Что такое шведские шахматы

Анализ, преимущества и недостатки

Для четкого определения победителя обычно требуется такое же количество раундов, что и в турнире на выбывание, то есть логарифм числа игроков по основанию 2. Например, нужно 3 хода для 8 игроков, 4 хода для 16 игроков и так далее. Нет ничего необычного в том, что игроков больше, чем это. Следовательно, может случиться так, что два или более игрока закончат турнир с отличным счетом, который состоит из выигранных всех сыгранных матчей.

По сравнению с системой прямого исключения, швейцарская система имеет неявное преимущество в том, что никого не устраняет. Это означает, что игрок, который начинает такой турнир, заранее знает количество раундов, которые он собирается сыграть, независимо от своих результатов. Худшее, что с ним может случиться, — это остаться в стороне при нечетном количестве игроков. Мы говорим, что оставшийся игрок освобождается от участия ( пока по-английски), другими словами, игрок не играет в раунде, а получает очко, как если бы он выиграл матч. В следующем раунде он будет восстановлен в соревновании и больше не будет освобожден до конца турнира. Швейцарская система не всегда заканчивается захватывающей атмосферой финала турнира на выбывание. Иногда игрок быстро получает такое преимущество, что он гарантированно выиграет турнир, даже если проиграет свою последнюю встречу. Одно из возможных решений этой проблемы — организация финального раунда на выбывание между лидерами турнирной таблицы.

По сравнению с групповой системой швейцарская система позволяет управлять большим количеством игроков без необходимости проводить непрактичное количество матчей. Однако окончательный рейтинг швейцарского турнира обычно более случайный. В самом деле, даже если победитель часто бывает правильным и что последний классифицируется также хорошо на своем месте, игроки в середине классификации сортируются очень грубо. Один из классических случаев (в турнире с большим количеством раундов) — игрок проигрывает первые две или три игры, а следующие 5 или 6 игр сталкивается с очень слабыми противниками и набирает гораздо лучший результат, только если он был одним из лидеров с первых раундов, где ему предстояло столкнуться с очень сильными игроками. Таких игроков называют «подводными лодками».

Правила шведских шахмат

Давайте разберем правила шведских шахмат. Четыре игрока, участвующих в партии, разбиваются на две пары. Для игры нужны две шахматные доски и два комплекта фигур. При желании можно добавить в игру ограничения по времени хода. Тогда играющим потребуются еще два экземпляра обычных шахматных часов.

Побеждает команда, первая поставившая мат на любой из двух досок. При игре с ограниченным временным контролем победой также считается просрочка времени хотя бы одного из противников.

Игроки-союзники садятся рядом друг с другом. Партнёры могут свободно общаться во время игры, запрещены только очевидные подсказки ходов своему союзнику.

Один из партнёров играет белыми, а другой – чёрными. После завершения партии игроки меняются цветами, а также (при желании) соперниками. На сайте Gambler смена противников проводится автоматически. После того, как все участники нажали «Еще партию», одна из пар меняется цветами фигур и местами, а их противники остаются на месте. Так что, если вы захотите обменяться цветами, но не противниками, вам нужно создавать новый стол.

Обе доски и «рукава» всегда находятся в зоне видимости всех четырёх игроков. «Рукав», или «резерв» — это набор фигур противника, которые ранее были сняты вашим союзником с доски. Положить фигуру в «рукав» можно только после окончания хода — запрещено одновременно держать в руке две фигуры и больше. При контроле времени игрок должен вначале завершить свой ход на часах, а затем положить фигуру в «резерв» союзника.

Во время своей очереди шахматист может либо ходить по правилам обычных шахмат, либо выставить фигуру из своего «рукава». Её можно ставить на одно из свободных полей своей доски. Ограничения есть лишь для пешек – их не ставят на 1 и 8 ряды.

Пешка, достигшая 8 ряда, становится любой другой фигурой, за исключением короля – всё по международным правилам шахмат. Однако, если такая фигура уничтожается, то в «резерв» она уходит пешкой. На Гамблере действует отступление от международных правил. Когда пешка игрока достигает 8 горизонтали, игра приостанавливается. Игрок должен снять с соседней доски фигуру оппонента, поставить её вместо своей пешки, а саму пешку отдать в «рукав» оппонента, у которого он снял фигуру. После того, как пешка попадает в «рукав», игра продолжается.

