Взаимодействие фигур и пешек в шахматной партии

Фигуры в шахматах. Пешка

Взаимодействие фигур и пешек в шахматной партииПешка является универсальным мерилом шахматных фигур по ценности. Начинающим даже приводят шкалу ценности каждой фигуры в шахматах, измеряемую в пешечном эквиваленте. Например, конь или слон оцениваются в три пешки, ладья — 5 пешек, а ферзь стоит около 10 пешек. Конечно, такая градация относительна, но очень удобна в начале знакомства с шахматами, так как сразу дает представление о силе и цене фигур. Начинающий, зная о пешечном эквиваленте каждой фигуры не станет, например, разменивать своего ферзя на слона или ладью.

Еще в 18 веке легендарный французский шахматист, Франсуа Филидор, указывал на важное значение пешек в шахматной партии. Он считал пешки — душой игры, от пешечного построения зависит как успех вашей атаки, так и защиты и в конечном счете именно расположение пешек может стать ключевым моментом, решающим исход шахматной партии

Поэтому берегите свои пешки, следите за тем, как вы их расставляете, какие слабости в позиции появляются от той или иной пешечной структуры.

Виды пешек

Взаимодействие фигур и пешек в шахматной партииУ черных отсталая пешка, которую блокируют белые и побеждают в партии

Проходная пешка — пешка, на пути которой отсутствуют вражеские пешки и они не держат под боем поля, через которые пешка должна пройти до последней горизонтали соперника, до поля превращения.

Отсталая пешка ― при наличии на соседних вертикалях других своих продвинутых вперед пешек, , сама пешка не может двигаться по причине блокировки. Отсталая не может быть защищена другими своими пешками, поэтому является целью атаки противника. В конце игры, в эндшпиле, отсталые пешки могут стать причиной поражения.

Изолированная пешка — на соседних с пешкой вертикалях отсутствуют свои пешки. Наличие такой пешки, как правило, является слабостью. Выражается это в том, что такую пешку нельзя защитить другими своими пешками. Это значит, что на такую пешку соперник сможет оказывать давление, будет пытаться выиграть, что в свою очередь, заставит вас выделять на ее защиту другие фигуры. Если в наличии фланговой изолированной пешки практически нет плюсов, то центральная изолированная пешка (расположенная на вертикали d или e) в какой-то мере компенсирует свое положение тем, что за счет открытости соседних вертикалей вырастает мобильность и взаимосвязь других ваших фигур.

Разрозненные пешки — пешки одного цвета, разделенные одной или несколькими вертикалями, на которых нет своих пешек.

Взаимодействие фигур и пешек в шахматной партииТа же самая позиция, что и выше, только теперь ход черных. Из отсталой черные превращают в проходную пешку. Победа черных

Связанные пешки — две или более пешки, имеющие возможность защищать друг друга.

Висячие пешки — пара расположенных на смежных вертикалях пешек, не защищенных другими пешками. В плане слабости они характеризуются также, как и  изолированные пешки, но висячие пешки могут быть использованы, как средство атаки.

Сдвоенные пешки — две пешки одного цвета на одной вертикали. Чаще всего возникают в начале партии, когда идет размен легких фигур на третьей или шестой горизонтали.

В следующей статье мы рассмотрим шахматную фигуру — коня.

Советы начинающим

Секция шахмат для взрослых и детей дает несколько советов начинающим гроссмейстерам. Следование им обеспечит вам удачную партию и позволит стать настоящим асом в этом виде спорта. Ниже мы приведем основные из них:

  • Обдумывайте каждый ход противника;
  • Разрабатывайте собственный план того, как поставить сопернику шах и мат;
  • Знайте ценность своих фигур.

На некоторые моменты следует обратить особое внимание. Вот они:. Защищайте своего короля

Защищайте своего короля

Даже при правильной расстановке на доске безопасность короля может оказаться под угрозой. Поэтому всегда тщательно продумывайте его защиту, не позволяя сопернику ставить шах и мат. Но в то же время не позволяйте себе спокойно наблюдать за тем, как едят ваши фигуры.

Грамотный гроссмейстер не только держит под защитой своего главнокомандующего, но и разрабатывает удар по противнику.

