля единожды атакованы фигурами противниками либо заняты пешками его цвета, а на самого короля не сделан «шах», называется «чистым патом».

«Экономичный»

«Экономичный» — этот пат называют так, потому что в игре участвуют сразу все фигуры игрока, который наносит атаку. Иногда делают исключение для некоторых пешек и короля, потому как, согласитесь, сложно и почти нереально построить атаку так, чтобы все пешки были задействованы. Это в теории.

На практике же такая позиция складывается чаще всего в эндшпиле, когда на доске остается сравнительно небольшое количество фигур. Экономичный пат сделать достаточно просто, если из ваших фигур на доске остались только ферзь, конь и король.

«Правильный»

Это ещё более сложная и редкая комбинация на доске, чем все описанные выше. Для того чтобы получился «правильный» пат, нужно чтобы все фигуры нападающего игрока были задействованы в нападении, а все поля вокруг «жертвенного» короля были единожды атакованы этими фигурами противника либо заняты пешками его цвета, однако сам король не должен находиться под угрозой «шаха». Такая небольшая комбинация «экономичного» и «чистого» «пата» сразу.

Пат — что это?

Давайте оттолкнемся от уже имеющихся знаний. Известно, что пат и мат приводят к окончанию игры. Однако, мат – это однозначный выигрыш одного игрока, и столь же однозначный проигрыш другого. Игра заканчивается потому, что королю нанесена непосредственная угроза от одной или сразу нескольких фигур, а все пути отступления заранее пресечены. Так или иначе, фигура короля будет «срублена» следующим ходом, сделать тут ничего уже нельзя, эта ситуация прозрачна, как вода, здесь всё понятно. Короля – срубили, потерявший короля – проиграл, «срубивший» короля – выиграл. Но бывает иначе.

Иногда во время партии складывается такая спорная позиция, при которой человек, чей ход сейчас настал, сделать его не может. То есть его король не находится под «шахом» — никакой угрозы нет, но нет также и свободных клеток для того чтобы сам король, его пешки или другие фигуры могли передвинуться хотябы на одну позицию. Именно такая комбинация зовется «патом». Чаще всего это синоним слова «ничья», потому как ни одного из игроков нельзя назвать победителем. Он может случиться как совершенно случайная позиция, но может быть подстроен игроком искусственно.

Известно достаточно случаев, когда шахматист, у которого на руках остался только король, намерено «лезет» в пат, для того, чтобы не проигрывать. Что ж, достойный выход из недостойного положения. Подстроить такую комбинацию достаточно сложно, нужно продумывать игру на достаточное количество времени вперед, а ведь противник может иметь свои планы на эту игру, верно?

https://youtube.com/watch?v=khKtJVTdhrE

В эндшпиле

Пат — типичный элемент эндшпиля, часто позволяющий игроку с худшей позицией сыграть вничью. Что касается шахмат, ниже приведены некоторые примеры из реальной игры.

Ананд против Крамника, 2007 г.

а б c d е ж грамм час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б c d е ж грамм час

Перед 65 … Kxf5, пат

Ананд против Крамника

В этой партии Вишванатан Ананд — Владимир Крамник из чемпионата мира по шахматам 2007 года черные должны взять пешку на f5, что приведет к тупику. (Любой другой ход черных проигрывает.)

Корчной — Карпов, 1978

а б c d е ж грамм час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б c d е ж грамм час

Позиция после 124.Bc3 – g7

Корчной против Карпова

Умышленная патовая ситуация возникла на 124-м ходу пятой партии матча на первенство мира 1978 года между Виктором Корчным и Анатолием Карповым . Многие ходы игра была теоретической ничьей. (Слон белых бесполезен; он ни атаковать черную пешку на светлом поле a4. Если белый король направляется к черной пешке, черный король может двинуться в сторону a8 и построить крепость .) Однако между игроками не было разговоров, так что ничьи по договоренности никто не предлагал . Корчной сказал, что ему доставляет удовольствие поставить Карпова в тупик и немного унизительно. (По состоянию на 2014 год это самая продолжительная игра в финальном матче чемпионата мира по шахматам , а также единственная игра на чемпионате мира, которая закончилась тупиком до 2007 года.)