Международные правила шведских шахмат обладают рядом популярных модификаций. Чаще всего изменения в правилах ограничивают использование «рукава». Например, игроки могут договориться не ставить из «резерва» мат или шах. Можно обсудить и запрет на выставление пешек не только на 1 и 8, но и на 7 горизонталь. На Gambler эти модификации можно включить или отключить, выбирая нужные варианты при создании стола.

Шахматы Фишера

Правила этой игры практически идентичны классическим шахматам, но имеются определенные отличия относительно расстановки и рокировки. Расположение пешек на доске остается таким же, как и в традиционной игре, а вот фигуры можно размещать произвольно. Есть условия, что слоны должны находиться на полях разного цвета, а король помещается только между парой тур. При этом позиции фигур черного и белого цветов должны размещаться зеркально.

Основатель этого варианта шахмат – Роберт Фишер, человек, обладающий одиннадцатью титулами чемпиона мира. Подобные правила позволяют создать 960 вариантов расположения фигур на шахматной доске, поэтому, данный вид игры еще носит название шахматы-960.

Русские шахматы

В этой разновидности передвижения фигур ничем не отличаются от передвижений в классических шахматах, но вот их наименования полностью изменены. Фигуры называются таврели, расположены на поле в точно таком же порядке. Главной фигурой на доске является хелги, в которой объединены возможнжости ферзя и коня. В Древней Руси подобная разновидность шахмат пользовалась массовым спросом в IX-X веках, но после церковь ее запретила, так как приравняла к пьянству и азартным развлечениям.

Таврели полностью исчезли при правлении Петра Первого, который решил популяризировать в России классический вариант шахмат. А вот в 1997 году в Москве создали Международную федерацию русских шахмат – были установлены обновленные правила, стали проводиться первые соревнования.

Как играть в шведские шахматы?

Шведские шахматы появились совсем недавно. Спецификой игры заключается наличие обязательной спешки, в ходе игрового процесса шахматисты переговариваются друг с другом, решают какие-то сложные задачи. Интересно, но из-за этой суматошной ситуации, этот вид шахмат в англоязычных странах называется сумасшедшим домом.

Но наиболее интересным и неожиданным явлением становится то, что шведки — это командная игра, что абсолютно отличается от классических шахмат с их монотонностью и правилом: каждый сам за себя.

Шведской модификацией обычных шахмат является игра «Bughouse chess» («Багхаус») в просторечье называемая «шведки». Игра ведется на двух досках четырьмя игроками и партии пара шахматистов, находящихся за различными досками, составляет одну команду. При этом если один партнер играет белыми, то второй черными. Особенно пикантным нюансом шведских шахмат является возможность передачи поверженной фигуры противника, своему коллеге по команде, играющему за другой доской. Именно эти, на первый взгляд алогичные правила и стремительный темп игры с передачей фигур, послужили поводом для названия шведских шахмат их сегодняшним именем «Bughouse chess» — сумасшедший шахматный дом.

Сама игра происходит одновременно на двух досках. Игроки-напарники сидят рядом, играя против таких же любителей шведок. Интересным моментом игры является то, что напарники играют разными по цвету фигурами. При этом, те фигуры, которые «съест» один игрок, переходят на доску второму. Напарники могут переговариваться друг с другом, но правила запрещают давать советы и какие-либо подсказки.

Основные правила шведских шахмат

Шведские шахматы игра командная причем командная форма игры выражена в основном в возможности передачи взятой фигуры своему партнеру. Однако они не выставляются сразу на игровое поле, а находятся в резерве, который размещается рядом с игровым полем, но вне его. Если игрок желает пополнить сою армию какой-либо фигурой из резерва он вынужден пропускать ход. Фигура, вне зависимости от ее значимости выставляется на любую свободную клетку шахматной доски.

В основном командная партия ведется по обычным шахматным правилам, но при проведении блицтурниров они несколько модифицированы. В блиц-турнире победа может быть засчитана не только за постановку мата, но и в случае если один из игроков противника просрочил время. Ничья возможна по взаимодоговоренности обеих команд, а сдача партии возможна только по обоюдному согласию партнеров. Как показывает практика проведения блиц-турниров ничьи в шведских шахматах случаются достаточно редко.

Популярные статьи  Сицилианская защита. Система Паульсена

Так как игра ведется на двух досках, а для победы одной команды достаточно постановки мата одному из игроков, сегодня сформировались специфичные правила игры, которые отсутствуют в классических шахматах.