Контролируйте центр шахматной доски

Держать под контролем нужно, как минимум – 4 центральных клетки. Именно здесь располагаются основные игровые позиции. Фигуры по краям игрового поля меньше вовлечены в игровое сражение и потому они менее поворотливы. Партию невозможно вытянуть одними пешками. Поэтому нужно, не мешкая поочередно вводить в нужные зоны основные силы, которыми вы будете ставить шах и мат партнеру.

Правила игры в шахматы. Ходы

Ход — это перемещение своей фигуры с поля, где она стоит на другое свободное поле или поле, занятое фигурой соперника. Во втором случае чужая фигура снимается с доски, на ее место ставится своя фигура и это действие называется взятие, или по-простому «съели фигуру». Ходить на поля, где стоит своя фигура, нельзя. Фигуры, за исключением коня, не могут перепрыгивать свои или чужие. Каждая фигура ходит по своим определенным правилам.

Итак, как же ходят фигуры:

— Пешка ходит только вперед, если это ее первый ход, то она может сходить на два поля, в дальнейшем она может передвигаться только на 1 клетку. Ест пешка на 1 поле по диагонали, наискосок вперед.

Ход пешкой, следующим ходом — взятие чужой пешки

У пешки есть возможность съесть чужую пешку, если первым ходом пешка соперника проходит поле, остановившись на котором могла быть съедена — это называется взятие на проходе. При взятии на проходе чужая пешка снимается с доски, а ваша ставится на поле, на котором могла быть съедена пешка.

Взаимодействие фигур и пешек в шахматной партииХод пешкой, а следующим ходом — взятие на проходе

Если пешка достигает последней горизонтали (для белых — это восьмая, для черных — первая), то она превращается в любую другую фигуру, за исключением короля, по желанию играющего. Например, ваша пешка доходит до конца, вы ее снимаете с доски и на это же поле ставите ферзя.

Популярные статьи  Сицилианская защита. Система Паульсена

Взаимодействие фигур и пешек в шахматной партии

— Ладья ходит на любое поле по вертикали или горизонтали (влево — вправо, верх — вниз).

Взаимодействие фигур и пешек в шахматной партии

— Слон ходит на любое поле по диагонали, при этом если слон изначально стоял на белом поле, то он называется белопольным слоном и он ходит только по светлым полям диагоналей. Аналогично с чернопольным слоном.

Взаимодействие фигур и пешек в шахматной партии

— Ферзь — самая сильная фигура в шахматах, может ходить на любое поле по вертикали, горизонтали и диагонали.

Взаимодействие фигур и пешек в шахматной партии

— Король — может ходить только на 1 клетку в любом направлении.

Взаимодействие фигур и пешек в шахматной партии

Но он не может ходить на битые поля — это такие поля, на которых может быть съедена ваша фигура следующим ходом соперника.

Взаимодействие фигур и пешек в шахматной партии

У короля есть особый ход во взаимодействии с ладьей, он называется рокировка. Если король не двигался с начала игры, то он может рокироваться с ладьей. Король перемещается на 2 клетки в сторону, а ладья становится рядом с ним.

Взаимодействие фигур и пешек в шахматной партииКороткая рокировкаВзаимодействие фигур и пешек в шахматной партииДлинная рокировка

— Конь ходит русской заглавной буквой «Г» в любом направлении, то есть на две клетки по вертикали и одну по горизонтали или две по горизонтали и одну вертикали. Конь — это единственная шахматная фигура, которая может перепрыгивать, как свои, так и чужие фигуры.

Взаимодействие фигур и пешек в шахматной партии

Цель игры

Многие наши читатели задают вопрос, как научиться играть в шахматы в короткий срок. Ответ на него очевиден. Главное – понять суть и основную цель – поставить мат королю соперника. Эта ситуация означает, что королю на доске некуда отступать – нет ни свободных клеток в зоне его передвижения, ни других укрытий. Матование означает захват армии противника и соответственно – победу над соперником, который заканчивает игру своим поражением.

Кроме того, начинающим шахматистам предстоит узнать:

  • Как расставлять;
  • Какую позицию занимает король на доске и как его правильно защищать;
  • Удачный шахматный ход;
  • Роль пешки в шахматах.