Популярные статьи  Костенюк Александра Константиновна - Заслуженный мастер спорта России

Бернштейн против Смыслова, 1946 г.
а б c d е ж грамм час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б c d е ж грамм час

Черные ходят …

а б c d е ж грамм час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б c d е ж грамм час

… попал в тупиковую ловушку.

Бернштейн против Смыслова

Иногда неожиданная патовая ситуация спасает игру. В партии Осипа Бернштейна — Василий Смыслов (см. Первую диаграмму) черные должны выиграть, пожертвовав пешку f и используя короля для поддержки пешки b. Однако, Смыслов думал , что это было хорошо , чтобы продвинуть б пешки, из-за вертел белой ладьи , если она захватывает пешку , когда он находится на b2. Игра пошла:

1 … b2 2. Rxb2

Теперь, если 2 … Rh2 + 3.Kf3! Rxb2 — пат (см. Диаграмму анализа). Смыслов пошел 2 … Kg4, и после 3.Kf1 игра завершилась вничью (см. Ладейно- пешечное против ладейного эндшпиля ).

Матулович — Минев, 1956 г.
а б c d е ж грамм час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б c d е ж грамм час

Белые ходят

а б c d е ж грамм час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б c d е ж грамм час

Пат, если бы белые сыграли 4.Rxa6

Матулович против Минева

В партии Бернштейна – Смыслова возможность патовой ситуации возникла из-за грубой ошибки . Он может возникнуть и без него, как в партии Милан Матулович — Николай Минев (см. Первую диаграмму). Игра продолжается:

1. Rc6 Kg5 2. Kh3 Kh5 3. f4

Единственная значимая попытка добиться прогресса. Теперь все ходы черных (вроде 3 … Ra3 + ) Проигрывают , за одним исключением.

3 … Rxa6!

и теперь 4.Rxa6 будет патом. Вместо этого белые сыграли 4.Rc5 +, и спустя несколько ходов партия завершилась вничью.

Уильямс против Харрвица, 1846 г.
а б c d е ж грамм час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б c d е ж грамм час

Позиция после 72.Ka1

а б c d е ж грамм час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б c d е ж грамм час

Позиция после 84.Rb3! Если черные заберут ладью в любом случае, результат будет пат.

Уильямс против Харрвица

В партии Элайджа Уильямс — Дэниел Харрвиц (см. Первую диаграмму) черные лишились коня и пешки в эндшпиле. Обычно это было бы решающим преимуществом, но черные не могли найти способа добиться прогресса из-за различных патовых ресурсов, доступных белым. Игра продолжалась:

72 … Ra8 73. Rc1

Уход от угрожающего 73 … Nc2 +.

73 … Ke3 74. Rc4 Ra4 75. Rc1 Kd2 76. Rc4 Kd3

76 … Nc2 + 77.Rxc2 +! Kxc2 — пат.

77. Rc3 +! Крd4

77 … Kxc3 — пат.

78. Rc1 Ra3 79. Rd1 + Kc5

79 … Rd3 80.Rxd3 +! оставляет черным недостаточно материала для победы после 80 … Nxd3 81.Kxa2 или стандартной ничьей после 80 … Kxd3.

80. Rc1 + Kb5 81. Rc7 Nd5 82. Rc2 Nc3 ?? 83. Rb2 + Kc4 84. Rb3! (вторая диаграмма)

Теперь игроки согласились на ничью , поскольку 84 … Kxb3 или 84 … Rxb3 — пат, как и 84 … Ra8 85.Rxc3 +! Крxc3.

Черные все еще могли выиграть партию до своей критической ошибки на 82-м ходу. Вместо этого выигрывает 82 … Nb4, например: 83.Rc8 Re3 84.Rb8 + Kc5 85.Rc8 + Kd5 86.Rd8 + Kc6 87.Ra8 Re1 + 88.Kb2 Kc5 89.Kc3 a1 = Q + и выигрывает.