Особенности игры «Bughouse chess»

Ведение в шведские шахматы контроля времени и командная стратегия игры привели к тому, что общепринятые правила классических шахмат в турнирах «Bughouse chess» отменены. Основными отличиями являются:

  • начало хода считается не по касанию игроком фигуры, а с момента переключения часов;
  • игрок имеет право передать побитую фигуру противника своему партнеру для формирования резерва столько до переключения часов.
  • «резервная» пешка не может быть выставлена на первую и последнюю горизонталь;
  • во время турнира резервы каждой команды должны быть открыты для противника;
  • ладья если она не ушла с первой горизонтали имеет право участвовать в рокировке вне зависимости от ее положения.

Преимущества шведок

Опытные шахматисты выделяют массу преимуществ, которые делают этот оперативный и интересный вид шахмат интересным. Среди этих преимуществ можно выделить следующие характеристики:

  • шведки не позволят скучать, они проходят динамично, с сохранением определенного темпа и настроя;
  • интенсивность процесса, наличие напарника воспитывают командный дух, позволяют играть не только на личное благо, но для общей победы;
  • у шахматистов развивается схематичное мышление, появляется возможности принимать оперативные решения в условиях стрессовой ситуации;
  • в разы увеличивается число возможных ходов, что част привлекает шахматистов большим опытом;
  • этот вид шахмат не предполагает наличие ничьей, таким образом постоянно развивается воля к победе;
  • это пока единственный вид шахмат, в которой техника игры опытных шахматистов может привести к тупику решения компьютера.

Шахматы имеют множество разновидностей, но шведки считаются наиболее динамичным их вариантом. Для того чтобы научиться играть в эту игру, необходимо изменить стандартное мышление.

Правила (Общие)

     Играют две команды по два игрока. Одновременно ведётся две партии на двух досках, игроки одной команды играют, каждый на своей доске, разным цветом фигур. При взятии фигуры противника игрок передаёт её партнёру, играющему на другой доске. Битые партнёром фигуры составляют так называемый «резерв». Резерв каждого игрока стоит за доской. При желании игрок может вместо своего очередного хода выставить любую фигуру резерва на любое свободное поле доски, введя её, таким образом, в активную игру. За исключением некоторых (см. ниже) особенностей, игра на каждой доске ведётся по стандартным шахматным правилам. В турнирах обычно используются модифицированные правила для блиц-турниров классических шахмат. Проигрывает команда, игроку которой поставили мат, либо игрок которой первым просрочил время. Разумеется, любая команда может в любой момент сдаться. Ничья объявляется по взаимному соглашению сторон, либо если одновременно истекает время на обеих досках, либо если одновременно на обеих досках ставится мат. На практике ничьи бывают исключительно редко.

Ограничения и отличия от шахматных правил

  • Правило «тронул — ходи» не используется. Ход считается сделанным, когда переключены часы. Если игрок своим ходом взял фигуру противника, то он должен передать её партнёру до того, как переключит часы. Нельзя брать в руки одновременно более одной фигуры.
  • Если король находится под шахом и его невозможно ни увести, ни прикрыть фигурой с доски, однако при этом он в принципе может быть прикрыт выставлением фигуры из резерва (даже если в данный момент у игрока такой фигуры нет), такая позиция считается не матом, а шахом. В этом случае проигрыш не фиксируется. Игрок может зависнуть (см. ниже) до получения нужной фигуры, выигрыша одной из сторон на другой доске или истечения времени. Матом признаётся только позиция, где король не может быть прикрыт от шаха никаким допустимым правилами способом (то есть когда шах дан конём, либо дающая шах фигура стоит вплотную к королю, либо шах дан одновременно двумя фигурами, от которых невозможно закрыть короля одним ходом). Такое положение обозначается устойчивым словосочетанием «Мат на доске».
  • Запрещается выставлять пешку из резерва на последнюю и первую горизонталь.
  • Фигура, которая была превращена из пешки, при снятии с доски передаётся противнику не как фигура, а как пешка.
  • Пешка, выставленная на поле второй горизонтали, имеет те же возможности хода, что и пешка, изначально стоящая на своей исходной позиции: она может первым ходом пойти на два поля; при таком ходе она может быть взята на проходе ответным ходом противника.
  • Ладья, выставленная на крайнее поле первой горизонтали, может участвовать в рокировке, как никогда не ходившая.
  • Игрокам запрещено скрывать резерв от противников.