Популяризацией этих настольных баталий в нашей стране и во всем мире занимается международная организация ФИДЕ. Ею проводятся любительские соревнования, в том числе и для новичков, позволяющие получить не только небольшой денежный выигрыш, но и бесценный опыт в этой интеллектуальной баталии с реальным противником. Регулярная практика позволит вам находить правильный выход даже из безвыходных на первый взгляд ситуациях, научиться виртуозно ставить мат, с достоинством выигрывать и проигрывать

Виды и названия

На шахматной доске располагаются 6 видов фигур. Это ферзь (королева), король, конь, слон (офицер), ладья (тура) и пешка. Каждому начинающему шахматисту нужно знать, как они называются.

Играть следует вдвоем, один соперник управляет черными фигурами, другой белыми. Каждый игрок имеет в своем распоряжении 16 боевых юнитов: 1 ферзь, 1 король, 2 ладьи, 2 коня, 2 офицера, 8 пешек. 

Взаимодействие фигур и пешек в шахматной партии

Король

На поле боя король является самой важной среди шахматных фигур, но одновременно самой слабой. Среди других юнитов, эта наиболее высокая и красивая

На вершине располагается нечто вроде короны.

Продумывая стратегию игры, важно всегда держать короля под надежной защитой, так как успешная атака в его сторону приводит к поражению и называется мат

Взаимодействие фигур и пешек в шахматной партии

Ферзь

Данную фигуру еще называют королевой. Она самая сильная на поле боя, сочетает в себе умения ладьи и офицера. В устаревшем арабском шатрандже королева считалась наиболее уязвимой и ходила по диагонали всего лишь на одну клетку. В европейских шахматах ферзь трансформировался в сильнейшую единицу. Внешний вид королевы аналогичен королю, но имеет более низкий рост. На вершине расположен небольшой шарик.

Ладья

Согласно правилам игры, с ладьей можно провести рокировку. Каждому игроку дается по две таких единицы, располагаются они на краях поля.

Ладья — это тяжелая фигура, внешне напоминает круглую башню. Европейское название — тура, что означает крепостная башня. В различных вариациях шахматной игры внешний вид и название ладьи сильно отличались. Например, в чатуранге ее именовали колесницей (ратх). В шатрандже ладья носила название — рух и означало птицу рух (это персонаж из фольклора арабов). На Руси данная фигура выполнялась наподобие судна (ладьи), откуда и возникло привычное нам сегодня название.

Слон

Офицер передвигается диагонально. В старых шахматах слон ходил диагонально через одну клетку и перепрыгивал через стоящие рядом юниты. Учитывая геометрию доски, он может двигаться только по клеткам одного цвета. В зависимости от того, на каком поле расставлены фигуры, они могут быть черными или белыми.

Начиная игру, шахматисты имеют в своем распоряжении по два слона, стоящих на разных по цвету клетках. Как и конь, слон считается легкой фигурой. По высоте офицер ниже ферзя, верхушка оформлена в виде капли. Такой внешний вид напоминает головной убор церковнослужителя. Европейское название слона — bishop, что переводится как епископ.

Взаимодействие фигур и пешек в шахматной партии

Конь

Конь — это единственный юнит, который не ходит строго по прямой или диагонали. Данная единица перемещается буквой «Г» или «L», при этом она перепрыгивает союзные или вражеские фигуры. Ход коня не изменился со времен первых шахмат. Каждый игрок начинает партию с двумя конями, размещенными между ладьей и слоном. Эту фигуру сложно перепутать с какой-либо другой, так как она имеет вид конской головы на небольшом пьедестале. Европейское название — рыцарь.

Взаимодействие фигур и пешек в шахматной партии

Пешка

Это единственная единица, которая по-разному ходит и атакует. Если во время партии пешка достигает последней горизонтали поля, она становится любой фигурой по усмотрению шахматиста, как правило, игроки выбирают ферзя.

Начиная партию, соперники имеют в своем распоряжении 8 пешек, они располагаются по второй горизонтали и прикрывают более ценные шахматные фигуры. Внешне пешка отличается небольшой высотой, верхушка фигуры украшена шаром.

Несмотря на то, что пешка считается одной из самых слабых фигур на доске, не стоит недооценивать ее роль. Именно эти единицы составляют основу обороны шахматиста.

