Секреты гроссмейстера (новое издание)

Шахматные компьютеры появляются в теории.

Реальную историю компьютерных шахмат принято вести с 1951 года. Тогда произошло два события.

Английским математиком Аланом Тьюрингом был написан алгоритм, при помощи которого машина смогла бы играть в шахматы, но только в ее роли выступал сам изобретатель.

Программа из-за отсутствия доступа к компьютерам в работе ни разу не проверялась. Зато в истории сохранено название — «бумажная машина Тьюринга». Чтобы сделать ход, требовалось минимум полчаса.

Секреты гроссмейстера (новое издание)

Тогда же американский математик Клод Шеннон опубликовал первую статью о шахматном программировании. Ученый отмечал теоретическое существование в шахматах лучшего хода, а также практическую невозможность его нахождения.

Джеймс Кэнти (Бразилия)

Какой совет вы даете своим ученикам, от которого, по вашему мнению, выиграло бы больше шахматистов?

Я люблю учить своих учеников отвечать на три вопроса, чему я научился из книги Якоба Огорда «Grandmaster Preparation: Positional Play».

Чаще всего, даже на первом ходу (чтобы укрепить дисциплину, чтобы продолжать задавать эти вопросы на протяжении всей шахматной партии) вы должны задать себе три вопроса, которые помогут вам последовательно принимать лучшие решения и ограничивать ошибки.

Эти три вопроса таковы:

1. Каковы слабые места в позиции (для обеих сторон)? Это может быть: слабый король, слабые поля, слабые линии и диагонали, слабые пешки, незащищенные фигуры или пешки, неразвитые фигуры, меньше пространства и т.д.

2. Какая самая плохая фигура (для обеих сторон)? Отвечая на этот вопрос, иногда вы можете найти правильную идею или найти что-то совершенно другое/скрытые драгоценные камни.

Популярные статьи  Шахматы от Магнуса Карлсена

3. Какова идея моего оппонента? Это помогает уменьшить количество ваших ошибок! Попробуйте это, буквально задайте этот вопрос, и что естественно произойдет, когда вы это сделаете? Вы, вероятно, осмотрите всю доску и попытаетесь понять идею вашего оппонента, верно? Это хорошо. Вы все равно должны посмотреть на всю доску, прежде чем сделать ход, чтобы ничего не пропустить, и этот вопрос очень помогает вам в этом смысле.

Константин Кавуцкий (США)

Международный мастер Константин Кавуцкий (США)

Какой совет вы даете своим ученикам, который, по вашему мнению, помог бы большому количеству шахматистов?

Не беспокойтесь о своем рейтинге и сосредоточьтесь на улучшении своих шахмат. Какой бы ни была ваша ближайшая цель по рейтингу, будь то 1200, 1600, 2200 и т.д., После этого вы все равно захотите улучшиться. Поэтому вам следует подумать о долгосрочной перспективе и о том, каким игроком вы хотите стать, а затем делать то, что, по вашему мнению, приведет вас туда. В противном случае вы будете начинать с нуля каждый раз, когда достигнете произвольного рубежа. Если ваш рейтинг 1775 и вы просто пытаетесь добраться до 1800, вместо этого вам следует подумать о том, что потребуется, чтобы добраться до 2000. Если вы уже вплотную приблизились к 1800, одна или две удачные партии, и вы доберетесь до намеченной планки. На следующий день ты упадешь.

Ваша сила не меняется ежедневно, меняется только ваша форма. Но если вы хотите значительно улучшиться, вы должны думать об этом с долгосрочной точки зрения. Часто требуется 3-6 месяцев напряженной работы, прежде чем люди увидят какие-либо значительные результаты. Сосредоточьтесь на том, чтобы насладиться той частью, где вы узнаете больше об игре, и рейтинг в конечном итоге вырастет.

Популярные статьи  Сицилианская защита. Система Паульсена

Какую недооцененную шахматную книгу должен прочитать каждый шахматист?

 Excelling at Chess Якоба Огорда. Это первая книга в серии для продвинутых клубных игроков (1700+), но она очень доступна и посвящена тому, как стать «настоящим шахматистом», то есть на чем на самом деле сосредоточиться как за доской, так и за ее пределами. Было абсолютным удовольствие читать ее, когда я сам был клубным игроком.

На сцену выходят нейронные сети

Сейчас сильнейшим шахматным движком считаются нейронные сети. Так LeelaChessZero (LC0) уверенно победила Stockfish. Еще можно вспомнить знаменитую AlphaZero.

Нейронные сети способны в целом оценивать обстановку на доске, они предпочитают позиционный стиль, захват пространства и контроль над доской. LC0 сначала знала только основные правила движения фигур. Нейросеть, самообучаясь, провела с самой собой миллионы партий и стала лучшей в мире и скорее всего сохранит лидерство в обозримом будущем.

В целом, нейро-алгоритмы способны решать важнейшие исследовательские задачи, включая разработку новых материалов и лекарств.

Насколько движок сильнее человека?

В недавнем небольшом матче один из лучших гроссмейстеров мира Хикару Накамура играл с одной из сильнейших программ Komodo. Американец получал различные форы: пешку, пешку и ход, качество и четыре хода, не пересекая фигурами середины доски.

Накамура три партии свел вничью и одну проиграл.

А вот обычный гроссмейстер уверенно обыгрывал машину с форой в две пешки. Поэтому, можно сделать грубую оценку. Преимущество лучших программ над ведущими гроссмейстерами где-то между одной и двумя пешками форы.

Последние 5 лет рейтинг компьютера продолжает расти, в то время как у человека остается на одном уровне.

Секреты гроссмейстера (новое издание)

«Механический турок»

История машин, играющих в шахматы, намного старше истории компьютеров. Она датируется восемнадцатым веком.

Популярные статьи  Шахматная задача, кто за что борется ?

К 1769 году относится появление шахматного автомата «Механический турок». Его создал венгерский барон Вольфганг Кемпелен.

Автомат восторженно встретила публика, он обыгрывал сильнейших шахматистов. Но «Механический турок» был мистификацией. Внутри ящика прятался человек. Так, с французским императором Наполеоном сражался венский мастер Альгайер.

Секреты гроссмейстера (новое издание)

Непобедимого механического игрока поместили в 1836 году в филадельфийский музей, где он и сгорел через пару десятилетий.

В чем программа сильнее человека и в чем шансы гроссмейстера?

Шахматные компьютеры заметно опережают «белковых» оппонентов в тактических маневрах. Особенно опасным в их «руках» является ферзь. Поэтому гроссмейстеры стараются как можно быстрее разменять самую сильную фигуру.

Еще одной тактикой игры против машины являются долгосрочные маневры. Их программа может и не заметить в рамках глубины поиска. Так, Владимир Крамник победил DeepFritz при помощи долгосрочного продвижения проходной пешки, выгоды этого маневра компьютер обнаружил слишком поздно.

Также, все шахматные движки оснащены дебютными и эндшпильными базами, что делает игру против них невероятно трудной.

Секреты гроссмейстера (новое издание)

Крамник против компьютера

Оцените статью
Павел Алексеев
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Секреты гроссмейстера (новое издание)
Детский мат в шахматах в 2 и 3 хода — как поставить?
Маты в 2 хода. Близнецы В. Шпекмана