Варианты правил

     Существуют модификации правил, используемые в разных клубах и серверах в Интернете. Отличия, в основном, касаются следующих моментов:

  • Шах или мат при выставлении фигуры на доску.
    • Нельзя объявлять шах или мат.
    • Можно объявлять шах, но нельзя объявлять мат.
    • Можно объявлять и шах, и мат.
  • Выставление на доску пешки из резерва.
    • Можно выставлять на любое свободное поле, кроме первой и последней горизонтали.
    • Нельзя выставлять на вторую горизонталь (от игрока).
    • Нельзя выставлять на вторую и седьмую горизонталь.
    • На вторую (от игрока) горизонталь пешку можно выставлять только с шахом.
  • Порядок превращения пешки.
    • Пешка превращается по обычным шахматным правилам, то есть объявляется нужной игроку фигурой, кроме короля и пешки. Никаких других действий не производится. При взятии превращённой пешки она переходит к партнёру противника как пешка. На практике пешку при превращении просто объявляют фигурой, но физически на фигуру не заменяют, ведь в короткой партии практически невозможно забыть, что данная пешка превращена, а при последующем взятии не приходится заменять фигуру обратно на пешку.
    • При превращении пешки у соперника с другой доски снимается любая фигура (кроме короля и пешки, а также, в некоторых вариантах, ферзя), которая и ставится на место пешки. Сама пешка отдаётся сопернику на другой доске в резерв. При снятии превращённой фигуры она возвращается сопернику как фигура, а не как пешка.

     Наиболее распространённым вариантом правил являются правила сервера FICS.

  • Выставленной фигурой можно объявлять и шах, и мат.
  • Пешку можно выставлять на любую горизонталь, кроме первой и последней.
  • При превращении пешки фигура у соперника не забирается, просто пешка объявляется желаемой фигурой. При снятии превращённой пешки она передаётся противнику как пешка.

Программа швейцарской системы

Швейцарская система предполагает соблюдение нескольких правил:

  • шахматисты не могут встречаться друг с другом более одного раз по ходу турнира;
  • каждый тур применяется чередование цветов фигур для каждого игрока;
  • при нечетном количестве заявленных на соревнования шахматистов игрок, пропустивший первый тур, получает один балл.

Распределение мест по итогам соревнований осуществляется с учетом набранных игроками баллов. При наличии игроков с одинаковыми результатами учитываются дополнительные коэффициенты. Одним из основных становится методика Бухгольца. Её применение предполагает подсчет очков, набранных соперниками шахматистов с равным количеством баллов в турнирной таблице.

В настоящее время всю механическую работу выполняют компьютерные программы. Наиболее популярной из них является Swiss-Chess, которую можно применять для управления и организации шахматных турниров любого уровня.

Теория

     Из-за наличия в шведских шахматах элементов, связанных с контролем времени и взаимодействием игроков, чисто аналитическая теория, подобная теории классических шахмат, построена быть не может. Исход игры в значительной мере зависит от интуиции и качества взаимодействия игроков. Основные моменты, отличающие тактику шведских шахмат:

  • Наличие резерва само по себе требует изменения подхода к тактике и нападения, и защиты. В обоих случаях нужно учитывать фигуры резерва, свои и противника, причём не только наличные, но и те, которые могут появиться.
  • Фигура в резерве имеет бо́льшую ценность, чем одноимённая фигура на доске, главным образом, из-за гораздо большей мобильности. Принято считать что фигура в резерве приблизительно в полтора раза сильнее такой же фигуры на доске, но эта оценка не вполне точна, так как разница зависит от фигуры и позиции.
  • Изменяется сравнительная ценность фигур. Так, на доске слон сильнее коня, поскольку более мобилен, но в резерве мобильность уравнивается, и конь становится сильнее, поскольку от него невозможно закрыться.
  • Размен одной сильной фигуры на две менее сильные, считающийся в классических шахматах более-менее равноценным (слона за две пешки, или ладьи за слона и коня) чаще всего более выгоден команде, игрок которой отдаёт одну фигуру, поскольку его партнёр получает две фигуры в резерв, где они потенциально сильнее одной, даже более сильной, получаемой партнёром противника.
  • Возрастает ценность пешек. Во-первых, они обеспечивают прикрытие позиции (выставлением пешки из резерва можно прикрыть угрожаемое направление практически на всей доске), во-вторых, после постановки пешки из резерва на шестую—седьмую горизонталь они гораздо легче, чем в классических шахматах, могут быть превращены в фигуры.
  • При наличии у партнёра возможности быстрой победы, для которой необходима определённая фигура, игрок может действовать в «режиме камикадзе», делая заведомо проигрышный ход, чтобы получить требуемую фигуру, передать её партнёру и зависнуть, дав партнёру возможность выиграть.
Популярные статьи  47-ой Мемориал Капабланки