Карлсен против Ван Вели, 2007

а б c d е ж грамм час
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б c d е ж грамм час

Позиция после 109.Rd2 +, перед 109 … Bxd2, пат

Карлсен против Ван Вели

Матч 2007 года Магнус Карлсен — Лук ван Вели завершился ничьей. Шестнадцатилетний Карлсен использовал «защиту второго порядка» в ладейном и ладейном эндшпиле на протяжении 46 ходов. Правило пятьдесят шаг собирался вступить в силу, в соответствии с которым Карлсен может претендовать на ничью. Игра закончилась

109. Rc2 – d2 + Bxd2

безвыходное положение.

В каких ситуациях следует закончить партию вничью

Все шахматное сражение проходит в борьбе за победу: нападение и защита фигур, различные ловушки. Тот, кто допустит в шахматной партии больше всего ошибок, от победы отдалится и, скорее всего, проиграет. Однако в сложной ситуации можно попробовать свести партию если не к выигрышу, то хотя бы к ничьей.

Значит, делать ничью в шахматах следует в том случае, если на доске возникло сложное положение: недостаточное количество фигур или опасная атака со стороны соперника.

Важно
Предлагать сопернику ничью, когда позиция проиграна, не очень красиво. Следует играть партию до конца, а если подвернется одна из типовых ничейных ситуаций — вцепиться в нее и не отступать

Попробуйте дать оценку позициям ниже и получить типовую ничейную позицию за слабейшую сторону:

Ничья — интересный результат партии. Этот результат может быть желанным, если ничью мы получили с большим трудом в сложной ситуации, или нежеланным, если допустили ее в выигранной позиции

Знать все ничейные ситуации важно и нужно, чтобы научиться принимать верные решения, которые могут напрямую повлиять на результат шахматной партии

Овладеть тонкостями шахматной игры, научиться распознавать ловушки соперника и отражать атаки можно на онлайн-курсах по шахматам для детей. Начать заниматься можно с 4 лет и любого уровня — у нас есть курсы как для начинающих, так и для экспертов.

Возможное влияние отмены пата

К чему приведет введение нового правила? С одной стороны, есть ситуации, в которых игрок, имеющий преимущество, может поставить пат, но не может добиться мата. С другой стороны, для проигрывающего игра на пат — это шанс на ничью. В обеих ситуациях вместо ничьей будет победа одной из сторон, т.е. общий процент результативных партий от этого повысится.

  • Эндшпили король против короля и пешки будут всегда выиграны.
  • Король и два коня могут поставить пат королю – вместо ничьей в этом окончании также будет победа.
  • Эндшпиль с ладейной пешкой и слоном, не владеющим полем превращения, станет выигранным благодаря возможности пата.
  • Окончание король и ладья против короля и слона станет победным для стороны с ладьей.
  • В некоторых случаях возможен пат одним слоном или конем, если король противника задан в угол.
  • Ничейная тактика в эндшпиле король плюс ладейная или слоновая пешка на седьмой (второй) линии против ферзя перестанет работать, поскольку основана на возможности получить пат.
  • Дальнейший анализ (в т.ч. компьютерный) наверняка выявит другие варианты.

В случае принятия правила «пат – это победа патующего», поменяется вся теория эндшпиля. Это приведет к тому, что шахматисты, ей владеющие, потеряют свой козырь. Несмотря на снижение количества ничьих, содержание партий может стать более скучным: поскольку ценность материала резко повысится, снизится количество позиционных жертв. Риск остаться в худшем положении в эндшпиле компенсируется широкой ничейной зоной. Если этой лазейки не будет – не будет смысла рисковать в неясной позиции. Сторонники же нового правила говорят о том, что наоборот, шахматы станут более атакующими: полученное преимущество будет легче реализовать.