Взаимодействие фигур и пешек в шахматной партии

Как установить доску и расставить отряды?

Все действия проходят на доске, состоящей из 64 черно-белых квадратов. На ней будут стоять две армии, совершаться тщательно продуманные ходы с целью поставить мат противнику. Первое, что нужно узнать начинающим игрокам – как правильно расставить все. Об этом вам расскажет любой самоучитель.

Популярные статьи  Развязать позицию. И снова Фролкин

Расстановка начинается с правильной установки доски — нужно убедиться, что у белых в правом нижнем углу находится белая клетка.

Каждому игроку предстоит расставить свою армию, в которой состоят:

  • 2 ладьи;
  • 2 слона;
  • 2 коня;
  • Его величество с королевой (ферзем);
  • 8 пешек.

Правила расстановки довольно просты. На крайних клетках в первом ряду стоят ладьи, за ними ставятся кони и слоны. Центральные клетки первого ряда предназначены для главных фигур. Для ферзя предусмотрена клетка одного с ним цвета, он любит свой цвет! Где стоит король — рядом с ферзем. Во втором ряду доски перед ними расставляются пешки, играющие роль рядовых вашей настольной армии. Именно им предстоит делать первый ход, подставляться под удар, защищая короля. Такое расположение фигур считается классическим.

Описание шахмат

Шахматы — очень старая игра. Предположительно, шахматы возникли в Индии в четвертом или пятом веке, но неизвестно, кто их изобрел. Шахматы представляют собой интеллектуальное состязание между двумя игроками. Это очень логическая игра, где удача играет маленькую роль.

В игре в шахматы задействовано две стороны, черные и белые, за каждую из которых выступает один игрок. Шахматная доска состоит из 64 клеток, светлых и темных, чередующихся по цвету. Доска поделена на восемь столбцов и восемь рядов. Столбцы имеют буквенное обозначение (слева направо: a, b, c, d, e, f, g и h), ряды — числовое (сверху вниз: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 и 8). Таким образом, каждая клетка имеет обозначение, исходя из того, в каком столбце и каком ряду она находится. Сначала в записи клетки следует столбец, затем — ряд, например, клетка в левом нижнем углу имеет обозначение a1 (столбец a, ряд 1).

Доска всегда ставится таким образом, чтобы ближняя угловая клетка справа от игрока была светлой. Каждая клетка может быть либо пустой, либо ее может занимать какая-либо фигура. Изначальная позиция шахмат состоит из 16 белых фигур и 16 черных фигур, расположенных показанным ниже образом.

Правила игры в шахматы. Цель, победа или ничья

Игроки в шахматы делают ходы поочередно, первый ход за белыми. Партия в шахматы продолжается до победы или ничьи. Вы выигрываете, если поставили мат сопернику. Чтобы лучше понять, что такое мат, начнем с рассмотрения понятия шаха.

Шах — это ход, после которого вражеский король оказывается на битом вами поле, то есть под угрозой съедания. Такой ход означает дать (объявить) шах королю. Находящийся под шахом король должен следующим ходом устранить шах, например, отойти на другое поле или защититься от шаха своей фигурой или съесть фигуру, дающую шах.

Взаимодействие фигур и пешек в шахматной партииШах слоном

Мат — это когда король находится под шахом и не может устранить этот шах, то есть игрок сделавший неотразимый шах, поставил мат сопернику.

Взаимодействие фигур и пешек в шахматной партииБелые ставят мат

Партия заканчивается вничью, если нет возможности поставить мат, например, у одного остался только король, а у второго король и слон или король и конь. Одним конем или слоном мат невозможно поставить, поэтому фиксируется ничья. Если один из игроков поставит Пат, то это тоже считается ничья.

Взаимодействие фигур и пешек в шахматной партииБелые делают ошибочный ход и получается ничья, так как на доске — Пат

Пат — это когда появляется позиция на доске, при которой соперник не может сделать ход. Пат похож на мат, за очень важным исключением, при мате есть шах, а при пате его нет.

Самые распространенные заблуждения относительно правил игры в шахматы можно посмотреть здесь.

Проходная пешка

Пешка называется проходной, когда нет неприятельской пешки ни перед ней (то есть на той же линии), ни на одной из соседних линий. Её сила особенно проявляется в эндшпиле, так как на доске остается меньше фигур, которые могли бы помешать проходной пешке превратиться в ферзя.