     Разрешение или запрет на выставление фигур из резерва с шахом и/или матом существенно влияет на характер игры. Если разрешён и шах, и мат при выставлении фигуры, партии чаще проводятся в режиме форсированной атаки на короля противника, пусть даже за счёт больших жертв. Разрешение шаха, но запрет мата при выставлении фигуры требует применения несколько более изощрённых способов атаки. Полный запрет за шах и мат при выставлении фигур из резерва приводит к тому, что игра приобретает позиционный характер. Партии в таких играх обычно длятся дольше.

Русские линейные

У игрока может присутствовать несколько королей. Доска состоит из вертикальных линий, начинающихся с одной стороны у белых фигур, заканчивающаяся на противоположной стороне соответствующей черной фигурой. Когда фигура попадает на чужую линию, она обменивается на ту, на чьей линии она оказалась. Целью русских линейных шахмат не является постановка мата, так как игрок может получить другого короля, попав на соответствующую линию. Появилась эта игра относительно недавно, а ее основателем считается писатель Валерий Данильчук. Первый официальный турнир был проведен в 2018 году в городе Волгоград.

Недостатки швейцарской системы

  • Алгоритм сведения пар в турнире достаточно сложен, даже при 40 участниках процесс жеребьевки вручную будет очень трудоемким, начиная примерно с 3 тура. Поэтому в современных турнирах, как правило, используются специальные компьютерные программы для проведения жеребьевки.
  • В швейцарской системе более или менее справедливо определяются победители и аутсайдеры, но в середине турнирной таблицы места часто распределяются недостаточно точно. Иногда, из-за небольшого общего числа партий, призеры так и не встречаются между собой в течение турнира. Победителя приходится определять по дополнительным коэффициентам, что менее справедливо, чем, например, финальный матч претендентов в других системах.
  • Принцип чередования цвета и количество игр белыми и черными в швейцарской системе не всегда удается выдержать.

Таким образом, рассматривая преимущества и недостатки, можно с уверенностью сказать, что швейцарская система, безусловно, является одной из лучших систем проведения крупных турниров, позволяющая справедливо выявить победителя и призеров турнира в короткие сроки при минимальном числе туров.

Порядок и организация спаривания

Принципы

Принцип швейцарского турнира заключается в том, что каждый игрок будет противостоять сопернику, который до сих пор выступал так же (или плохо), как он.

Первый раунд определяется либо подбрасыванием монеты, либо семенем, определенным их рейтингом Elo Chess. Игроки, которые выигрывают, получают одно очко, те, кто рисует, получают половину очка, а проигравшие не получают очков. Независимо от того, выиграют ли они, проиграют или сыграют вничью, все игроки продолжают турнир в следующем раунде, где победители будут противостоять победителям, проигравшие — проигравшим и так далее.

После первого раунда игроки сталкиваются с противниками, набравшими такое же количество очков (или примерно). Во время одного и того же турнира ни один игрок не встречается с одним и тем же соперником дважды. В шахматах заботятся о том, чтобы каждый игрок играл одинаковое количество партий белыми или черными, по возможности чередуя их и не более двух партий подряд одного цвета.

В некоторых видах спорта желательно, чтобы фавориты не участвовали в первых раундах. Простое правило создания пар состоит в ранжировании игроков в соответствии с их счетом, затем в одной группе игроки ранжируются в соответствии с их оценочной силой ( рейтинг Эло в шахматах) или другим критерием. Каждый игрок из первой половины своей рейтинговой группы играет против игрока из второй половины. Например, если в группе 8 игроков с одинаковым счетом, номер 1 сталкивается с номером 5, номер 2 — с номером 6 и так далее. Затем вносятся изменения, чтобы сбалансировать цвета и предотвратить многократные встречи игроков.

Подробные правила сопоставления относительно сложны, и организаторы турниров обычно полагаются на компьютер для проведения матча. Если правила строго соблюдаются, у организатора нет выбора, как составить пары.

Турнир продолжается в течение количества раундов (называемых «раундами» в шахматах), определенного до начала турнира (обычно от 3 до 9 раундов). После последнего раунда игроки ранжируются в соответствии со своим счетом, в случае ничьей они могут быть разбиты по сумме очков соперников или по другому определенному заранее тай-брейку .