Миттельшпиль «держится» на эндшпильной теории, если та изменится – изменится и стратегия ведения середины партии. Некоторые дебютные варианты могут также оказаться заведомо проигрышными. На пате построено множество красивых этюдов и комбинаций, которые потеряют смысл. Партия, в которой защищающаяся сторона добивается пата и ничьей, несмотря на большое преимущество соперника, зрелищна и интересна.

К сведению

Просто несколько интересных фактов из истории.

Выше мы рассмотрели классические шахматы. Однако в других их видах, а также в различных вариациях этого вида, пат – не ничья, он обеспечивает однозначную победу или проигрыш. Например:

  • На ближнем востоке в десятом веке
  • В Средние века в Европе
  • Испании в 15-17 веках.
  • В девятом веке в Индии
  • В 17-18 веках в Британии
  • В 17 веке в России
Популярные статьи  Итальянский гроссмейстер Фабиано Каруана

Также в Восточной Азии до начала двадцатого века был запрещен ход, который «загоняет» противника в «пат».

Во Франции Средних веков, когда случался «пат», игрок, в него попавший просто пропускал ход.

После 1800 года во Франции, Англии и Италии пат начал приносить ничью, а с девятнадцатого века он начал обозначать ничью во всем мире.

Предлагаемое изменение правила

Периодически писатели утверждали, что безвыходная ситуация должна снова стать победой для стороны, вызвавшей тупик. Гроссмейстер Ларри Кауфман пишет: «На мой взгляд, называть пат ничьей совершенно нелогично, поскольку он представляет собой высший цугцванг , в котором любой ход может привести к тому, что ваш король будет взят». Британский мастер Т.Х. Тайлор утверждал в статье 1940 года в British Chess Magazine, что нынешнее правило, рассматривающее тупик как ничью, «не имеет исторической основы и иррационально, и в первую очередь отвечает за значительный процент ничьих и, следовательно, должно быть отменено». . Спустя годы Фред Рейнфельд писал: «Когда Тайлор написал свою атаку на правило тупика, он выпустил вокруг своей несчастной головы рой сварливых проклятий, которые все еще звучат». Ларри Эванс называет предложение сделать безвыходную ситуацию победой для зашедшего в тупик игрока «грубым предложением, которое … радикально изменит многовековые традиции и сделает шахматы скучными». Это изменение правила приведет к большему акценту на ; лишняя пешка была бы большим преимуществом, чем сегодня.

Можно ли залезть в пат?

Что же делать, если в партии вы уже отдали несколько фигур вашему сопернику? Только не отвечайте: «Скормить ему все оставшиеся фигуры и надеяться на пат».

Играть в шахматах нужно до победного конца — и делать самые хорошие ходы даже не в лучшей позиции. Если игрок надеется на ошибки соперника, мол, тот не заметит и поставит пат, это ничем хорошим не закончится: такой игрок просто отдаст последние фигуры и быстрее проиграет партию.

Вывод
Залезть в пат можно, но только если вам подвернется удачный случай и будет выгодно им воспользоваться. Главное — никогда не сдаваться!

Игра в шахматы не только увлекательна, но и полезна: она развивает мышление, логику, концентрацию. Быстрее разобраться в правилах, запомнить определение пата в шахматах и научиться пользоваться этой ситуацией на практике помогут шахматные курсы для начинающих. Дарим до трех уроков при первой оплате!

Правила в других вариантах шахмат

Не все варианты шахмат рассматривают пат как ничью. Многие региональные варианты, а также некоторые варианты западных шахмат приняли свои собственные правила обращения с застрявшим игроком. В чатуранге , которая широко считается прародителем всех разновидностей шахмат, пат был выигрышем для застывшего игрока. Примерно в 7 веке эта игра была принята на Ближнем Востоке как шатрандж с правилами, очень похожими на ее предшественницу; однако правило пата было изменено на его полную противоположность: то есть это была победа для игрока, создавшего пат. Эта игра, в свою очередь, была представлена ​​западному миру, где она в конечном итоге эволюционировала в современные (западные) шахматы , хотя правило тупика для западных шахмат не было стандартизировано как ничья до 19 века (см. ).