Взаимодействие фигур и пешек в шахматной партии

Взгляните на диаграмму выше. У белых лишняя пешка, которая к тому же является проходной. Кроме короля у черных нет других фигур, чтобы остановить её движение. Рано или поздно черный монарх будет вынужден отправиться на ферзевый фланг, в то время как белый король сможет беспрепятственно забрать пешки королевского фланга.

Б

Батарейный мат — это ситуация в шахматах, когда игрок объявляет мат двумя (или более) фигурами, которые составляют батарею.

Батарея — это ситуация в шахматах, когда две (или более) дальнобойные фигуры одного цвета располагаются на одной вертикали, горизонтали или диагонали для усиления потенциала атаки.

Белопольный слон — это слон белых или черных, который передвигается по диагоналям белого цвета.

Бешеная фигура — это прием в шахматах, когда фигура добровольно стремится отдать себя вражескому королю с целью поставить мат в будущем.

Кстати…
В статье мы рассказываем про этот прием подробнее на примере ладьи.

Блиц — это шахматная партия, в которой у каждого игрока есть не более 10 минут на обдумывание ходов.

Блокада — это стратегический прием в шахматах, при котором игрок располагает свою фигуру перед опасной пешкой соперника с целью остановить ее наступление.

Блокировка — это тактический прием, при котором одну фигуру соперника заставляют блокировать путь для отступления другой, более ценной.

Быстрые шахматы — это шахматная партия, в которой у каждого игрока есть больше 10, но меньше 60 минут на обдумывание ходов.

Другие правила шахмат

  • Пешка, достигнув последнего поля, может быть повышена до ферзя, ладьи, слона или коня, в тот же ход — этот процесс называется превращением пешки. Результат превращения происходит сразу же. Поэтому, если пешка превращается в ферзя, ферзь, если ситуация позволяет, сразу ставит шах или даже мат вражескому королю.
  • Каждый ход должен совершаться одной рукой.
  • Фигура, за которую игрок уже взялся, должна быть обязательно передвинута, только если ее передвижение не ставит своего короля под шах. Это правило называется «взялся – ходи».
  • Если затронута вражеская фигура, то она должна быть взята, если это возможно. Если это не возможно, то игра продолжается, как будто фигуру и не затрагивали.
  • Игрок может поправить фигуру на доске во время своего хода, сказав при этом «поправляю».
  • Во время рокировки сначала передвигается король, и затем ладья.
  • Когда используются часы, кнопка на них должна нажиматься той же рукой, которая двигала фигуру во время хода.
  • Игра должна проводиться с уважением к оппоненту. Игрок не должен отвлекать или мешать своему оппоненту.
  • Игрок может добровольно сдаться, в случае чего он проигрывает, а его противник выигрывает. Также игрок может предложить ничью — если противник принимает предложение, объявляется ничья, иначе игра продолжается.
  • Правило 50 ходов: если было совершено 50 последовательных ходов, как белыми, так и черными, и при этом не было ни одного взятия, и не было ни одного хода пешкой, можно потребовать ничью.
Популярные статьи  Мат в 1 ход. Кто сильнее, конь или слон?

Существуют также и некоторые другие правила шахмат. Полный список правил смотрите на официальном сайте FIDE.

Начальная шахматная расстановка фигур

Взаимодействие фигур и пешек в шахматной партии

На этом изображении вы можете увидеть шахматную доску со всеми ее фигурами. В начале игры у одного противника есть армия белых фигур, а другой противник управляет армией черных фигур. Количество фигур у каждого игрока — 16.

Взаимодействие фигур и пешек в шахматной партии

На 2-й и 7-й горизонтали дружно в ряд выстроились пешки. В начале игры их у вас целых 8 штук.

Взаимодействие фигур и пешек в шахматной партии

Далее, по краям шахматной доски, расположились ладьи — фигуры, похожие на башни.

Взаимодействие фигур и пешек в шахматной партии

У ладей есть соседи — удивительные фигуры, похожие на лошадей. Только называются они чуть более официально — не лошади, а кони.