Метод

В начале турнира n игроков ранжируются в соответствии с их силой. В первом раунде (называемом раундом в шахматных турнирах) игроки делятся на две подгруппы: подгруппа S1, состоящая из игроков с 1 по n / 2, и подгруппа S2, состоящая из игроков (n / 2) +1 к п. Первый из S1 играет против первого из S2, второй из S1 против второго из S2 и так далее, так что последний игрок из S1 играет против последнего игрока из S2.

В случае нечетного количества участников последний освобождается от участия и получает балл.

В случае, если игра или вид спорта не являются симметричными (например, в шахматах, где цвет является важным критерием, или в футболе, где игра дома или на выезде не является нейтральной), этот критерий следует учитывать и проводить чередование. : например, в шахматах игроки подгруппы S1 с нечетным номером играют с цветом, противоположным цвету игроков подгруппы S1 с четным номером. Как правило, в шахматах разыгрывается цвет стартового игрока.

После каждого раунда участники с одинаковым количеством очков группируются вместе, и процесс, описанный выше, повторяется, стараясь никогда не встретить одни и те же соперники дважды и стараясь чередоваться как можно точнее (количество игр с белыми близко к что с черными).

Когда участник не может быть сопоставлен в своей группе баллов (если он один или если он уже встретился со всеми остальными), он попадает в ближайшую группу баллов.

Жеребьевка по швейцарской системе

Распределение соперников в первом туре осуществляется по двум принципам:

  • слепая жеребьевка,
  • рейтинговый посев.

В первом случае пары шахматистов формируются без учета рейтинга. Рейтинговый посев предполагает создание таблицы участников на основании актуального количества баллов по системе Эло или альтернативным шкалам. Список шахматистов делится на две половины. При 22 участниках соревнований в лидирующую группу войдут игроки с 1 по 11 в рейтинге. Вторая часть листа будет сформирована из шахматистов с номерами от 12 до 22. В первом туре представители сильнейшей корзины играют с представителями слабейшей: №1 с №22, №2 с №23.

После завершения первого игрового дня участники соревнований формируют три группы. В первой оказываются победители партий, во второй — шахматисты с ничейными результатами, в третьей — проигравшие.

Другие игры по швейцарской системе

Волшебная карточная игра

Карточная игра Magic: сборка использует швейцарскую систему для большинства турниров. Игроки получают три очка за победу и одно за ничью. В некоторых из этих турниров первые 8 игроков попадают во второй турнир на выбывание: «TOP8»; определенная статистика используется для разделения любых связей. Отрицательным моментом этой системы является то, что, поскольку ничьи случаются редко, из-за предупреждения тай-брейка 6 лучших игроков, проигравших только один раз в первых раундах, могут согласиться на ничью в последнем раунде; что в целом гарантирует им место в восьмерке лучших.

Скрэббл

В некоторых турнирах по скрэбблу используется система, известная как «Модифицированная швейцарская система», «Портлендская швейцарская система», «Швейцарская система шрифтов» или «Быстрое совпадение». В этом случае игроки группируются по четыре человека и играют три раунда в пулах. Затем выполняется сопоставление, как в швейцарской системе, но с использованием позиций, установленных после второй, третьей и т. Д. очередь вместо последнего. Это дает возможность организатору турнира заранее знать, кто с кем будет играть, и это в конце одного из раундов вместо того, чтобы ждать до конца последнего матча последнего раунда перед началом. процесс сопряжения (который может занять время).

Другая система, используемая в Scrabble на основе швейцарской системы, известна как «жевательная пара» и использовалась на национальных чемпионатах в Северной Америке и Канаде.

Международная федерация франкоязычных игр Classic Scrabble (FISF) использует систему под названием «Классическая формула». Эта система похожа на швейцарскую. Количество раундов связано с количеством игроков: например, 6 раундов для 33-64 игроков. Игроки изначально ранжируются (в порядке убывания шансов). Для спаривания в первом туре мы составляем две группы. Первая группа состоит из первых двух третей первоначальной классификации. Вторая группа — это нижняя треть исходной классификации. 1 — й первой группы играет против последних из первой группы, то 2 — й против предпоследнего первой группы и т.д. для третьего третьего: 1- й против 2- го , 3- й против 4- го и т. д. Во втором раунде первый из победителей (победа приносит 3 очка) встречается с последним из победителей, если число победителей четное, в противном случае он встречается с первым из проигравших. И так далее.

Популярные статьи  Позиция из партии Тайманов-Геллер. Чем закончилась партия?