Современные азиатские варианты

Чатуранга также превратилась в несколько других игр в различных регионах Азии , каждая из которых имеет разные правила выхода из тупика:

  • В макруке ( тайских шахматах) пат приводит к ничьей, как и в западных шахматах.
  • В сёги ( японские шахматы) и большинстве его вариантов пат — это победа для игрока, поставившего пат. Это потому, что исторически цель сёги заключалась в том, чтобы захватить короля противника, а не поставить ему мат — таким образом, с точки зрения игроков пат ничем не отличался от мата, поскольку оба исхода приводили к взятию короля на следующем ходу. Официальные правила сёги (но не большинство его вариантов) с тех пор изменили цель игры и поставили мат, однако пат по-прежнему считается формой мата и, следовательно, победой для игрока, находящегося в пате. Тем не менее, стоит отметить, что в сёги (да и вообще в любом варианте игры, где есть ) патовые ситуации крайне редки из-за того, что ни одна фигура никогда не выходит из игры полностью.
  • Сянци ( китайские шахматы) и чанги ( корейские шахматы), несмотря на то, что они очень похожи друг на друга с точки зрения доски и фигур, приняли разные правила того, что происходит в случае патовой ситуации. В сянци , как и в сёги , это приводит к немедленному проигрышу зашедшего в тупик игрока, и нет явного различия между ним и матом. Джангги , с другой стороны, позволяет игроку, находящемуся в тупике, передать свой ход, то есть игрок может (и фактически должен) оставить « » на месте и не делать ходов, когда он зашел в тупик.
  • В ситтуйине ( шахматы в Мьянме / Бирме ) патовые ситуации вообще избегаются, так как это считается незаконным ходом. Игрокам не разрешается покидать соперника без разрешенных ходов, не поставив короля под шах.

Варианты западных шахмат

Большинство вариантов западных шахмат не указывают в своих правилах, что происходит, когда игрок заходит в тупик, что означает, что правило такое же, как и в стандартных западных шахматах, то есть ничья. Есть несколько вариантов, однако, когда правило будет указан и отличается от правил стандартных шахматы:

  • В проигрышных шахматах правило патовой ситуации зависит от версии игры. Согласно «международным» правилам, пат — это просто победа для него. Тем не менее, бесплатный шахматный сервер в Интернете дает игроку победу с меньшим количеством фигур на доске (независимо от того, кто поставил пат); если у обоих игроков одинаковое количество фишек, это ничья. Также существует «совместное» правило FICS / международного сообщества, согласно которому пат — это победа только в том случае, если оба источника согласны с тем, что это победа (т. Е. Он засчитывается как победа для зашедшего в тупик игрока, если у этого игрока также оказывается меньше фигур. осталось); во всех остальных случаях — ничья.
  • В Глинского пат — это ни ничья, ни полная победа. Вместо этого в турнирных играх игрок, завершивший пат, получает 3 ⁄ 4 очка, в то время как патовый игрок получает 1 ⁄ 4 очка. Неизвестно, считать ли патовой ничьей ничью или победу в товарищеской игре.

Другие виды комбинации

Пат в 3 ходаПат – это не все виды ничьи. Стоит рассказать и о других возможностях достижения «ничейной» победы.

«Вечное нападение»

Нападающая сторона атакует, а принимающая атаку избегает поражения посредством убегания. Если такое случается на протяжении длительного времени, то такая ситуация объявляется ничьей.

Нападение бывает как с одной стороны на другую, так и попеременным. Иногда проигрывающая сторона вынуждает атакующую тоже атаковать ее, угрожая матом или ничьей.

«Гроссмейстерская ничья»

Не существующая в теории позиция, да и не позиция, вовсе. Встречается только в играх профессиональных шахматистов, гроссмейстеров. Иногда случается так, что примерно равные по силе шахматисты по истечении пары десятков ходов, когда позиция еще не склоняется однозначно в пользу того или другого, сами принимают решение объявить ничью по обоюдному согласию.

Оцените статью
Павел Алексеев
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Пат в 3 хода
Шахматная задача, кто за что борется ?