Взаимодействие фигур и пешек в шахматной партии

Рядом с конями не менее интересные фигуры — слоны. Действительно слоны, хоть и без хобота и красивых больших ушей.

Взаимодействие фигур и пешек в шахматной партии

Теперь перейдем к поистине величественной фигуре — ферзю. Он стоит в центре доски и всем своим видом говорит, что он здесь главный. Корона, все дела — ну как ему не поверить! Но нет, есть фигура посерьезнее.

Ферзь любит свой цвет и стоит только на поле своего цвета. То есть черный ферзь на поле черного цвета, белый ферзь — на белом.

Взаимодействие фигур и пешек в шахматной партии

Во главе шахматного войска стоит король. Он, как и ферзь, расположен в центре шахматной доски. Да-да, у каждой армии есть предводитель, и в шахматах он тоже есть.

Разве главный в шахматах не тот, кто ими управляет?
Да, шахматную армию на путь к победе ведет игрок. Но король важен для своих фигур, ведь цель шахмат — свергнуть вражеского монарха!

Вот мы и познакомились со всеми шахматными фигурами, их названиями и расстановкой. Пора перейти к подробному описанию каждой фигуры и раскрыть их главные особенности.

Название шахматных фигур с картинками

Далее пора разобраться с названием шахматных фигур по картинкам.Здесь мы лишь словами описываем то, как они ходят. Также вы можете переходить по ссылкам, чтобы с помощью видео освоить ходы всех фигур.

Король

Король (King) — это самая главная фигура на «поле боя», вокруг которой и строится игра. Ведь конец игры наступает именно тогда, когда повержен король соперника. Несмотря на свой статус, король довольно ограничен в перемещениях, он может передвигаться всего на одну клеточку в любую сторону. Но при этом у него есть преимущество — возможность рокировки. Этот термин означает совместный ход с ладьей, в ходе которого король отправляется в более безопасно место.

Взаимодействие фигур и пешек в шахматной партии

Ферзь

Ферзь (Queen) — это самая активная, сильная и вторая по значимости фигура во время игры. Ее возможности в траекториях движения наиболее разнообразны. Ферзь может ходить как вверх и вниз по доске, так и влево и вправо, а также и по белым, и по черным диагоналям. Королева — тяжела фигура с точки зрения противника, ведь она обладает большими возможностями для защиты короля и практически в любой момент может оказаться в нужном месте. Выглядит ферзь обычно почти так же, как и король, но немного ниже и с часто с небольшим шариком на верхушке.

Взаимодействие фигур и пешек в шахматной партии

Ладья

Ладья (Rook) — эта фигурка двигается только вертикально или горизонтально и ограничена препятствиями. На старте у игрока есть две ладьи, которые размещаются по краям поля. Иногда любители называют их «турами», но опытным игрокам это «режет» слух.

Взаимодействие фигур и пешек в шахматной партии

Слон

Слон (Bishop) — тоже парная фигура, считается легкой, обычно выглядит как невысокая башенка с заостренной капелькой. Эта форма может напомнить одежды монаха — так оно и есть. Появилась фигурка именно благодаря тому, что католические священники увлекались шахматами и привнесли в нее что-то свое.

Конь

Взаимодействие фигур и пешек в шахматной партии

Конь (Knight) — обычно выглядит, как соответствующее животное. Его особенность — необычная манера передвижения, а именно буквой «Г» в любую сторону. Конь легко перепрыгивает через препятствия (фигуры соперника) и в начале игры стоит рядом с ладьей.

Пешка

Пешка (Pawn) — это шахматный солдат, который первым рвется в бой, открывает игру. У каждого есть по 8 пешек. Ходят они наиболее просто — по одной клеточке и только вперед, хотя в качестве первого хода могут перепрыгнуть через клеточку, — а сбивают вражеские фигурки только наискосок. Пешки играют важную роль, они обороняют другие фигуры, а дойдя до противоположного края доски могут вернуть вместо себя любую сбитую ранее фигурку — и ферзя, и ладью, и коня. Исключение здесь составляет только король.

Взаимодействие фигур и пешек в шахматной партии

Оцените статью
Павел Алексеев
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Взаимодействие фигур и пешек в шахматной партии
Шахматы как модель жизни - Каспаров
Шахматы как модель жизни — Каспаров