Кровавая чаша

Турниры Blood Bowl проводятся в швейцарской системе очень регулярно. Тем не менее, ничьи меняются от турнира к турниру (количество тачдаунов или выходов, разница в TD или выходах, счет соперников и т. Д.).

Швейцарская система двойного раунда также может использоваться в многопользовательских командных турнирах, основанных сначала на командном рейтинге (для пары команда-команда), затем на индивидуальном рейтинге (игрок с наивысшим рейтингом индивидуально из команды А против самого высокого — команда B, вторая по рейтингу из A против второй из B и т. д.).

По соглашению жеребьевка раунда в Швейцарии немного видоизменяется, чтобы не проводить одни и те же матчи.

Контрудар

Формат крупных турниров Counter Strike также основан на этом принципе. Полный формат сочетает в себе два этапа швейцарской системы 5 туров с участием 16 команд. 8 лучших команд первого этапа встречаются на втором этапе с 8 лучшими командами мирового рейтинга. 8 лучших команд второго этапа наконец встречаются за плей-офф.

Контроль времени

     Обе партии начинаются и ведутся одновременно, никаких специальных правил по синхронизации ходов на досках нет. Игра практически всегда ведётся с контролем времени, для которого используется пара обычных шахматных часов (одни часы на доску). Контроль времени принципиально важен, поскольку, в отличие от шахмат, влияет на логику игры из-за наличия состояний зависания и ожидания. Обычно на партию даётся не более 5 минут на игрока, чтобы при одновременном зависании на обеих досках не ждать долго, пока на одной из досок время истечёт раньше. Во время игры игроки должны видеть показания часов соседней доски.

     Возможна, хотя и редко практикуется, игра без контроля времени. В ней вводится правило «ход за ход» — игрок, сделавший ход на одной доске, имеет право (но не обязан) потребовать, чтобы следующий ход в игре сделал соперник, играющий на другой доске. Это вынужденная мера, чтобы исключить возможность возникновения ситуации, когда на обеих досках игроки зависли и партия не может продолжаться дальше. Тактически игра без контроля времени заметно отличается от обычной.

Что такое шведские шахматы

Особенности командной игры

Зависание и ожидание

Поскольку игра ведётся на двух досках, а мат требуется поставить только на одной, появляется дополнительный тактический элемент: игра с учётом состояния партии, ведущейся на другой доске, и оставшегося времени. Этот элемент привёл к появлению в шведских шахматах специфических понятий и механизмов игры.

В какой-то момент партии игрок может решить, что в данной ситуации делать свой очередной ход нельзя или невыгодно. Например, для успешного продолжения своей партии необходимо получить в резерв определённую фигуру, или, наоборот, назревает размен, из-за которого у партнёра (к противнику которого перейдут взятые фигуры) может резко ухудшиться ситуация. Один из вариантов действий — не делать хода, пока ситуация не изменится (скажем, пока партнёр не предоставит нужную фигуру). Такое состояние называется «зависание». Очевидно, зависание может продолжаться не дольше, чем до истечения времени игрока.

Если позиция в партии такова, что после хода игрока противних ответным ходом неизбежно поставит мат, то единственная возможность избежать проигрыша — вынужденное зависание в надежде на то, что за оставшееся время партнёр сможет победить на своей доске. Такое зависание называется «ожидание». Очевидно, если у соперника на другой доске осталось больше времени, чем у ожидающего игрока, он может добиться победы, если, в свою очередь, зависнет — время раньше истечёт у ожидающего.

Переговоры партнёров

Для координации действий партнёров в шведских шахматах разрешаются устные переговоры. Переговоры ведутся в открытую. В ходе переговоров партнёры могут указывать на состояниие партии на своей доске, говорить, какие фигуры им необходимы. Никакого формализованного протокола переговоров нет, обычно стараются говорить коротко, чтобы не терять время и не мешать партнёру без необходимости. Типичные реплики партнёров в ходе переговоров: «Я завис», «Мне нужен конь», «Мой ждёт» (то есть противник говорящего находится в ожидании, так что теперь исход партии зависит от партнёра и от времени), возможны рекомендации типа «зависни, у нас время лучше» или «возьми слона», можно спрашивать мнение партнёра о своей партии или задавать вопросы об уместности отдельных ходов (например, «можно мне разменять ферзей?»). Реплика «Мат на доске» — оповещение о выигрыше партии.

В переговорах запрещены лишь прямые подсказки партнёру, то есть фразы, рекомендующие сделать конкретный ход, типа «пойди ферзём на g5» (хотя это правило применяется не всегда). За прямую подсказку, в зависимости от регламента турнира, может быть уменьшено время игрока или даже засчитано поражение. Кроме того, турнирные правила обычно рекомендуют сводить до минимума обмен репликами, не имеющими прямого отношения к сути игры.

Итоговая классификация и тай-брейки

Американская сетка

В конце последнего раунда игроки ранжируются в соответствии с количеством очков, полученных в турнире, в виде американской сетки.

Пример американской шахматной сетки
Квадратный Фамилия Имя Национальный Кот. Кормили. Лига R1 R2 R3 R4 R5 R6 R7 Оч Bu.Tr. Так что. Cu.
1 Игрок 1 1300 Поу ENG IDF + 9B + 4N + 6B = 2N + 5B + 7N + 10B 6.5 21,5 18,75 26
2 Игрок 2 1490 Поу ENG IDF + 5N -3B + 7N = 1B + 6N + 10B + 8N 5.5 23,5 15.5 20
3 Игрок 3 1120 Поу ENG IDF + 10B + 2N -4B -6N + 7B + 8N + 5B 5 22,5 15 19
4 Игрок 4 1210 Поу ENG IDF + 7N -1B + 3N -5B + 10N + 6B + 9N 5 22,5 12 18
5 Игрок 5 1060 Поу ENG IDF -2B + 10N + 8B + 4N -1N + 9B -3N 4 25 8 17
6 Игрок 6 1009E Поу ENG IDF + 8B + 9N -1N + 3B -2B -4N -7B 3 27 8 17
7 Игрок 7 1009E Поу ENG IDF -4B + 8N -2B + 9N -3N -1B + 6N 3 27 6 11
8 Игрок 8 1009E Поу ENG IDF -6N -7B -5N + 10B + 9N -3B -2B 2 21,5 1 7
9 Игрок 9 1009E Поу ENG IDF -1N -6B + 10N -7B -8B -5N -4B 1 23,5 5
10 Игрок 10 1009E Поу ENG IDF -3N -5B -9B -8N -4B -2N -1N 28 год
Легенда
  • Национальный: рейтинг игрока в очках Эло, 1009E означает, что игрок не имеет рейтинга Эло (E означает, что рейтинг Эло является оценочным)
  • Кот. : категория игрока, здесь Pou = Poussin (от 8 до 9 лет)
  • Кормили. : federation (здесь все игроки французы)
  • Лига: региональная лига игрока (здесь IDF = Иль-де-Франс)
  • R1, R2, R3, R4, R5, R6 и R7: результаты раунда, + 9B означает победу (+) над игроком, занявшим 9 место, белыми фигурами (B)
  • Pts = Очки
  • Bu.Tr. = Усеченное по Бухгольцу ( тай-брейк )
  • Так Б. = Зоннеборн-Бергер (система тай-брейков )
  • Cu. = совокупный балл (система определения тай-брейков )

Разбивка по маршруту

В этом типе тай-брейка привилегирован участник, который находится в лидирующей гонке, что направлено на противодействие стратегии проигрыша в первом раунде, чтобы впоследствии встретиться с более слабыми противниками (называемыми подводной лодкой ). Например :

  • накопительная система учитывает сумму очков , полученную после каждого раунда,
  • Kashdan  : он имеет 4 очка за победу, 2 за ноль и 1 поражений, поэтому наказание игроков, которые предоставили нулю .

Разбивка по встреченным противникам

Основная идея состоит в том, что победа над более сильным противником ценится выше, чем над более слабым. Этот принцип реализуется несколькими способами:

  • брейке Бухгольца (ранее Solkoff или Solkov ): эта система брейка является суммой баллов противников игрока,
  • Соннеборн-Berger брейк  : баллы участника сумма очков противников он избил и половину очков противников , против которых он нарисовал (он ничего не забивает , когда он потерял),
  • бразильский или усеченный Бухгольц  : как Бухгольц, но мы удалим оценку самым слабым в серии,
  • медиана Харкнесс или Буххольц  : как Бухгольц, но мы удалим оценку самых слабых и самых сильных в серии,
  • характеристики  : связать в соответствии с производительностью Эла , который отражает средние Эл противник,
  • прямая конфронтация  : Если два игрок играл друг против друга, результат этой части галстука.
Оцените статью
Павел Алексеев
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Что такое шведские шахматы
Спутница Султан-Хана — Фатима